Срочные новости раздела
На «Золотой маске» показали тихий спектакль с участием Тереховой и Бурляева

На «Золотой маске» показали тихий спектакль с участием Тереховой и Бурляева

Поставил спектакль Антон Федоров — выпускник Театрального института им. Щукина, работавший в театре «Около», Гоголь-центре, в разных городах страны. На московскую премьеру пришли Игорь Костолевский, Виктор Сухоруков, Сергей Епишев, все, кто наслышан о таланте режиссера, ставшего модным в театральных кругах. Сам он, предваряя работу, говорил о том, что у него сложные отношения с советской военной драматургией и литературой, и когда была озвучена тема 75-летия Победы, хотел отказаться. «Я не тот человек, который может сделать спектакль-праздник к 9 Мая», — сказал Антон Федоров. В итоге поставил «Иваново детство», чтобы тихо поговорить о том, чего уже не знает его поколение, не ворошить историю, но затронуть эмоциональное состояние. 

Справа от сцены в зрительном зале стоит полуразбитое пианино. К его остову прикреплены военные фотографии, и оно напоминает полыхающую печь. Удивительно, как пианист, а скорее тапер умудрялся разглядеть клавиши и ноты. Потрескивающий «огонь» мешал даже зрителям, сидящим в зале.

Ближе к авансцене, как за гримировальным столом, у зеркала сидит взрослый Иван, которого играет Нияз Зиннатуллин. Тот самый герой, которого мы знаем по фильму «Иваново детство» Андрея Тарковского. Только он не погиб во время войны, а вырос и теперь ворошит прошлое, снимает на мобильный телефон лодочки, солдатиков, документы, и все это транслируется на большом экране в глубине сцены. В остальное время там идут кадры из фильма Тарковского. Есть и другой Иван — ребенок, статичная марионетка в военной форме, тот самый 13-летний мальчик, которого сыграл у Тарковского юный Николай Бурляев. Куклой управляют Первый солдат и Второй солдат — актеры ТЮЗа, не кукольники, от услуг которых отказались принципиально, пригласив только режиссера кукольного театра Анну Деркач. В марионетке нет теплоты и дыхания. Она статична как смерть, какой-то гомункул. А ведь профессиональный кукольник способен вселить жизнь в своего персонажа.

Формально указывается, что спектакль сделан по повести «Иван» Владимира Богомолова, но на самом деле почти покадрово — по фильму Тарковского «Иваново детство», которому колоссально проигрывает. Использованы также кадры и образы из «Зеркала». В спектакле мать Ивана сидит на спинке металлической кровати, как сидела героиня Маргариты Тереховой у Тарковского на заборе у дома в лесу. Тот же пучок волос, тот же изгиб шеи, та же пластика и мизансцена. Звучит детский голосок Коли Бурляева из «Иванова детства». И вот уже на экране — мать самого Тарковского и другой мальчик, которого в пятилетнем возрасте сыграл Филипп Янковский. В это время на сцене взрослый Иван разговаривает со своей молодой матерью. Она еще не умерла, а может, ее уже нет, но она возникает во снах и видениях. Они почти ровесники. 

Антон Федоров впервые выступил как сценограф. С колосников сквозь щель нависает сухое дерево. Сверху посыплется земля после взрыва, и черная пыль останется на лицах и одежде зрителей, сидящих в первом ряду. Великие фильмы оживили, но сценическая версия вторична и вызывает много вопросов.

По сценариям и по мотивам фильмов теперь часто ставят спектакли, а в нынешней «Золотой маске» участвует еще и «Танцующая в темноте» по Ларсу фон Триеру в постановке новосибирского театра «Старый дом».

На днях Николай Бурляев, представлявший «Иваново детство» в Доме кино, вспоминал, как проходили съемки. В ноябре снималась сцена в болоте, и оператор Вадим Юсов придумал защитные скафандры из полиэтилена для юного Коли и Евгения Жарикова. Нужно их было надевать под одежду. Но стоило актерам опустить ноги в болото, как вода тут же проникала сквозь этот костюм. «Они-то все в тулупах, а мы с Женей в болоте мерзнем. Юсов увидел, что я синий, и спросил: «Холодно? А ты пописай туда. Мы так в армии грелись». Юсов для меня был чуть ли не последней инстанцией. Через некоторое время он спросил: «Сделал?» Я ответил: «Да». — «Ну и как?» — «Так же холодно». Прошла жизнь, и перед его уходом, когда он работал на моей картине «Сергий Радонежский», я ему задал вопрос: «Вы тогда издевались над мальчиком?» Он ответил: «Нет. Мы и вправду так грелись». Поди проверь — правда это или нет. Но так было», — вспоминал Бурляев.

