Срочные новости раздела
В Перми прошел необычный вечер памяти Сергея Дягилева

В Перми прошел необычный вечер памяти Сергея Дягилева

Вечер «Дягилев. Hommage» был составлен из четырех новых одноактных балетов, имеющих прямое отношение к Дягилеву и поставленных хореографами — лауреатами конкурса «Арабеск» разных лет. Большинство этих балетов в разное время входило в репертуар дягилевской компании. Только один балет — «Сады Аранхуэса» — так никогда и не был осуществлен. Труппа тогда гастролировала в Испании по приглашению короля Альфонсо XIII, и после успеха балетов Леонида Мясина «Менины», вдохновленных картиной Веласкеса и опиравшихся на испанские придворные танцы, оформленной Пабло Пикассо «Треуголке», и задумываются «Сады Аранхуэса». Это тоже должен был быть балет на музыку «Испанской рапсодии» Мориса Равеля Дягилева, однако проект так и остался задумкой.

Сама идея поставить балет, основываясь на невоплощенном проекте Мясина, привлекла хореографа из Санкт-Петербурга Юлию Бачеву. В музыке Равеля ей померещился сад, в котором можно навсегда сохранить свою любовь. И этот балет — о «душе сада» и его чарах. Тела танцовщиков она уподобляет деревьям, которые качаются, прижавшись друг к другу, как молодые влюбленные. Здесь девушки в легких «испанизированных» платьицах и юноши в трико с обнаженным торсом составляют пять пар, взаимодействующих с главной — Ляйсан Гизатуллина и Илья Будрин.

В свою импрессионистическую хореографию автор слегка вплетает испанские мотивы и движения, но по сути перед нами неоклассическая лексика. В ее хореографии много томности, все зыбко и непостоянно. Хотя эти томность и зыбкость в прямом соответствии с музыкой могут вмиг обернуться веселым испанским праздником. Юлия Бачева хорошо чувствует музыку Равеля и сумела соединить свою хореографию не только с его чарующими мелодиями, в которых довольно свободно себя чувствовали пермские артисты, но и с живописью Владимира Васильева, которая проецировалась на задник и прекрасно создавала атмосферу этому произведению.

Балет «Игры» был поставлен «Богом танца» Вацлавом Нижинским в 1913 году и предшествовал премьере его же балета «Весна священная», ставшего источником многих течений современной хореографии. То же самое можно сказать и о балете «Игры». Его эстетика и новации намного опередили свое время. Никаких спортивных «игр», на которых построен балет Нижинского, в спектакле Юлии Репициной нет. Ее постановка метафорична и условна. Хореографа больше интересуют «мужское» и «женское», «игра» в ее балете ведется между ними. Перед нами лабиринт отношений трех пар. Хотя и здесь много перекличек с замыслом Нижинского, ведь легкий флирт между тремя его героями (юношей и двумя девушками) лежит в основе его хореографии. Но драматургическое напряжение в этом по сути бессюжетном балете отсутствует.

Более режиссерски выстроены два другие балета — «Кикимора» и «Павильон Армиды». Балет «Кикимора» был создан на музыку Анатолия Лядова в 1916 году, во время того же испанского путешествия Дягилева, по приглашению Альфонсо XIII. Мясин в мемуарах писал, чем было вдохновлено это произведение: «Когда я был мальчиком, мне очень нравилось слушать народные предания, которые рассказывал в Звенигороде не лишенный воображения деревенский юноша. Меня волновали странные персонажи этих историй и их необыкновенные приключения». Известного современного хореографа Александра Могилева именно эта «русскость» в музыке и привлекла. Но историю он рассказывает совершенно другую. Кикимора у него не вредный потусторонний сказочный персонаж, а олицетворение женского начала. Кикимора (ее партию танцевала пермская прима Булган Рэнцэндорж) в балете Могилева одета в стиле садо-мазо: в черное кожаное боди и чулки. И смахивает на современную эстрадную певичку из разряда «поющие трусы». Это женщина-вамп. Она восседает на красном диване в соблазнительной позе и хочет нравиться, иметь успех, поклонников. Вооруженная красными «шпильками», вихляющей походкой от бедра, она подходит к микрофону. В спектакле Могилева много юмора, иронии, талантливо поставленной хореографии. Потому и смотрится он свежо и интересно.

