Срочные новости раздела
Почему Зощенко всю жизнь боролся с религией: простое объяснение

Почему Зощенко всю жизнь боролся с религией: простое объяснение

   Произошедшее с Михаилом Зощенко – классический пример итога отношений писателя и власти в Советской России. И «Рассказы о Ленине» написал, и церковь и ее служителей унижал многократно, и поддерживал систему ГУЛАГа (Зощенко делал это открыто – прочтите его «Историю одной перековки», где одобряется использование рабского труда при строительстве Беломорско-Балтийского канала имени Сталина)… Но все равно нашелся партийный босс – Андрей Жданов, который назвал его чуждым советской литературе явлением.

Но нас сегодня – в день Воскресения Христова, интересуют причины, по которым Зощенко практически всю жизнь «боролся с Богом». Его короткие произведения «Рассказ про попа», «Пасхальный случай», «Последнее Рождество», «Шумел камыш» полны «антирелигиозной пропаганды». Если священник – то обязательно сомневающийся, готовый отречься от веры из-за того, что на его глазах ограбили церковь. Или произносящий в конце важнейшего таинства слова: «может, матка, и Бога нету, химия все». Если верующий человек – то обязательно старичок, обобравший соседей по купе поезда в Сочельник.

Недаром же – в 1989 году, в предисловии к сборнику «Исповедь» (составленному «Политиздатом Украины» - вот такая ирония), исследователь Юрий Владимирович Томашевский называл Зощенко чуть ли не главным борцом с религией – так яростно и так тонко писатель выступал на страницах своих произведений против «старой» веры. (Известен его афоризм: «дайте людям другую веру – эта устарела»).

К слову, «тонко» работать у Зощенко получалось не всегда.

И его рассказы в свете новых законов тянут на «оскорбление чувств верующих». Возьмем для примера «Пасхальный случай». Раздается звон колоколов, верующие ждут, когда их куличи и крашенки окропят святой водой. А дальше случается «ЧП районного масштаба», которое литератор возводит в трагедию:

-Проходят они мимо меня, а отец-дьякон зазевался на свое блюдо и хлоп ножищей в мою тарелку. У меня аж дух захватило. Ты что ж, говорю, длинногривый, на кулич-то наступаешь? В пасхальную ночь…

- Извините, говорит, нечаянно.

Я говорю:

Мне с твоего извинения не шубу шить. Пущай мне теперь полную стоимость заплатят. Клади, говорю, отец-дьякон, деньги на кон!

       Лишившийся кулича «верующий» называет дьякона «сукиным котом», устраивает скандал, и требует вернуть ему деньги, не соглашаясь на доведенное до абсурда предложение священника «кулич этот кисточкой покропить», чтобы его можно было есть.

       Далее все детали служат созданию нужной автору картины – священник разводит руками, а дьякон «прислонился к забору и щепочкой мой кулич с сапога счищает». Но главный «вывод» из этого делается в угоду «повесточке» тех лет: «теперь куличи жру такие, несвяченые. Вкус тот же, а неприятностей куда как меньше».

Это все делалось, кстати, по «законам Овертона» - сначала допускалась мысль, что куличи не обязательно освящать, а в других текстах – что их не обязательно есть.

Но речь не об этом.

Настораживает, что у Зощенко так много внимания уделено возможности достижения бессмертия с помощью медицины. Так, повествуя в рассказе «Европа» о пожилом мужчине, поехавшем за границу ради омоложения, Зощенко смеется и над самим собой и своими мечтами:

- И вот поехал старичок в Берлин. И пишет из Берлина письмо в Россию. Вроде как хвалится: Сидю, говорит, в Берлине. И на днях буду омолаживаться. А медицина тут поставлена очень отлично каждая кишка на учете. А как омоложусь, так и деньги вышлю за квартиру за все время. И может быть, на ремонт. До свиданья.

А ведь писатель чуть не погиб на фронте в Первую мировую, был отравлен ядовитыми газами, потом всю жизнь мечтал о «возвращении молодости» и элементарно боялся смерти. Конкретно – инфекций и болезней, то есть страдал верминофобией в клинической форме.

И было бы все иначе, если бы лирический герой Зощенко, служивший в 1919 году в полке Деревенской Бедноты, не пожал руку неизлечимому больному (не исключено что это автобиографический факт).

… В комнату вошел человек. Был он очень худо одет. И шея его была замотана какой-то грязной обмоткой. Этот человек вошел в комнату как-то, я бы сказал, униженно. Беспрестанно он кланялся и жался к дверям. И до того он робко стоял, что просто, знаете, неловко было за человека. Чего я тогда подумал, не помню. Наверное, я подумал: Революция, мол, развивается, происходят разные идеи, опять же равенство… А тут, не угодно ли видеть, один человек марает всю репутацию и общий ход вещей.