А сестра Тарковского Марина Арсеньевна, представляя «Зеркало» в кинотеатре «Художественный», сказала, что это автобиографический фильм, но не надо путать биографию художника с его произведением. Она вспомнила, как после премьеры в Доме кино поток людей выходил из зала и почти ни один человек не подошел к Андрею, чтобы поблагодарить. Тогда не поняли «Зеркало». Марина Арсеньевна вспомнила, как к ним в дом приходила Маргарита Терехова, утвержденная на роль матери в «Зеркале», чтобы познакомиться с матерью Тарковского; претенденткой на роль была и Марина Влади. С матерью Тарковского Терехова сразу нашла общий язык, а ее героиня еще не прошла те испытания, которые выпали матери Андрея и Марины. Трудно после таких историй, очередных просмотров хорошо знакомых фильмов принимать современные иллюстративные трактовки. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как выяснил «МК», специалисты приведут в порядок захоронение современницы Лермонтова, чей образ оставил неизгладимый след в душе поэта. Сегодня надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой
подробнее...

— Сейчас худруки, открывая очередной сезон, во вступительном слове обозначают художественную и даже больше общественную повестку в жизни театра. А ты этого не сделал, почему?— Сегодня я смотрю на
подробнее...

Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров
подробнее...

Боль утраты для многих все еще сильна, а память об артисте, который стал олицетворением яркой страницы в истории российской поп-музыки и первого бойз-бенда «Ласковый май», не оставляет безучастными
подробнее...

Российский журналист, медиаменеджер и ведущий Андрей Норкин в эфире НТВ заявил, что в российских гостеатрах лишились работы те актеры и режиссеры, которые выступили против специальной военной операции
подробнее...

Киномюзикл как жанр обычно вызывает опасения у местных продюсеров. Органично наполнить сюжет музыкой и сделать ее неотъемлемой частью всего происходящего в кадре совсем непросто. Даже подбор песен
подробнее...

К созданию действа на Соборной площади, где декорации воспроизвели с помощью мультимедийных экранов, подключились местные учреждения культуры, в том числе Симфонический оркестр Белгородской
подробнее...

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком
подробнее...

Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет —
подробнее...

«Впервые две третьих поступлений переданы безвозмездно», – с гордостью говорит директор Евгений Богатырев, обращаясь к дарителям и друзьям музея. Они и сегодня пришли не с пустыми руками: коллекция
подробнее...

Астрахан весьма энергично провёл свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра.
подробнее...

Слава богу, не в жизненном, а в театральном — действие спектакля, в котором Александр Анатольевич играет одну из трех главных ролей, происходит именно в сумасшедшем доме. Поэтому чествовать именинника
подробнее...

60 театров, музеев, дворцов культуры библиотек и памятников пострадали за это время. Причем повреждения получили архитектурные жемчужины шахтерской столицы — здания Донецкого музыкально-драматического
подробнее...

В Театре на Бронной 5 сентября пршла премьера спектакля Юлии Пересильд, где она выступила в качестве режиссёра  и группы Zero People. Постановка носила  название «Мужчина/Женщина». Пересильд уже ранее
подробнее...

Об этом и многом другом зрителям нашего эфира расскажет театровед, доктор искусствоведения, председатель научного совета энциклопедии «Театр России. XXI век», секретарь Союза театральных деятелей РФ
подробнее...

В беседе с журналистами SOLENKA.INFO продюсер Владимир Гинзбург рассказал, что возможно Первый канал заменит ведущую музыкального шоу «Голос 60+» Ларису Гузееву. Он указал, что руководители канала
подробнее...

В беседе с Prozvezd.info Воропаева рассказала, что Пугачева приобрела права на песню поэтессы и Архипова во время подготовки к своему юбилейному концерту. Как рассказало поэтессе ближнее окружение
подробнее...

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и
подробнее...