Срочные новости раздела
Художник вырастили в бомбоубежище поющие грибы

Художник вырастили в бомбоубежище поющие грибы

Каждый керамический гриб создан с помощью дружеского жеста – художник зажимал глину в руке, как бы здороваясь с материалом, а потом придавливал ее сверху ладонью, так у гриба появлялась шапка. Идея кристально проста и как никогда актуальна – речь о взаимопомощи, дружбе, линейных отношениях в социуме, свободном от иерархии, коммерции и правил - как место, где расположилась тотальная мультимедиа инсталляция.

Эпиграфом к мультимедиа инсталляции становится китайская притча, изложенная на керамических плитках с помощью иероглифов. История эта повествует о двух зайчиках, которые радостно бегали по полянке, собирали грибы и не знали забот. Потом один из них задумался о смысле жизни, а следом второй, оба загрустили, начали спрашивать всех зверей о сути бытия, но никто не давал ответ.

И тут один заяц вспомнил все напасти, какие им пришлось пережить: как на них нападали лисы, как они голодали после засухи, и тогда не думали о смысле жизни, а думали, как выжить. «Сейчас мы сытые, запасов хватает, звери нас не обижают, погода теплая, жить радостно! Но мы зачем-то ищем смысл жизни… Получается именно сейчас мы его потеряли?», – подытожил один из зайцев. Природа умнее и добрее нас, людей, считающих себя властителями мира и выстраивающих сложные правила и системы отношений в обществе. Об этом и весь проект. 

В следующем зале мы находим уютную гостиную, собранную из мебели и деталей интерьера, оказавшихся под рукой у художника Натальи Тимофеевой. Эти советские вещи, быть может, помнят те времена, когда это место использовалось как бомбоубежище во время войны.

В еще одном зале с низкими потолками на полу светится малиновым цветом строчка из 14 цифр. Это геолокация необычной арт-точки на карте Москвы, расположенной на территории центра творческих индустрий «Фабрика». А финальном зале мы встречаем главного героя – грибницу, которая словно выросла сама собой в этих катакомбах. Здесь звучит странная песня, напоминающая инопланетный шум (саунд для проекта написал музыкант Олег Макаров).  

– В этой инсталляции мы с Сергеем говорим о низовых художественных само организациях, которые как грибы хаотично возникают в комфортных им местах. Гостиная создает приватное пространство, куда пускают не всех, а приближенный круг художников, но здесь я делаю эту зону видимой и открытой для каждого. Геолокация – словно якорь, это постоянные данные, которые идентифицируют местонахождение нашей «арт-грибницы», где художники могут свободно общаться и мыслить, – рассказывает Наталья Тимофеева.

Грибы не случайно становятся основном лейтмотивом проекта. Это особое царство, которое имеет признаки и растений, и животных. Сергей Катран, не только художник, но биолог, вслед за многими исследователями с мировым именем считает, что грибы способны наделены альтернативным интеллектом и эмоциями. И их мир куда справедливее нашего – в нем нет иерархии, это царство равных возможностей. Грибница – своего рода модель децентрализованного общества.

Первые керамические грибы Катран сделал с помощью главного жеста сотрудничества – рукопожатия – несколько лет назад. Сейчас в его коллекции – тысяча таких грибов. У Сергея есть и соавтор – чайный гриб по имени Опёника, и она давно стала видным участником российской арт-сцены. Как? Просто Катран каждое утро выпивает напиток с чайным грибом, и бактерии, которые попадают в его организм, начинают действовать на него и заражать Сергея новыми художественными идеями, рассказывает он. Опёника помогла и с этой инсталляцией.

Стоит добавить, что в этой анархической грибной арт-истории отразились многие мировые тенденции. Взять хотя бы идею скульптуры с отпечатком ладони. Подобный метод использовал и Урс Фишер, автор «Большой глины №4», что установлена на Болотной набережной и стала объектом широких дискуссий.

