Срочные новости раздела
«Балет есть только один - русский, по-другому не будет»

«Балет есть только один - русский, по-другому не будет»

- Николай, накануне, ближе к ночи закончился третий тур. Участники, педагоги, фанаты ждут результатов. Какие у тебя впечатления от этого балетного марафона? Тем более с учётом сложнейшей международной  обстановки, когда все русское, включая русское балетное искусство, сейчас под запретом. 

- Знаешь, у меня к конкурсам вообще сложные отношения, потому, что я - не конкурсный артист, я - человек спектакля.  Но отдаю себе отчёт в том, что это очень хорошая школа для самого себя, чтобы посмотреть - что происходит в мире балета. А в самом конкурсе для меня самое важное и ценное только  слово «артист». Чтобы именно оно всегда преобладало над любой техникой. Ттехника - техникой, прыжки, ужимки - это все замечательно, но когда есть энергия, которую артист излучает, а смотрящий на него получает удовольствие - это для меня самое главное на конкурсе. 

- Ты увидел на этом смотре таких ребят?

- Я не могу констатировать, что таких много. Есть люди, которые мне понравились внешне, понравились как артисты, как они подобрали себе репертуар. И расстроили те, кто не очень отдаёт себе отчёт в том, что они делали, как подошли к репертуар, который им, явно, не подходит.

- Перед жюри танцевали новое поколение артистов российского балета. Их работа, умение внушает уверенность, что они смогут сохранить величие балетной державы, какой при всех входящих и без преувеличения сегодня остается Россия?

- Сами конкурсанты внушают. Мне не внушают доверие люди, которые этим процессом руководят. Я об этом говорю много лет: артист - самая зависимая профессия. Как говорил Георгий Вицин: «Артист - это кладбище не сыгранных ролей». И дело в том, что мы развиваемся сообразно тому коллективу, в который попадаем. И у этого коллектива всегда есть голова, которая часто не думает о его нуждах. Скажу, что на конкурсе были ребята, которым навязали хореографию, а они не хотели ее исполнителя. А поскольку эта хореография их руководителя, отказаться от неё они не могли и в результате вылетели со второго тура. 

- Прости, об артистах какого театра или училища идёт речь?

- Я не хочу называть фамилии, но все это очень грустно. Скажем, юноша и девушка, о ком я говорю, были очень способные, и если бы они отказались от навязанной им хореографии, они,  как одаренные люди, прошли бы дальше, 

- На конкурсе, насколько я понимаю, шесть учеников Вагановской Академии, которой ты руководишь. И как быть в таком случае: с одной стороны это твои дети, за них болеешь и желаешь им победы. А с другой - ты член жюри и не имеешь права продвигать, лоббировать своих? Как тут быть?

- Сложно подходить с такой позиции хотя бы потому, что, скажем, приехавшие на конкурс артисты Мариинского театра - многие мои ученики, и с каждым я так или иначе готовил роль. Что же касается лоббистики …Я же не в одном конкурсе принимаю участи и всегда говорю одно и тоже: «Человеку можно дать любую награду, но только наши роли будут подтверждением высокой награды на конкурсе». Я это сказал ещё в 1997 году, когда сам  получал золотую медаль. А были люди в истории конкурса, получившие высокие награды, но о них никто не вспоминает  - просто в тот момент их пролоббировали удачно. 

- Значит, сам факт лоббизма на конкурсе ты не отрицаешь?

- Не отрицаю, и такое есть. Но в этот раз я хочу отдать должное Юрию Николаевичу Григоровичу, который несмотря на свой очень солидный возраст, был очень категоричен в отборе членов жюри. И честно скажу, в команде жюри нет и трёх человек, которые могли бы лоббировать интересы одной школы. Я знаю, как некоторые люди хотели порваться в  жюри, как они ходили по высоким кабинетам и предлагали себя, но Григорович был категоричен. 

- Есть цеховые тайны и ты уходишь от ответа, чтобы сохранить репутацию цеха?

- Ты же знаешь, что у меня характер не сговорчивый: меня попросить что-либо сложно, потому что балет я люблю больше.

- Очень дипломатичный ответ.

- Дело в том, что когда раньше выбирали время для проведения конкурса, всегда учитывали репертуар мировых театров. Сейчас июнь, и это самое неудобное время, но его выдал Большой театр, и я думаю, здесь у него были определённые задумки. Я так утверждаю, потому что даты конкурса выбирались ещё осенью - значит, кто-то не хотел, чтобы приехало много иностранцев. 

