Срочные новости раздела
«Братьев Морозовых»  в Пушкинском показали с открытым финалом

«Братьев Морозовых» в Пушкинском показали с открытым финалом

Здесь всемирно известные вещи представляют на выставке «Братья Морозовы» – так, как они могли быть выставлены в музее, о котором мечтал Иван Морозов. В то же время в Эрмитаж показывает собрания Сергея Щукина, ранее выставленное в Москве. Эти премьеры станут завершающим этапом обменных проектов двух музеев, которые многие годы спорили за щукинское и морозовское собрание и, наконец, нашли компромисс.  

Выставка «Братья Морозовы» начинается с собрания Михаила, который, в отличие от брата Ивана, с малолетства мечтал заниматься культурой, а не бизнесом. Мать Варвара Алексеевна Морозова поняла и приняла желание сына, поэтому отправила его не в реальное училище, а в гимназию, после которого он поступил на историко-философский факультет Московского университета.

Еще будучи студентом, он начал интересоваться собирательством, тем более, что его супругой стала Маргарита Мамонтова, дочь состоятельного купца и увлеченного коллекционера.

Михаил начал покупать картины русских и западных художников в 20 лет и продолжал вплоть до своей смерти в 33-летнем возрасте. Выбор Михаила был часто импульсивен, над его вкусами многие современники посмеивались, считая это увлечение недостаточным для пропуска из купеческой среды в интеллигентскую, и даже делали карикатуры на юношу. И все же благодаря Михаилу в Россию попала первая скульптура Родена (мраморная «Ева» – в центре первого зала), а еще легендарный «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара. И что важно – Иван след за братом Михаилом втянулся в коллекционерскую деятельности и составил собрание в разы больше и значительнее. Именно ему посвящена основная часть экспозиции.

Многие вещи здесь представлены так, как они висели в особняке Ивана Морозова на Пречистенке 21 (сейчас здание занимает Академия художеств). Например, цикл Мориса Дени, занимающий Белый зал, показан так, как располагался в доме Морозова. Эту серию купец заказал у молодого, но уже очень известного французского художника для музыкальной гостиной. В то время было правилом хорошего тона иметь в своем собрании работы Дени. И Иван Морозов переплюнул тут всех европейских и русских коллекционеров, заказав мастеру декоративного жанра огромную серию. 

В ГМИИ салон воспроизведен в «натуральную величину» – то есть стены, на которых развешаны работы, такие же по высоте и длине, что в доме на Пречистенке. В январе 1909 года, когда панно украсили дом мецената, Дени специально впервые приехал из Франции в Россию, чтобы увидеть свои произведения в интерьере. Художник рекомендовал Морозову дополнить зал «вставными» живописными панно и вазами, которые тоже есть в экспозиции.

Иван Морозов как коллекционер действовал методично, ответственно и системно. В отличие от своего главного конкурента, он чаще покупал через галеристов, а все чеки и квитанции тщательно хранил. Многие работы представлены как раз рядом с такими счетами. Кстати, на выставке в Париже их не было: впервые они показываются сейчас в ГМИИ. Вместе с ними экспонируются книги и журналы, которые читал Иван Морозов, и где часто делал разные пометки. «Дурно» у него звучало чаще, чем «хорошо», а определение «очень хорошо» встречается лишь однажды в заметках собирателя.

Морозов – не только коллекционер, но и куратор, если говорить современным языком. Он развешивал картины в своем доме с толком, с идеей, давая им «воздух» – пространство вокруг (в отличие от Щукина, которые размещал картины плотно – в несколько рядов, закрывая ими стену от пола до потолка).

Поначалу Ивана Морозова консультировали художник Константин Коровин и Сергей Виноградов. Очевидно, в их компании он совершил свою первую поездку в Париж, где купил несколько вещей Клода Моне для своей коллекции. Среди первых приобретений – портрет все той же Жанны Самари, только не в полный рост, а поясной. Этот жест был данью памяти брату.

В следующем зале мы находим портреты Ивана (кисти Коровина) и его супруги Евдокии (работа Серова), которая принимала активное участие в собирательстве. Чета Морозовых взирает на серию пейзажей Моне. В этом зале есть и знаменитый «Бульвар Капуцинок», работа французского мастера соседствует с аналогичным сюжетом русского – Константина Коровина. Именно Морозов, заказывая у отечественных мастеров подобные вещи, включил русское искусство в мировой диалог, уверен один из кураторов выставки Алексей Петухов.

Вся экспозиция отражает этот диалог – работы именитых западных импрессионистов, постимпрессионистов и кубистов соседствуют с нашими мастерами.

Есть зал Сезанна, где работы выстроены так, как их датировал Иван Морозов. Сам художник никогда не ставил даты, редко подписывал работы, во многом поэтому долгое время оставался одним из самых загадочных мастеров своего времени. Последние исследования доказали, что русский собиратель очень точно определил последовательность создания пейзажей. Выстроенные в один ряд, они напоминают серию, где одна дорога или река «перетекает» с холста на холст.

В зале Ван Гога мы находим не только его самые знаменитые произведения, такие, как «Прогулка заключённых», «Пейзаж в Овере после дождя» или недавно отреставрированное полотно «Красные виноградники». Здесь же представлен подсвеченный негатив «Ночного кафе». Эта картина была продана советским правительством в 1933 году и сейчас находится в США. 

Друг и недруг Ван Гога Гоген представлен отдельным залом: его таитянки превращаются здесь в мадонн и вступают в диалог с экзотическими сюжетами Сомова и Врубеля. Но особое место на выставке уделено Матиссу, который стал предметом спора между Щукиным и Морозовым. Ивану удалось заполучить себе лучшие вещи Матисса – более того, он заказ Серову свой портрет на фоне натюрморта мастера. Тем самым застолбив за собой место главного в России собирателя Матисса.

В финале выставке зрители находят работы Пабло Пикассо – их Морозов успел купить только три, и все – признанные шедевры. Это «Арлекин и его подруга», кубический портрет Воллара, с которым русский купец дружил, и «Девочка на шаре». Эта картина – одно из последних приобретений коллекционера. Иван Морозов долго выжидал (такой у него был темперамент) и в нужный момент оказался проворнее конкурентов: когда Гертруда Стайн решила переехать в другую квартиру и продать некоторые вещи Пикассо, Морозов не упустил свой шанс. На самом деле за каждым экспонатом, представленным в экспозиции, стоит своя захватывающая история. Но общая история морозовского собрания осталась недописанной, поэтому финал у выставки открытый. Неизвестно, что еще мог бы купить Морозов, если бы не революция, куда мог бы повернуть курс русского искусства, на которое меценат оказал огромное влияние, и каким мог бы быть его музей. Нам остается только представлять и фантазировать – именно такой фантазией о возможном, но не случившемся, стала выставка «Братья Морозовы».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...