Впрочем, идея у Фишера иная – швейцарец размышляет об акте творения как таковом, а Катран – о социальном взаимодействии, построенном дружбе, взаимопомощи и открытости. Но жест схож, пусть и с разным посылом. Кстати, российский художник не знал о скульптуре Фишера, когда начал свою серию. Второй немаловажный момент состоит в том, что Катрана с его идеей биоцентрического мира, которая живет в нем не первый год, попал в свежую струю: куратор 59-й Венецианской биеннале Сесилия Алемани тоже считает, что эпоха антропоцена прошла, идея о превосходстве человека устарела, пришло новое время. Курс на линейные социальные связи опять же как никогда актуален. Так что, похоже, в свободном подполье с мирным названием «Бомба» рождается истина новой эры…

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Индустрия фейков набирает обороты. В отсутствии информации ее постоянных «клиентов» - звёзд и полумесяцев из шоу-бизнеса - фейкоделы сдвинули фокус внимания  в сторону театра и направили против его
подробнее...

Незадолго до смерти Александр Демьяненко говорил с легкой горечью о том, что ему шестьдесят, а он по-прежнему Шурик. Но если раньше актер раздражался, испытывал от этого дискомфорт, то позднее пришел
подробнее...

В частных разговорах кинематографисты объясняют новую инициативу исключительно страстью к деньгам, которых Михалков лишился из-за временной отмены Московского международного кинофестиваля. Дело в том,
подробнее...

Режиссер спектакля Эльдар Трамов (актер, ассистент Римаса Туминаса) не просто следует методу Зеллера, извлекая мысли героев наружу, но и показывает изнанку бытового сюжета, разгадывает его как ребус,
подробнее...

В этом году международное положение, казалось бы, тоже не благоприятствовало организации интернационального проекта, однако он состоялся и прошел на высочайшем уровне. Победители, да и все участники
подробнее...

В начале съемок Юрий Стоянов находится в весьма бодром расположении духа и утверждает, что трудностей в работе, с учетом накопленного в первом сезоне вампирского опыта, видит немного. «Проблемы
подробнее...

Перед «речным» фасадом гигантского параллепипеда Новой Третьяковки — самая заметная часть проекта: огромный мурал художника Дмитрия Аске. Кто прогуливается пешком или на самокате по набережной, имейте
подробнее...

«Квадрат» триумфально держался весь 2017 год, получив коллекцию самых престижных наград по всему миру. Эстлунд показал в нем безумный мир и бесполезных людей, претендующих на причастность к искусству.
подробнее...

Филипп теперь шутит: «Я 35 лет на сцене, 90, которые сейчас справляет Бедрос, мне будет еще через 35. В общем, придется потерпеть». Оговаривается: «Если, правда, доживу». Знаешь, Филипп, ты это
подробнее...

На днях мировой судья Жан-Мишель – тот самый, что вел «дело Бетанкур», в рамках которого под подозрение попал Николя Саркози – выписал ордер на арест Жан-Люка Мартинеса, а также главу отдела
подробнее...

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...

В двух шагах от Суздальского кремля и Торговой площади открылся Центр мира, и первой выставкой здесь стал проект «Мечты о будущем». Больше трех лет ушло у творческого сообщества, состоящего из местных
подробнее...

Холодная, сухая электрическая стена звука погружает слушателя в круглосуточную автомобильную лихорадку мегаполисов, наполненную спешкой и неотложными делами. Светлана поет о постоянно увеличивающейся
подробнее...

А когда Лорд был у меня в гостях, он играл на легендарном органе Hammond B-3 1965 года выпуска; такой же орган был у него самого. На этом органе он давал мастер-класс для учеников нашей рок-школы.
подробнее...

- Начо Дуато поставил этот балет специально для Михайловского театра, - рассказал на пресс-конференции худрук театра Владимир Кехман - Существует  много знаменитых балетных версий трагедии Шекспира,
подробнее...

«На Красной площади всего круглей земля» — эта строка из стихотворения Осипа Мандельштама идеально описывает локацию, которая с 3 по 6 июня стала территорией книг, журналов, газет, комиксов — всего,
подробнее...