- Об этом мой следующий вопрос - отсутствие на конкурсе иностранных артистов пусть и по разным причинам, повлияло на уровень конкурса?

- И без них здесь представлено много стран, сам не ожидал столь большого диапазона: все-таки Московский конкурс - самый главный конкурс в мире в области балета. Большой театр выбирал время для конкурса, а параллельно ему в Хельсинки тоже проходил конкурс (он на днях закончился), и поэтому многие артисты из Европы и других стран не приехали в Москву. И  руководство Большого не могло об этом не знать. Тут момент сложный: немало иностранцев после 24 февраля уехало из России -  те кто учился, и те, кто уже служил, и многие из них вместо того, чтобы ехать в Москву, отправились в Хельсинки. И в жюри там были одни из величайших артистов современности - Николя ле Риш, Хулио Бокка, Нина Ананиашвили, они сами когда-то прошли через московский конкурс и выиграли. 

В балете все очень просто: балет есть только один - русский, и не будет по другому. Если ты возьмёшь любой мировой конкурс, то увидишь, что он так или иначе заявляет русскую классику и юзает ее абсолютно бесплатно. Хочешь не хочешь, а без балетов Петипа не состоит  ни один конкурс. Если бы я это говорил только сейчас, меня можно было в чем то обвинить. Но я это говорю последние 25 лет. 

- Ты можешь авторитетно утверждать, что в балете нам импортозамещение ни к чему? Танцуем  и дальше, без истерик? 

- В классическом балете, конечно. Но не надо забывать, что за XX век, за тот период, когда в СССР был железный занавес, в мире было создано и даже при помощи выходцев из России (Роллан Пети и Морис Бежар всегда говорили, что они учились у русских) создано много достойного и прекрасного как по эту, так и по ту сторону занавеса. Если бы после революции классику не вывезли русские беглецы, то этого репертуара на западе не было бы. Любая версия Нуриева - это переделанный классический балет Петипа. И в хореографии Нуриева оригинальный балет только один - «Ромео и Джульетта». Версия Макаровой - тоже все переделанное. 

- Мы ещё не знаем результатов конкурса и что получат в частности твои воспитанники. Но ты в Москву в любом случае привезёшь выпускной спектакль.

- Да, с 2015-го года я каждый год привожу сюда наш выпускной спектакль. Пауза в два года была тольк из-за пандемии. И вот мы возобновляем традицию и чествуем нашего выдающегося выпускника Юрия Григоровича, который в этом году справляет 95-летие. А школа всегда свои выпускные или зимние «Щелкунчики» посвящает своим выдающимся выпускникам. И как можно пройти мимо такой выдающейся даты Григоровича, тем более ты знаешь какую роль он сыграл в моей жизни. 

- А ты - в его. Ты был единственным, кто в Большом театре не подписал письмо против него в революционные 90-е. Забастовка артистов балета против Мастера, письмо на самый верх с требованием отстранить его от руководства балетом главного театра страны… 

- Я ещё по рангу тогда был артистом кордебалета, и меня это спасло от больших гонений - тут надо сказать правду. Но расскажу о нашем выпускном: 23 июня мы привезём в Кремлевский дворец третий акт из балета «Раймонда» в версии Юрия Николаевича. А в первом акте будет балет Леонида Лавровского «Классическая симфония», «Танцы дня и ночи» из оперы «Джоконда», которые я когда-то восстанавливал по записям Мариуса Петипа. И ещё  Бурнонвиля - «Фестиваль цветов в Дженцано». 

- Извини, но не могу не спросить по поводу твоей телевизионный карьеры - ты заменил Максима Галкина. Как тебе в этом качестве и не остановит ли тебя критика, обрушившаяся после первой же программы?

- Ты знаешь меня много лет - я не читаю на заборах. Если бы я хоть раз повернул голову в сторону тявкающих, то сильно бы отвлекался. А у меня очень много дел и есть чем заниматься.

- Да, не читаешь, но при этом все знаешь и держишь под контролем. 