Может быть, я еще чего-нибудь подумал героическое, но только я решил дать этому жалкому человеку небольшой образцовый урок равенства.

Я протянул ему руку и сказал:

Здравствуйте, гражданин. Садитесь. Рассказывайте.

Человек с обмоткой на шее ужасно испугался, дернул плечом, но руку мне не подал.

Я не помню, что я тогда подумал. Наверное, я подумал: робеет. И снова со всей силой своих идей обрушился на крестьянина.

Я жалостливо взял его за плечи и мягко посадил в кресло. Затем взял его руку и вежливо пожал.

    Узнав, что перед ним прокаженный, герой запаниковал, а затем медики объяснили ему, что «заразиться было легко. Больше того. Зараза сказывалась не сразу. Она могла проявиться через два-три года. А то и через пять лет». И с этим ужасом пришлось как-то существовать.

Именно этот опыт – не важно, лично зощенковский или просто подсмотренный им в чужой биографии, и спровоцированный на собственную – заслонил все остальное, в том числе Бога.  

А руководители СССР, вместо того, чтобы пытаться помочь вернуться к нормальному душевному состоянию, активно использовали его в качестве «рупора». Только провозглашаемые по их указке идеи сегодня никому не нужны. А Зощенко – остался в истории словесности как гений с трагической судьбой.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Индустрия фейков набирает обороты. В отсутствии информации ее постоянных «клиентов» - звёзд и полумесяцев из шоу-бизнеса - фейкоделы сдвинули фокус внимания  в сторону театра и направили против его
подробнее...

Незадолго до смерти Александр Демьяненко говорил с легкой горечью о том, что ему шестьдесят, а он по-прежнему Шурик. Но если раньше актер раздражался, испытывал от этого дискомфорт, то позднее пришел
подробнее...

В частных разговорах кинематографисты объясняют новую инициативу исключительно страстью к деньгам, которых Михалков лишился из-за временной отмены Московского международного кинофестиваля. Дело в том,
подробнее...

В этом году международное положение, казалось бы, тоже не благоприятствовало организации интернационального проекта, однако он состоялся и прошел на высочайшем уровне. Победители, да и все участники
подробнее...

Режиссер спектакля Эльдар Трамов (актер, ассистент Римаса Туминаса) не просто следует методу Зеллера, извлекая мысли героев наружу, но и показывает изнанку бытового сюжета, разгадывает его как ребус,
подробнее...

«Квадрат» триумфально держался весь 2017 год, получив коллекцию самых престижных наград по всему миру. Эстлунд показал в нем безумный мир и бесполезных людей, претендующих на причастность к искусству.
подробнее...

Перед «речным» фасадом гигантского параллепипеда Новой Третьяковки — самая заметная часть проекта: огромный мурал художника Дмитрия Аске. Кто прогуливается пешком или на самокате по набережной, имейте
подробнее...

В начале съемок Юрий Стоянов находится в весьма бодром расположении духа и утверждает, что трудностей в работе, с учетом накопленного в первом сезоне вампирского опыта, видит немного. «Проблемы
подробнее...

Павел Пархоменко — выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, ученик Олега Кудряшова. Он поставил в Театре им. Моссовета гоголевских «Игроков» и «Маму» французского драматурга Флориана Зеллера. Пьесу
подробнее...

На днях мировой судья Жан-Мишель – тот самый, что вел «дело Бетанкур», в рамках которого под подозрение попал Николя Саркози – выписал ордер на арест Жан-Люка Мартинеса, а также главу отдела
подробнее...

Филипп теперь шутит: «Я 35 лет на сцене, 90, которые сейчас справляет Бедрос, мне будет еще через 35. В общем, придется потерпеть». Оговаривается: «Если, правда, доживу». Знаешь, Филипп, ты это
подробнее...

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...

В двух шагах от Суздальского кремля и Торговой площади открылся Центр мира, и первой выставкой здесь стал проект «Мечты о будущем». Больше трех лет ушло у творческого сообщества, состоящего из местных
подробнее...

Холодная, сухая электрическая стена звука погружает слушателя в круглосуточную автомобильную лихорадку мегаполисов, наполненную спешкой и неотложными делами. Светлана поет о постоянно увеличивающейся
подробнее...

А когда Лорд был у меня в гостях, он играл на легендарном органе Hammond B-3 1965 года выпуска; такой же орган был у него самого. На этом органе он давал мастер-класс для учеников нашей рок-школы.
подробнее...

- Начо Дуато поставил этот балет специально для Михайловского театра, - рассказал на пресс-конференции худрук театра Владимир Кехман - Существует  много знаменитых балетных версий трагедии Шекспира,
подробнее...