Срочные новости раздела
Памяти режиссера Виталия Мельникова:

Памяти режиссера Виталия Мельникова: "Деда и отца расстреляли"

Уже будучи человеком почтенных лет, он вернулся в те места, где прошло его детство, — в село Мазаново Амурской области. Было это как раз во время фестиваля «Амурская осень» в Благовещенске. Мельников тогда отправился в такой дальний путь из Санкт-Петербурга вместе с дочерью Ольгой, заранее готовился к поездке, и она оказалась очень эмоциональной для всех. Почему мальчик, выросший в деревне, решил стать режиссером? Как это стало возможным?

«Маниакальная любовь к кино зародилась лет в 13, — объяснил тогда обозревателю «МК» Виталий Мельников. — Я жил в маленькой сибирской деревушке, название которой происходило от слова «цинга». Семья была репрессирована. Деда и отца расстреляли. Мы с матерью сами себя послали в ссылку, чтобы уберечься, иначе бы нас обязательно разъединили. Меня бы загнали в детский дом, а маму отправили в более страшное место. Так началось мое сибирское детство. Школу я окончил в Сибири».

Он считал, что ему еще повезло: во время войны преподаватели высочайшего класса, белая кость профессуры из университетов Москвы и Ленинграда, эвакуировались в Сибирь. «Тогда не было клубов, но имелась кинопередвижка, на которой возили фильмы из одной деревушки в другую, — продолжал Виталий Вячеславович. — Электричества тоже не было, и для показов использовали динамо-машинки, их надо было непрерывно крутить. Я был одним из тех, кто крутил ручку динамо. Меня это потрясло: тень на простыне вдруг вызывала у зрителя необыкновенные чувства. Они верили, что это настоящая жизнь, переживали, плакали, смеялись. Так что я с 13 лет причастен к кино. Помогал чем мог заезжим киномеханикам. Как только закончилась война и можно было в потоке эвакуированных вырваться из ссыльного края, я помчался в Москву искать ВГИК. Было мне 17 лет. ВГИК в то время был в эвакуации в Алма-Ате, а я толкался в Москве».

Он учился у великих мастеров — Сергея Юткевича и Михаила Ромма, а после ВГИКа попал на Ленинградскую студию научно-популярных фильмов, где снимал про труд и досуг на селе («В колхозном клубе» и «Новые мелиоративные машины»), искусствоведческие картины и агитационное кино, призывавшее выращивать кукурузу. «Я пришел в кино в период бескартинья. Что я мог сказать после ВГИКа как режиссер и человек? Что к тому времени накопилось за душой? Я десять лет проработал в научно-популярном кино. На студии, где его производили, встречались безумно интересные люди, которых вроде бы «ссылали» туда с «Ленфильма» — по сути, выпихивали лиц ненадежных, странных, не подходящих по биографическим и национальным признакам. Великолепная для меня школа!» — вспоминал Мельников.

Он строго оценивал собственные достижения, будучи изумительным, тонким, угадывающим время режиссером. Не боялся признаться в неудачах — «все было при такой длинной жизни». А в общей сложности сделал тридцать картин: 23 игровых и большое количество неигровых, которые были важными для появления его художественных лент. Опыт работы в документальном кино помог, как он сам считал, в «лицедейском кино».

Свою последнюю картину «Поклонница», о Чехове, он снял в 2012 году. Работа была трудной и унизительной, поскольку фильм снимался при полном безденежье, артисты работали в надежде, что когда-нибудь их труд оплатят.

Трудился Виталий Вячеславович до последних дней: писал сценарии, прекрасно понимая, что сам уже не сможет их снять. Кино было самым важным и любимым его занятием, сутью жизни. Оно продлевало ему жизнь. Родные, понимая это, всячески его поддерживали. Работа держала режиссера в тонусе многие годы, когда кино он уже не мог снимать. Называл себя «старинным режиссером», поскольку хранил верность людям, с которыми работал, приглашал их на свои картины. Так, рабочие отношения с Евгением Леоновым переросли в дружбу. То же самое было со Светланой Крючковой.

Он знал толк в актерах и многих открыл, хотя те снимались и до него. Так, зрители узнали молодых Николая Караченцова и Михаила Боярского в «Старшем сыне». Одну из лучших своих ролей у Мельникова в «Начальнике Чукотки» сыграл Михаил Кононов. А как прекрасна в его картине «Здравствуй и прощай» Людмила Зайцева, которой теперь только и приходится прощаться — уходят один за другим друзья и коллеги.

