Срочные новости раздела
«Аида» в «Геликон-опере» потрясла красотой

«Аида» в «Геликон-опере» потрясла красотой

В фойе зрителей встречают скульптуры древнеегипетских богов — Анубис, Исида, Пта… Публика погружается в атмосферу открытия Суэцкого канала — именно для этого торжественного события ровно 150 лет назад была написана опера Верди. Но то, что зрители увидят, когда откроется занавес, — превосходит все возможные ожидания. Впрочем, об этом чуть позже. А сначала — та самая «Синфония», которая так и не заменила короткую интродукцию-прелюдию, до сих пор традиционно исполняющуюся в качестве увертюры. Впервые она была исполнена в 1940 году Артуро Тосканини.

В «Геликоне» состоялась ее российская премьера. Развернутое симфоническое произведение, построенное на лейтмотивах оперы, сыграли при закрытом занавесе, без отвлечения на какой-либо видеоряд. Великолепно исполненное оркестром под вдохновенным управлением маэстро Валерия Кирьянова, обозначило неожиданные повороты в понимании смыслов этой, казалось бы, вдоль и поперек изученной партитуры. Вспомнилось, что поначалу Верди хотел назвать оперу «Амнерис» (кстати, когда он писал «Отелло», изначально планировал назвать оперу «Яго»). Когда занавес открылся, стало понятно, что совместить два таких сильных впечатления — от увертюры и от возникшей роскошной картинки, было бы непозволительным расточительством. Перед нами Египет, каким его могли бы представить люди с самым неудержимым воображением. Именно таким обладают авторы сценографии спектакля — Тауно Кангро и Ростислав Протасов.

Вместе с художником по костюмам Никой Велегжаниной художники создали фантастический мир воинственной имперской роскоши. На протяжении всего спектакля не оставляло это странное чувство: как красота может быть такой жесткой? Обилие золота в сочетании с черным цветом, агрессивная асимметрия, массивность головных уборов и легкость тканей, внедрение в стилизованные египетские костюмы элементов современной одежды. А в сценографии — скульптуры великанов, которые сначала изображают мирный музыкальный ансамбль, но потом меняют эоловы арфы на копья и мечи. Противостояние обнажает и доводит до крайности все человеческие проявления и предназначения: патриотизм, честность, любовь, страсть, предательство, благородство, выбор позиции.

Чарующе красиво сделана картина на берегу Нила — образ струящейся воды, качающиеся гигантские цветки лотоса, световые блики (художник по свету Денис Солнцев), но при этом — разбросанные по сцене остовы гигантов. Снова красота соединена с чем-то страшным и угрожающим. Персонажи ходят на котурнах. Им неудобно, их пластика (хореограф Эдвальд Смирнов) искажена и неестественна. Особенно подчеркнута эта неестественность у хора. Верховная жрица (великолепная работа Марины Карпеченко) — квинтэссенция ключевого художественного приема спектакля: синтеза величия, красоты и агрессивности.

Кульминация оперы — знаменитая сцена победного возвращения египетских войск во главе с Радамесом. Ее действие разворачивается в пространстве всего зала «Стравинский»: солисты разведены в боковые ложи, хор распределен по периметру зала, на огромной сцене лишь одна Аида. Создается удивительный объемный стереоэффект — и в звуке, и в мизансценах. И это очень мощно.

Как всегда, Дмитрий Бертман внимателен к деталям. Его герои не статичны — они меняются на протяжении спектакля. Амбициозный Радамес (прекрасный тенор Шота Чибиров с сильнейшим красивым голосом, отличными верхними нотами и длинным дыханием) поначалу довольно жесток к рабыне, которую водят на поводке и подвергают унижениям. Аида в исполнении Ирины Окниной, угнетенная, но отнюдь не кроткая, ведет себя отчаянно и ожесточенно. Самоуверенная Амнерис (Юлия Никанорова очень интересна в этой роли, в трактовке Бертмана становящейся ключевой) упивается своей властью. Но вот Радамес возвращается с войны. И все меняется. Герои пережили чувства, оставшиеся за пределами сценического действия, но зато присутствующие в музыке Верди. Радамес, переживший ужасы боев, понимает, что по-настоящему любит Аиду. Аида, испытавшая боль от потери любимого человека и обретшая властного отца (в партии Амонасро Алексей Дедов, как свойственно этому артисту, очень харизматичен), — отказывается от собственной воли, подчиняясь обстоятельствам. Амнерис, предавшая возлюбленного, теряет рассудок от чувства вины.

Финал гениален, не побоюсь этого слова. И только нежелание устраивать спойлер удерживает от соблазна рассказать, как он решен. Скажу лишь, что Бертман это не придумал. Просто он внимательно вслушался в партитуру и вчитался в текст. И сделал так, как написано у Верди.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...