Балет «Павильон Армиды» принадлежит к самым известным произведениям дягилевского репертуара. Именно в этом балете в вариации раба Вацлав Нижинский выполнял свой фирменный зависающий прыжок. Современный пермский хореограф Алексей Расторгуев сделал в музыке Николая Черепнина, на которую и был в 1907 году поставлен этот балет Михаилом Фокиным, купюры, сократив часовую партитуру до 20 минут. Поменял концепцию, сюжетные линии и финал, но суть сценария Александра Бенуа сохранил. Путник Рене и его слуга, застигнутые непогодой, попадают в замок престарелого графа (Александр Таранов) и графини (ее роль исполняет сам Алексей Расторгуев), где остаются на ночлег. А дальше граф видит сон: фрески и картины в его замке, как по волшебству, оживают, слуги вновь становятся молодыми, и ему является волшебница Армида (Екатерина Полещук), ожидающая своего возлюбленного Рене (Артем Мишаков), в котором старый граф неожиданного узнает себя, только красивого и юного. А дальше граф просыпается… Вместо графини рядом с ним только ее платье.

Балет о Ринальдо и волшебнице Армиде впервые был поставлен еще при дворе Людовика XIII. К сожалению, новое прочтение стало лишь ироничнее. «Павильон Армиды» стал последним номером программы, после которого «выстрелил» великолепный финал, феерически срежиссированный Владимиром Васильевым. В завершении оммажа Дягилеву он подарил зрителям не только редко сейчас исполняемую музыку — увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, но искрометно продирижировал оркестром и всем, что происходило на сцене. Да так харизматично и энергично, что вызвал бурю восторга зрительного зала!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— Сейчас худруки, открывая очередной сезон, во вступительном слове обозначают художественную и даже больше общественную повестку в жизни театра. А ты этого не сделал, почему?— Сегодня я смотрю на
подробнее...

Как выяснил «МК», специалисты приведут в порядок захоронение современницы Лермонтова, чей образ оставил неизгладимый след в душе поэта. Сегодня надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой
подробнее...

Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров
подробнее...

Боль утраты для многих все еще сильна, а память об артисте, который стал олицетворением яркой страницы в истории российской поп-музыки и первого бойз-бенда «Ласковый май», не оставляет безучастными
подробнее...

Российский журналист, медиаменеджер и ведущий Андрей Норкин в эфире НТВ заявил, что в российских гостеатрах лишились работы те актеры и режиссеры, которые выступили против специальной военной операции
подробнее...

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком
подробнее...

Киномюзикл как жанр обычно вызывает опасения у местных продюсеров. Органично наполнить сюжет музыкой и сделать ее неотъемлемой частью всего происходящего в кадре совсем непросто. Даже подбор песен
подробнее...

К созданию действа на Соборной площади, где декорации воспроизвели с помощью мультимедийных экранов, подключились местные учреждения культуры, в том числе Симфонический оркестр Белгородской
подробнее...

Астрахан весьма энергично провёл свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра.
подробнее...

Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет —
подробнее...

«Впервые две третьих поступлений переданы безвозмездно», – с гордостью говорит директор Евгений Богатырев, обращаясь к дарителям и друзьям музея. Они и сегодня пришли не с пустыми руками: коллекция
подробнее...

Слава богу, не в жизненном, а в театральном — действие спектакля, в котором Александр Анатольевич играет одну из трех главных ролей, происходит именно в сумасшедшем доме. Поэтому чествовать именинника
подробнее...

Об этом и многом другом зрителям нашего эфира расскажет театровед, доктор искусствоведения, председатель научного совета энциклопедии «Театр России. XXI век», секретарь Союза театральных деятелей РФ
подробнее...

60 театров, музеев, дворцов культуры библиотек и памятников пострадали за это время. Причем повреждения получили архитектурные жемчужины шахтерской столицы — здания Донецкого музыкально-драматического
подробнее...

В Театре на Бронной 5 сентября пршла премьера спектакля Юлии Пересильд, где она выступила в качестве режиссёра  и группы Zero People. Постановка носила  название «Мужчина/Женщина». Пересильд уже ранее
подробнее...

В беседе с журналистами SOLENKA.INFO продюсер Владимир Гинзбург рассказал, что возможно Первый канал заменит ведущую музыкального шоу «Голос 60+» Ларису Гузееву. Он указал, что руководители канала
подробнее...

В беседе с Prozvezd.info Воропаева рассказала, что Пугачева приобрела права на песню поэтессы и Архипова во время подготовки к своему юбилейному концерту. Как рассказало поэтессе ближнее окружение
подробнее...

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и
подробнее...