Срочные новости раздела
В Париже задержаны картины российских бизнесменов Кантора и Авена

В Париже задержаны картины российских бизнесменов Кантора и Авена

Имущество обоих предпринимателей, участвовавших своими работами в нашумевшей парижской выставке, «удержано» во всех странах, которые поддерживают санкционную политику Евросоюза. Но не конфисковано. Это важный в юридическом смысле акцент. История с коллекцией Морозовых, как и «картинный казус» на финской границе (где были задержаны, а потом отпущены произведения из музейного фонда РФ), вообще имеет важное значение для мировой правовой практики. Сейчас европейское законодательство стремительно меняется: меры, направленные против России, вступают в противоречие с Хартией ЕС об основных правах, Европейской конвенцией о защите прав человека 1950 года и другими документами, оберегающими институт частной собственности.

Ясно, что музейные вещи имеют иммунитет, поэтому пусть со сложной логистикой, но возвращаются в Россию. А что будет с произведениями из частных собраний — получат ли владельцы их назад?

— Сейчас мы имеем дело с новыми нормами международного права, которые, вводя определение «санкционных ограничений», частично отменяют предыдущие, в том числе институт частной собственности, — говорит «МК» адвокат Юлия Вербицкая, специализирующая на делах, связанных с искусством. — Ведь для того, чтобы наложить обеспечительные меры (арест), необходимо возбудить судебное производство. Ни по одному из участников никакого судебного производства пока нет. Вместе с тем мы не можем утверждать, что эти предметы удержаны незаконно. Ведь введенные ограничения обусловлены новыми нормативно-правовыми актами, принятыми Евросоюзом. Из содержания данных документов, однако, следует, что судьба этих работ, как и прочего имущества лиц, попавших в санкционный список, до конца не определена, владельцы картин права собственности не лишены. Это право лишь ограничено — они не могут получить свои работы, которые удерживаются теми музейными институциями, куда они были переданы в целях проведения выставки. Их хранение и содержание будут осуществляться за счет этих институций и, возможно, за государственный счет.

— Что будет с этими картинами дальше?

— Политическая ситуация пока не дает возможности говорить о чем-то определенно. После того как она будет разрешена в ту или иную сторону, будут предприняты дальнейшие действия в отношении лиц, попавших под санкции. Процедура изъятия имущества не так проста и в подавляющем большинстве стран подразумевает судебное решение, когда право собственности одного лица прекращается и переходит государству или третьему лицу. Бывали разные прецеденты, например, со странами Латинской Америки, когда собственники, которые считали, что их права ограничены незаконно, обращались в суд: в ряде случаев их иски остались без удовлетворения, но некоторые были удовлетворены.

Однако статус произведений не может вечно быть в подвешенном состоянии. Рано или поздно вопрос о принадлежности картин кисти Кончаловского и Серова придется решать — через суд. И тогда Евросоюзу придется делать выбор между новыми законами, плодящимися сейчас как грибы, и старыми, вымученными и выстраданными в том числе опытом Второй мировой войны. Пойдет ли ЕС по пути большевиков и национализирует частную собственность российских олигархов или останется верен постулатам, которые десятилетиями играли важную роль для репутации Европы и определяли многие экономические процессы там? Время покажет. И, возможно, раньше, чем начнется судопроизводство по картинам с выставки коллекции Морозовых.

