Срочные новости раздела
Стул-гильотина, иконы: в Москве показали выставку «Корабль Тесея»

Стул-гильотина, иконы: в Москве показали выставку «Корабль Тесея»

  Концепция куратора выставки Сергея Чернова отсылает к древнегреческому мифу: согласно Плутарху, после возвращения Тесея с Крита, его корабль долгое время стоял на главной площади Афин. Естественно, он постепенно ветшал и износившиеся детали заменяли точными копиями. В результате среди античных философов возник спор – является ли этот корабль аутентичным или это его искусственное подобие. Аристотель считал, что главное идея, а не материал, а Гераклит – что каждый объект неповторим. Со временем «парадокс Тесея» превратился в классический, и, по мнению искусствоведа Андрея Толстого, утратил остроту в наши дни, при этом сохранив «высокую метафоричность образа и его глубоко-концептуальную подоснову». Спустя шесть лет после смерти Андрея Владимировича художники «оживили» его мысль и добавили той самой остроты классическому философскому понятию. Сергей Чернов собрал выставку таким образом, что все его участники – от мифического Тесея и Аристотеля, Андрея Толстого и Александра Панкина (скончался два года назад), до действующих художников находятся в одном дискуссионном пространстве, где времени не существует. 

  Полифония эпох ощущается еще до входа на экспозицию современного искусства. На «Корабль Тесея» мы идем по советским ковровым дорожкам, по лестнице конца ХVIII века, разглядывая старинную лепнину и портрет Игоря Грабаря, с которого началась научная реставрация в России. Наслоение времен в этом доме, которого, по словам директора Института Искусствознания и супруги Андрея Толстого Наталии Сиповской, «трудно не слушаться», способствует осмыслению темы. Идея «белого куба», согласно которой искусство лучше воспринимается в чистом пространстве, как на белом листе, здесь терпит полный и безоговорочный крах. Зал, где расположилась выставка, украшен колоннами и богатым декором, и этот насыщенный интерьер не мешает, а, напротив, дополняет работы современных авторов. Работы Владимира Наседкина даже не сразу замечаешь – так гармонично они вписываются в исторические стены. Его масштабные холсты напоминают развалины древних городов. На самом деле это изображения кораблей, которые художник писал по фотографиям, сделанным спутниками из космоса. Рядом с холстами есть маленькие снимки, которые послужили основой для живописных произведений. 

– Я регулярно совершаю виртуальные путешествия последние 15 лет, – рассказывает Наседкин. – Прежде чем куда-то ехать, открываю карты и смотрю через спутники местность. Здесь – конкретные баржи и сухогрузы, которые превращаются в античные руины.  Разглядывая Землю из космоса, я часто замечаю контуры древних затонувших кораблей и чувствую, как соприкасаюсь с вечностью. Сам факт того, что парадокс Тесея живет тысячи лет, говорит нам о его значении, и о том, что его жизнь будет продолжаться.  

   На «Корабле Тесея» современные формы вступают в диалог с историческими. С потрескавшейся ржавой жести на нас смотрят суровые иконописные глаза, созданные современным художником Валерием Корчагиным – как напоминание о том, что этот этот канон тоже «вырос» из древнегреческого, а главное, что в этой работе само время является соавтором, что говорит о бренности материального и бесконечной жизни идеи. Напротив сурового лика – четыре белых квадрата, помещенные их автором Сергеем Черновым в угол. Также выставлял свой «Черный квадрат» Казимир Малевич – автор иконы нового искусства, положившего начало авангарду. Тема сакральности идеи, воплощенной в образе, ставшем нарицательным, становится отправной точкой исследования. 

