Срочные новости раздела
В Третьяковке  показали театр мира Гриши Брускина

В Третьяковке показали театр мира Гриши Брускина

Theatrum mundi в переводе с латыни означает «театр мира» — таково название спектакля Гриши Брускина, вобравшего его старые работы, многие из которых прежде не показывались в России, в единое драматическое произведение. В этом спектакле девять сцен. Первая же захватывает зрителя целиком и полностью, превращая в героя действа. В темноте перед нами возникает синий всадник в противогазе, который мчится по стенам навстречу неведомому божеству, напоминающему идола одной из самых древних и загадочных цивилизаций — майя. Образ наездника, оседлавшего время, вызывает ассоциации и с «Синим всадником» Кандинского, ставшего символом освобождения от окаменелых традиций в искусстве, и с всадниками Апокалипсиса, которые несут, согласно Откровению Иоанна Богослова, чуму, войну, голод и новый мировой порядок. В свете этой динамичной проекции мы видим две скульптуры — еще одного всадника на коне с множеством ног и голову «Спящей музы», напоминающей знаменитую скульптуру Константина Бранкузи, только с искривленным до ужаса лицом-маской. «Противогаз защищает наездника от напастей нашего времени: смертоносных вирусов, химического и биологического оружия. Гонец несет весть о том, что мир изменился», — гласит пролог к спектаклю Брускина.

Следующие сцены являют перед нами снова памятники. Это полуразрушенные позеленевшие скульптуры — в одном зале представленные в виде миниатюр на столе, в другом — в виде больших памятников в огромных ящиках. Эти мирные и военные образы (от генералов и солдат до пионеров и спортсменов) напоминают об иконоборческой пандемии (свержении памятников) в бывшем СССР. Однако снятые с пьедестала боги не сразу теряют идеологическую силу и магическую ауру, они остаются на подкорке памяти, преследуют нас как призраки, пока новые герои занимают свои места на сцене. Театральный репертуар меняется, но насколько он принципиально нов?

Театр мира невозможен без сцен «розового счастья», которое в советское время рисовалось на открытках и плакатах, теперь же идиллическими картинками заполнены соцсети. Гриша Брускин в сцене №6 рисует вместо них реальную, но до боли комическую жизнь, где многие герои, как и синий всадник, живут в противогазе. На явь мы смотрим словно сквозь тусклое стекло — так и называется эта сцена, цитатой из Нового Завета (послание к коринфянам святого апостола Павла). Следующая сцена — многофигурная. Здесь религия, в которой существует запрет на изображение (иудаизм), обретает зримые фантастические формы на разноцветной гигантской шпалере. Древние сравнивали мир с ковром, сотканным Богом, объясняет выбор материала автор. Эта Вселенная фантастических существ тоже поделена на сцены, где в каждой четыре героя. Эта многослойная метафора подготавливает нас к финалу спектакля, где зритель вновь сталкивается с фигурками-архетипами, сотканными из всемирных и чисто советских мифов. Механические младенцы, танки и солдаты, башни и идолы вместе напоминают картины Босха. А последняя сцена под названием «Смена декораций» превращена в театр теней, где на сцену выходит новый герой — «русская идея». Она изображена в виде сложного сообщающегося сосуда и множества других скульптур, где смешиваются разные мифы, над которыми снова парит двуглавый символ империи…

Художник, родившийся в 1945 году, выросший и сформировавшийся как личность в годы «холодной войны», рисует мир вооруженным, а войну — обезоруженной. Этот спектакль, собранный из произведений, которые были созданы еще до пандемии, можно было бы озаглавить так же, как Лев Толстой свой самый увесистый и значительный роман. Он намного шире нашего времени, но из дня сегодняшнего смотрится как пророчество.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как выяснил «МК», специалисты приведут в порядок захоронение современницы Лермонтова, чей образ оставил неизгладимый след в душе поэта. Сегодня надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой
подробнее...

— Сейчас худруки, открывая очередной сезон, во вступительном слове обозначают художественную и даже больше общественную повестку в жизни театра. А ты этого не сделал, почему?— Сегодня я смотрю на
подробнее...

Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров
подробнее...

Боль утраты для многих все еще сильна, а память об артисте, который стал олицетворением яркой страницы в истории российской поп-музыки и первого бойз-бенда «Ласковый май», не оставляет безучастными
подробнее...

Российский журналист, медиаменеджер и ведущий Андрей Норкин в эфире НТВ заявил, что в российских гостеатрах лишились работы те актеры и режиссеры, которые выступили против специальной военной операции
подробнее...

Киномюзикл как жанр обычно вызывает опасения у местных продюсеров. Органично наполнить сюжет музыкой и сделать ее неотъемлемой частью всего происходящего в кадре совсем непросто. Даже подбор песен
подробнее...

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком
подробнее...

К созданию действа на Соборной площади, где декорации воспроизвели с помощью мультимедийных экранов, подключились местные учреждения культуры, в том числе Симфонический оркестр Белгородской
подробнее...

Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет —
подробнее...

«Впервые две третьих поступлений переданы безвозмездно», – с гордостью говорит директор Евгений Богатырев, обращаясь к дарителям и друзьям музея. Они и сегодня пришли не с пустыми руками: коллекция
подробнее...

Астрахан весьма энергично провёл свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра.
подробнее...

Слава богу, не в жизненном, а в театральном — действие спектакля, в котором Александр Анатольевич играет одну из трех главных ролей, происходит именно в сумасшедшем доме. Поэтому чествовать именинника
подробнее...

В Театре на Бронной 5 сентября пршла премьера спектакля Юлии Пересильд, где она выступила в качестве режиссёра  и группы Zero People. Постановка носила  название «Мужчина/Женщина». Пересильд уже ранее
подробнее...

Об этом и многом другом зрителям нашего эфира расскажет театровед, доктор искусствоведения, председатель научного совета энциклопедии «Театр России. XXI век», секретарь Союза театральных деятелей РФ
подробнее...

60 театров, музеев, дворцов культуры библиотек и памятников пострадали за это время. Причем повреждения получили архитектурные жемчужины шахтерской столицы — здания Донецкого музыкально-драматического
подробнее...

В беседе с журналистами SOLENKA.INFO продюсер Владимир Гинзбург рассказал, что возможно Первый канал заменит ведущую музыкального шоу «Голос 60+» Ларису Гузееву. Он указал, что руководители канала
подробнее...

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и
подробнее...

В беседе с Prozvezd.info Воропаева рассказала, что Пугачева приобрела права на песню поэтессы и Архипова во время подготовки к своему юбилейному концерту. Как рассказало поэтессе ближнее окружение
подробнее...