Срочные новости раздела
Какие выставки мы не увидим из-за санкций: от «Котла алхимика» до «Призраков»

Какие выставки мы не увидим из-за санкций: от «Котла алхимика» до «Призраков»

Дуэль

4 марта Музеи Московского Кремля планировали открыть выставку «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления». Там собирались представить экспонаты из Лувра, Прадо, Музея истории искусств в Вене, Королевской коллекции Великобритании и национальных библиотек Австрии и Франции. Однако не случилось. Пришлось на ходу пересматривать проект, рассказывающий о поединках чести. Решили не отменять выставку, а пересобрать из отечественных собраний. 

«Кураторам в кратчайшие сроки удалось переработать концепцию экспозиции», - заявила директор музея Елена Гагарина. Проект все-таки откроется – 13 мая – в Успенской звоннице и Патриаршем дворце. Помимо собрания самих Музеев Московского Кремля, будет показано оружие из Военно-исторического музея артиллерии, военные книги из Российской государственной библиотеки, батальная живопись из ГМИИ им. Пушкина и прочая.

Тема, кстати, как никогда актуальна – в центре внимания поединок чести. Дуэли существовали с XIV века (они стали переняли традицию рыцарских турниров) и, несмотря на официальный запрет, случались вплоть до Первой мировой войны.

Дуэль – это не просто стычка на мечах или шпагах, не просто перестрелка, а целый ритуал, обставленный чинно-благородно. У него своя процедура и правила «игры». Чаще всего причиной дуэлей становились оскорбления или обвинения во лжи, хотя нередко поводом могло стать неудачное сказанное слово.

Примечательна история несостоявшегося поединка чести между королем Испании и императором Священной Римской империи Карлом V и королем Франции Франциском I. Этой истории на выставке отведут особое внимание.

В 1525 году Франция проиграла битву при Павии, король оказался в плену у Габсбурга, где был вынужден подписать мир на тяжелых условиях. Когда монарх вернулся на родину, в Париже собрался парламент, который постановил, что Франциск не обязан выполнять соглашение, несмотря на то, что в плену остались его дети. Он подчинился решению парламента.

Тогда Карл обвинил Франциска в клятвопреступлении, а тот ответил обвинением во лжи. Оскорбления вылились в решение о дуэли, условия которой долго уточнялись по переписке, но до дела так и не дошло. В следующие века многие мечтали, чтобы правители именно так решали конфликты — личным поединком.

 Котел алхимика

Выставка «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» в Пушкинском музее тоже должна была стартовать в марте (15-го). Однако ее пришлось перенести на неопределенный срок, не ясно, состоится ли она вообще. Причина в том, что экспонаты из зарубежных собраний невозможно привезти.

В экспозиции планировалось показать работы из Австрии, Германии, Италии, России, США и Японии. Пришлось изучать тему зрения и слепоты, оптических иллюзий и включенности в восприятие различных чувств на научной конференции – по докладам и слайдам. А ведь эта выставка предполагала включение всех ощущений зрителя, должна была быть мультисенсорной.   

Например, работа японского художника Ёхэй Нисимура предусматривала включение тактильных и звуковые ощущений в сочетании со зрением. Но трогать, слушать, нюхать, слепнуть, чтобы вновь прозреть и понять свои чувства по-новому мы не сможем. Подождем до лучших времен. Кстати, проект отсылает к работе Зигмара Польке «Котел алхимика» 1986 года, а она представляет собой опыт преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения.

Призраки

Этот проект должен был открыться в петербургском «Манеже» 13 марта. Он известный, тонкий и монументальный. Его автор – художник с мировым именем, сын еврейских эмигрантов из Одессы, родившийся в Париже, Кристиан Болтански. Он скончался в 2021 году. «Призраки» должны были стать первой персональной выставкой мастера с мировым именем в России, к сожалению, посмертной.

Некоторые работы Болтански уже показывали у нас. Так, два года назад в Еврейском музее его работа стала завершающей точкой на выставке «(Не) время любви», рассказывавшей о романтических отношениях тех, кто оказался в, казалось бы, самых неподходящих для этого ситуации – в концлагерях. На видео Болтански – 800 колокольчиков, подвешенных на тонких прутиках. Они едва слышно позванивают на ветру в заснеженном поле и напоминают об утерянных жизнях. О хрупкости мира, о бренности тела, о важности коллективной памяти.

Холокост и историческая память – главные темы для Болтанки. Он родился в 1944 году и говорил, что год его рождения – есть его травма. Все детство будущий художник слышал рассказы о войне и Холокосте от близких, которые прошли Холокост и чудом выжили, эмигрировав во Францию. Но и те, кто не брался из ужаса лагерей и военных окопов, остались жить благодаря произведениям художника. «Я верю в призраков. Я думаю, мир полон духов, и они среди нас», – говорил Болтанки.

«Призраков» пришлось отменить - против высказались наследники художника. Но, может быть, время для него когда-нибудь настанет: работы Болтанки производят неизгладимое впечатление, и теперь прозвучали бы особенно остро и своевременно.