    В продолжении – история личного диалога каждого участника выставка с кем-то из мастеров прошлого или их творениями. Дуэт авторов Колесников-Денисов представляют ироничный фотокомикс под названием «Настоящее прошлого», где главными героями становятся иконы искусства ХХ века – от того писсуара Дюшана до «Сына человеческого» Магритта. Михаил Погарский на основе мифа о Тесее создает собственную поэму, которую помещает на вращающиеся таблички, подвешенные словно на обломках легендарного корабля. На видео художника Александра Пономарева он выступает вместо бутафорской фигура на носу корабля, рассекающего ледовитый океан, превращая себя в часть мифа. Маска Александра Панкина, напоминающая по форме венецианские, а по расцветке – супрематическая, отражается в зеркале, словно создавая портал в глубь эпох. Даже бумажный кораблик становится монументальным – художник Андрей Митенев запечатляет его плавание в полуабстрактной фотографии.

   «Здесь как в теории струн – каждое пространство видится в ужатом виде, но стоит на него навести фокус, оно раскрывается. И мы смотрим дальше. Здесь искусство совершает кульбит во времени – такая актуальная археология», – говорит Сергей Чернов. Выставка не дает ответа на вечный философский вопрос, но развивает дискурс, заданный тысячелетия назад, – в новых формах, оттенках и смыслах.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как выяснил «МК», специалисты приведут в порядок захоронение современницы Лермонтова, чей образ оставил неизгладимый след в душе поэта. Сегодня надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой
подробнее...

— Сейчас худруки, открывая очередной сезон, во вступительном слове обозначают художественную и даже больше общественную повестку в жизни театра. А ты этого не сделал, почему?— Сегодня я смотрю на
подробнее...

Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров
подробнее...

Боль утраты для многих все еще сильна, а память об артисте, который стал олицетворением яркой страницы в истории российской поп-музыки и первого бойз-бенда «Ласковый май», не оставляет безучастными
подробнее...

Российский журналист, медиаменеджер и ведущий Андрей Норкин в эфире НТВ заявил, что в российских гостеатрах лишились работы те актеры и режиссеры, которые выступили против специальной военной операции
подробнее...

Киномюзикл как жанр обычно вызывает опасения у местных продюсеров. Органично наполнить сюжет музыкой и сделать ее неотъемлемой частью всего происходящего в кадре совсем непросто. Даже подбор песен
подробнее...

К созданию действа на Соборной площади, где декорации воспроизвели с помощью мультимедийных экранов, подключились местные учреждения культуры, в том числе Симфонический оркестр Белгородской
подробнее...

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком
подробнее...

Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет —
подробнее...

«Впервые две третьих поступлений переданы безвозмездно», – с гордостью говорит директор Евгений Богатырев, обращаясь к дарителям и друзьям музея. Они и сегодня пришли не с пустыми руками: коллекция
подробнее...

Астрахан весьма энергично провёл свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра.
подробнее...

Слава богу, не в жизненном, а в театральном — действие спектакля, в котором Александр Анатольевич играет одну из трех главных ролей, происходит именно в сумасшедшем доме. Поэтому чествовать именинника
подробнее...

60 театров, музеев, дворцов культуры библиотек и памятников пострадали за это время. Причем повреждения получили архитектурные жемчужины шахтерской столицы — здания Донецкого музыкально-драматического
подробнее...

Об этом и многом другом зрителям нашего эфира расскажет театровед, доктор искусствоведения, председатель научного совета энциклопедии «Театр России. XXI век», секретарь Союза театральных деятелей РФ
подробнее...

В Театре на Бронной 5 сентября пршла премьера спектакля Юлии Пересильд, где она выступила в качестве режиссёра  и группы Zero People. Постановка носила  название «Мужчина/Женщина». Пересильд уже ранее
подробнее...

В беседе с журналистами SOLENKA.INFO продюсер Владимир Гинзбург рассказал, что возможно Первый канал заменит ведущую музыкального шоу «Голос 60+» Ларису Гузееву. Он указал, что руководители канала
подробнее...

В беседе с Prozvezd.info Воропаева рассказала, что Пугачева приобрела права на песню поэтессы и Архипова во время подготовки к своему юбилейному концерту. Как рассказало поэтессе ближнее окружение
подробнее...

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и
подробнее...