- На телевидении есть рейтинг, и цифры говорят сами за себя. Положительных откликов в тысячи раз больше, чем  недовольных маргиналом. Особенно тех, кто видит себя на этом месте.  Это первое, а второе - у программы с первого дня ее существования было несколько ведущих - сначала Андрюша Малахов, потом Юля Меньшова, Максим Галкин. А если бы был только один, и  я пришёл к нему на замену, то ситуация была бы не очень ловкая. А меня решили пригласить, но сразу предупредили, что могут ещё кого-то попробовать. «Вы же не обидитесь?»  - спросили меня. Другое дело, что я был поражен, когда узнал какое количество людей посылало туда своих агентов, чтобы занять эту должность. Меня пригласили, а для артиста очень важно понимать, что в тебе заинтересованы. У меня есть основная работа, а телевидение происходит в мои выходные - их у меня два в неделю.   И потом, я артист балета, я привык к составам. Мое дело выйти, хорошо исполнить и отвечать за себя. Моя мама всегда говорила: «Ника, не будь ханжой, дай выступить второму составу. Тебя ценить будут больше». Я этим правилом и живу.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Индустрия фейков набирает обороты. В отсутствии информации ее постоянных «клиентов» - звёзд и полумесяцев из шоу-бизнеса - фейкоделы сдвинули фокус внимания  в сторону театра и направили против его
подробнее...

Незадолго до смерти Александр Демьяненко говорил с легкой горечью о том, что ему шестьдесят, а он по-прежнему Шурик. Но если раньше актер раздражался, испытывал от этого дискомфорт, то позднее пришел
подробнее...

В частных разговорах кинематографисты объясняют новую инициативу исключительно страстью к деньгам, которых Михалков лишился из-за временной отмены Московского международного кинофестиваля. Дело в том,
подробнее...

В этом году международное положение, казалось бы, тоже не благоприятствовало организации интернационального проекта, однако он состоялся и прошел на высочайшем уровне. Победители, да и все участники
подробнее...

Режиссер спектакля Эльдар Трамов (актер, ассистент Римаса Туминаса) не просто следует методу Зеллера, извлекая мысли героев наружу, но и показывает изнанку бытового сюжета, разгадывает его как ребус,
подробнее...

«Квадрат» триумфально держался весь 2017 год, получив коллекцию самых престижных наград по всему миру. Эстлунд показал в нем безумный мир и бесполезных людей, претендующих на причастность к искусству.
подробнее...

Перед «речным» фасадом гигантского параллепипеда Новой Третьяковки — самая заметная часть проекта: огромный мурал художника Дмитрия Аске. Кто прогуливается пешком или на самокате по набережной, имейте
подробнее...

В начале съемок Юрий Стоянов находится в весьма бодром расположении духа и утверждает, что трудностей в работе, с учетом накопленного в первом сезоне вампирского опыта, видит немного. «Проблемы
подробнее...

Павел Пархоменко — выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, ученик Олега Кудряшова. Он поставил в Театре им. Моссовета гоголевских «Игроков» и «Маму» французского драматурга Флориана Зеллера. Пьесу
подробнее...

На днях мировой судья Жан-Мишель – тот самый, что вел «дело Бетанкур», в рамках которого под подозрение попал Николя Саркози – выписал ордер на арест Жан-Люка Мартинеса, а также главу отдела
подробнее...

Филипп теперь шутит: «Я 35 лет на сцене, 90, которые сейчас справляет Бедрос, мне будет еще через 35. В общем, придется потерпеть». Оговаривается: «Если, правда, доживу». Знаешь, Филипп, ты это
подробнее...

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...

В двух шагах от Суздальского кремля и Торговой площади открылся Центр мира, и первой выставкой здесь стал проект «Мечты о будущем». Больше трех лет ушло у творческого сообщества, состоящего из местных
подробнее...

Холодная, сухая электрическая стена звука погружает слушателя в круглосуточную автомобильную лихорадку мегаполисов, наполненную спешкой и неотложными делами. Светлана поет о постоянно увеличивающейся
подробнее...

А когда Лорд был у меня в гостях, он играл на легендарном органе Hammond B-3 1965 года выпуска; такой же орган был у него самого. На этом органе он давал мастер-класс для учеников нашей рок-школы.
подробнее...

- Начо Дуато поставил этот балет специально для Михайловского театра, - рассказал на пресс-конференции худрук театра Владимир Кехман - Существует  много знаменитых балетных версий трагедии Шекспира,
подробнее...