   Северная сага

14 апреля в Третьяковской галерее должна была открыться выставка финского художника Аксели Галлен-Каллела (1865–1931). Однако музей «Атенеум» и еще 13 арт-институций Финляндии отказались в текущих обстоятельствах давать России работы родоначальника и крупнейшего мастера финского национального романтизма.

Выставка должна была стать первой монографией художника на территории нашей страны. В 1880-е годы Галлен-Каллела начинал как талантливый реалист — жанрист и пейзажист. В первой половине 1890-х он открыл образный мир символизма. А мировую известность художник получил благодаря своим произведениям на сюжеты карело-финского эпоса «Калевала» в 1890–1900-е годы. Его работы не сразу были поняты – казались чересчур смелыми и «декадентскими», однако оказали большое влияние на развитие и русской живописной школы.

Галлена вдохновляли как библейские сюжеты, оккультные и теософские учения, а главное, он много размышлял о предназначении искусства. Кстати, именно он придумал дизайн орденов Белой розы Финляндии и Креста Свободы. Многое в творчестве финского художника перекликается с русской культурой, ведь в его время Финляндия была частью Российской империей. Галлен написал портрет Максима Горького, его самого изобразил Илья Репин. Это художник, которые открывает русскую культуру с другой, северной, точки зрения. Но фокус сместился – проект отменен.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Теперь он обвиняет главный мировой киносмотр в дискриминации российского кино, поскольку в программу не вошла, по мнению Александра Николаевича, блестящая картина «Птица ищет клетку» его ученицы
подробнее...

Жизнь Эрте, как и эпоха, в которую он творил, была полна крутых поворотов: бешеный успех сменялся периодами забвения, а затем снова наступало время всемирной славы. В своих мемуарах он писал: «Я с
подробнее...

— Мне очень нравится выражение Майи Плисецкой: «Все танцуют под музыку, а я танцую музыку». Так вот я танцую Лермонтова, — говорит Максим Аверин, едва отдышавшись после репетиции. Последнюю неделю они
подробнее...

Не на сцене, а где-то наверху, на ярусе, находились ведущие Мириам Сехон и Сергей Епишев, а также члены жюри. Лауреаты подключались к эфиру из разных городов страны. У кого-то было уже поздний вечер,
подробнее...

«Если бы я мог предположить хотя бы десять процентов интерпретации, которую сейчас вкладывают в мою работу, я бы ее не только не показывал, но и не делал.Скульптура «Большая мать» была сделана в 2018
подробнее...

Ежегодно БДФ проводился в Москве и Санкт-Петербурге, но в прошлом году появилась региональная программа, которая проводилась в Севастополе и Калининграде.«На несколько дней Архангельск и Северодвинск
подробнее...

Мы возрождаем Красную империю.Трудящийся народ непобедим!Сначала восстановим пионерию,А следом ВЧК воссоздадим.Таким образом писатель отреагировал на инициативу КПРФ об использовании стяга СССР в
подробнее...

Она была учреждена к 100-летию китайского документального кино. А ее символом и воплощением стал не крепкий человек с упругой грудью, увековеченный в американской статуэтке «Оскара», а неподъемная
подробнее...

Мероприятия конкурса включали в себя не только конкурсные просмотры, но показы вечеров современной хореографии, мастер-классы, творческие лаборатории и встречи, трансляции, фотовыставки, а также
подробнее...

Список нежелательных для гастрольной карты России артистов трудно назвать сюрпризом. В перечень украинских музыкантов и шоуменов, оказавшихся под запретом на российской территории, попали все, кто так
подробнее...

Два ряда стульев для тридцати зрителей, напротив такой же ряд для актеров. За ними – окна, сбоку - зеркала, прикрытые французскими шторами с каскадными драпировками. Ближе к финалу почти двухчасового
подробнее...

В 2013 году Кончаловский уже ставил эту комедию в Италии с артистами неаполитанского театра. Теперь очередь дошла и до Москвы. Сюжет шекспировской комедии разворачивается в Европе XVI века.
подробнее...

Концерт группы «ДДТ» в Тюмени отменили после того, как ее фронтмен Юрий Шевчук отказался играть в зале, украшенном символикой в поддержку российской армии. Другого помещения музыкантам не
подробнее...

Телеведущий и юморист Максим Галкин в новом видеообращении поблагодарил поклонников за зрительскую верность. Он намерен провести 13-е за последние 20 лет турне, и все билеты на его концерты уже
подробнее...

Сын известного российского исполнителя Александра Маршала Артем Триллер имеет российское и американское гражданство. Он родился в США, но считает, что свою жизнь и карьеру ему надо строить в России.В
подробнее...

— Сейчас ситуация в музыкальной индустрии разделилась на «до» и «после». Наверное, должна появиться музыка, которая будет соответствовать новому историческому этапу. Какие у вас ожидания в этом
подробнее...

Столичный "Электротеатр Станиславский" сообщил об отмене спектакля "Сад", в котором должна была участвовать актриса Юлия Ауг. На сайте театра было размещено сообщение о том, что показ отменен "по
подробнее...

   Произошедшее с Михаилом Зощенко – классический пример итога отношений писателя и власти в Советской России. И «Рассказы о Ленине» написал, и церковь и ее служителей унижал многократно, и
подробнее...