История права в Европе — это череда прецедентов. Возможно, ситуация вокруг остального удержанного имущества Авена и Кантора (как и остальных россиян, попавших в санкционные списки, а это более тысячи человек) решится раньше. В тот же день, когда стало известно об аресте картины из собрания Вячеслава Кантора, в Великобритании началось расследование в отношении благотворительных фондов, в попечительском совете которых он состоит. Здесь стоит заметить, что предприниматель является не только российским гражданином, у него есть еще израильский и британский паспорта. И для страны Туманного Альбиона он сделал немало. Например, пожертвовал £9 млн лондонской больнице имени короля Эдуарда VII, где, кстати, лечатся представители британской монаршей семьи. А еще перевел £600 тыс. благотворительному фонду старшего сына королевы Великобритании Елизаветы II принца Уэльского Чарльза. Кантор также финансировал Научно-исследовательский институт тромбообразования, Королевское общество медицины, Центр Анны Фрейд и Королевский театр Ковент-Гарден. Но это ему не помогло. Посмотрим, как решится дело с этими благотворительными фондами, тогда можно будет строить прогнозы насчет художественного частного фонда. Пока можно только констатировать факт задержания вышеупомянутых картин, следить за тем, что будет с яйцами Фаберже из собрания Виктора Вексельберга, которые выставлены сейчас в музее Виктории и Альберта в Лондоне. И ждать «судного дня».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— Сейчас худруки, открывая очередной сезон, во вступительном слове обозначают художественную и даже больше общественную повестку в жизни театра. А ты этого не сделал, почему?— Сегодня я смотрю на
подробнее...

Как выяснил «МК», специалисты приведут в порядок захоронение современницы Лермонтова, чей образ оставил неизгладимый след в душе поэта. Сегодня надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой
подробнее...

Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров
подробнее...

Российский журналист, медиаменеджер и ведущий Андрей Норкин в эфире НТВ заявил, что в российских гостеатрах лишились работы те актеры и режиссеры, которые выступили против специальной военной операции
подробнее...

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком
подробнее...

Киномюзикл как жанр обычно вызывает опасения у местных продюсеров. Органично наполнить сюжет музыкой и сделать ее неотъемлемой частью всего происходящего в кадре совсем непросто. Даже подбор песен
подробнее...

«Впервые две третьих поступлений переданы безвозмездно», – с гордостью говорит директор Евгений Богатырев, обращаясь к дарителям и друзьям музея. Они и сегодня пришли не с пустыми руками: коллекция
подробнее...

Астрахан весьма энергично провёл свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра.
подробнее...

Слава богу, не в жизненном, а в театральном — действие спектакля, в котором Александр Анатольевич играет одну из трех главных ролей, происходит именно в сумасшедшем доме. Поэтому чествовать именинника
подробнее...

Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет —
подробнее...

Об этом и многом другом зрителям нашего эфира расскажет театровед, доктор искусствоведения, председатель научного совета энциклопедии «Театр России. XXI век», секретарь Союза театральных деятелей РФ
подробнее...

60 театров, музеев, дворцов культуры библиотек и памятников пострадали за это время. Причем повреждения получили архитектурные жемчужины шахтерской столицы — здания Донецкого музыкально-драматического
подробнее...

В беседе с журналистами SOLENKA.INFO продюсер Владимир Гинзбург рассказал, что возможно Первый канал заменит ведущую музыкального шоу «Голос 60+» Ларису Гузееву. Он указал, что руководители канала
подробнее...

В Театре на Бронной 5 сентября пршла премьера спектакля Юлии Пересильд, где она выступила в качестве режиссёра  и группы Zero People. Постановка носила  название «Мужчина/Женщина». Пересильд уже ранее
подробнее...

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и
подробнее...

В беседе с Prozvezd.info Воропаева рассказала, что Пугачева приобрела права на песню поэтессы и Архипова во время подготовки к своему юбилейному концерту. Как рассказало поэтессе ближнее окружение
подробнее...

Зрительный зал исторического здания Большого сияет белизной и позолотой, шумит как растревоженный улей. Сотрудники и артисты вышли из отпусков еще в конце августа, но всегда есть что обсудить. В зале
подробнее...

Зендея в Valentino, Эль Фаннинг в Sharon Long, Аманда Сейфрид в Armani Prive, и все в таком духе. Звездная молодежь сверкала всем на радость, а остряки упражнялись в иронии. Комик Пэт Дэвидсон,
подробнее...