Виталий Мельников был не только значительным режиссером, но таким же человеком. Не культивировал в себе величия, был божественно прост. Много лет он надеялся на возрождение «Ленфильма», который застал в «золотую» пору и которому так много дал самим фактом существования своего кинематографа, где всегда был главным человеком.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сюжет сериала «Рик и Морти»Шоу было основано на серии короткометражных мультфильмов Джастина Ройланда, которая выходила под общим названием «The Real Animated Adventures of Doc and Mharti». Они
подробнее...

Первое, что вспоминается о совместных проектах, — это «Избранные» Сергея Соловьева с Леонидом Филатовым и Татьяной Друбич. Картина снималась в начале 1980-х в Колумбии. Были еще редкие совместные
подробнее...

Сам проект уже можно назвать многострадальным. Съемки должны были начаться еще два года назад, но по разным причинам они откладывались несколько раз. Но в подобной ситуации исполнительница главной
подробнее...

«Острые козырьки» — это британская криминальная драма об истории знаменитой банды Острых козырьков, разворачивающаяся в начале 20 века. Первый сезон был показан в 2013 году. На сегодняшний день вышло
подробнее...

Через двадцать лет после премьеры «Бригада» все еще выглядит чем-то вроде классики жанра, хотя идеальным проектом на эту тему картину назвать сложно. Он вышел в эпоху, когда сериалы часто обозначали
подробнее...

Как гласит поговорка, подарок явно пришелся ко двору. А также – к месту и ко времени. Тема русскости и гордости за эту русскость - более чем разогретая на данный исторический момент, и одно название
подробнее...

Сюжет сериала «Женщина-Халк»История сериала будет посвящена юристке Дженнифер Уолтерс, кузине Брюса Бэннера.По сюжету с Дженнифер произойдет несчастный случай, после которого ей понадобится
подробнее...

- Тихон, у тебя есть цикл стихотворений «Друг всех птиц», в нем упоминаются крачки, удоды, горихвостки, сычи. А еще ты называешь в поэзии каменок, жаворонков, зимородка, уток, ходулочника, бекаса,
подробнее...

Программы, в которых люди пытаются стать лучшими версиями самих себя, давно признаны перспективным форматом. Особенно если в сюжет заложены щекочущие нервы детали. Но если перевоспитание жутких
подробнее...

Итак, как всегда в Большом императорском фойе на фоне исторического декора с лепниной и вензелями Николая II за столом президиума руководители Большого и модератор конференции, начальник пресс-службы
подробнее...

Проект начинается как раз с лаконичных работ, свидетельствующих о редукции визуальности. В качестве преамбулы приводятся работы Александра Родченко и Варвары Степановой, Тимура Новикова и Виктора Цоя.
подробнее...

Сюжет фильма «Серый человек»«Серый человек» — это экранизация одноименного романа американского писателя Марка Грини. Эта книга для Грини стала дебютной, после ее успеха он сразу занялся написанием
подробнее...

Составлен очередной ежеквартальный рейтинг лидеров мнений россиян в категории "Театр и кино". Это сделано холдингом "Ромир". Топ-10 возглавил актер и режиссер Никита Михалков. Второе и третье места
подробнее...

«Братья и сестры! К сожалению в силу текущих обстоятельств проведение нашего российского тура We are Little Big, заявленного в прошлом году, не представляется возможным. Очень ждем следующей встречи.
подробнее...

Что такое «Американская история ужасов»?«Американская история ужасов» — это сериал-антология в жанре хоррор. Действие каждого сезона разворачивается в совершенно новой вселенной, но с теми же
подробнее...

В Интернете на тему «засилья КГБ» в театре и киноиндустрии можно найти массу публикаций. Если суммировать прочитанное, то кажется, что чуть ли не все звезды сцены и экрана были агентами
подробнее...

Полочные картины, спектакли, разрешенные к показу только после правильных партийных «рекомендаций». Про квартирники, рок-группы и вспоминать нечего — запрещалось, кажется, все. Обжегшись на молоке, мы
подробнее...

«Вы сами справедливо указываете, что влияние государственных институтов на их работу должно быть исключено. В этой связи представляется целесообразным перенести обсуждение данной инициативы на одну из
подробнее...