Срочные новости раздела
Декоративное искусство разложили на основные элементы

Декоративное искусство разложили на основные элементы

Открывает проект «Основные элементы» желтый зал, где в витринах, встроенных в стену, представлены вазы, напоминающие архаические творения древних людей. В то же время они – даже для сегодняшнего дня – очень современны. Сдержанная форма, сложный, но не броский рельеф, хрупкая монументальность исполнения. Перед нами три работы разных авторов – Татьяны Зубовой (РСФСР), Эугении Дудайте (Литовская ССР) и Амаяк Бдеян (Армянская ССР). Их роднит позиционирование своих творений: перед нами не вазы для цветов, а самостоятельные произведения, без оттенка прикладной функции. Об этом и вся выставка, рассказывающая историю расцвета так называемого декоративного жанра и изменения его статуса в формальном списке видов и направлений искусств.

В фондах «Царицыно» хранится одна из самых крупных в России коллекций декоративного искусства – около 60 тысяч экспонатов. По масштабам больше только в Музее декоративного искусства – в его фондах находится 80 тысяч экспонатов. Но в «Царицыно» есть уникальные работы, которых не найти на Делегатской, – в том числе произведения, созданные художниками из Прибалтики, которые в 1960-80-х задавали планку декоративного искусства Советского Союза. Некоторые передовые для своего (да и для нашего) времени вошли и в экспозицию, которая задумана как долгоиграющий проект и будет показывать в Хлебном доме ближайшие два года. 

Выставка разбита на несколько разделов, у каждого из которых свое цветовое дизайнерское решение. «Желтый эпиграф» плавно перетекает в первый из залом, так же решенный в землисто-желтом цвете. Он посвящен Земле. Это основа основ керамического искусства (ведь оно рождается из глины) и самого мироздания. «Вместе с Небом Земля возникает в начале бытия – как срединный мир, устроенный для людей», – гласит описание раздела. В советское картине мира земля как тема для творческого осмысления имела идеологические привкус – стояла задача воспеть труд земледельцев колхозников, богатства родины. Но для художников, чьи работы можно увидеть в этом разделе, тема намного шире – из разряда вечных. А для нас, зрителей, интереснее всего видеть результат экспериментов, осмысляющих ее. В 1960-80-х годах керамисты все чаще используют шамот – огнеупорную глину, которую обрабатывают солями металлов, украшают новаторскими глазурями и поливами, что придает произведениям сложные цветовые и фактурные эффекты.

Перед нами разнообразные «земляные» образы: скульптуры «Родники» Отар Вепхвадзе в виде женских силуэтов, «Камчатка» Валерия Малолеткова, где из холма вырастают фигуры рабочих, блюдо «Стадо» Романа Петрука, в котором пасутся коровы. Экспозицию дополняет гобелен «Земля» эстонки Леэзи Эрм из шерсти, льна, жгута, сизали, бисера и блесток – абстрактная, объемная, почти живая картина мира. Чистое концептуальное искусство. Такое же – в каждом разделе. 

За землей следует огонь: в основе экспозиции фарфор и стекло, а их творение невозможно без высоких температур. Здесь стоит обратить особое внимание на небольшое панно-подставку «Солнышко» Василия Цыганова. Оно было отмечено в 1970-х международной премией в Праге – как раз за новаторскую технику. Серные стены «огненного раздела» разрезают святящиеся лампы-молнии, а на большом экране горит пламя, создавая нужную атмосферу в зале с метафорическими произведениями. 

Из огня – на воздух – эта часть выставки поражает легкостью форм и цветов, прозрачность. Далее мы попадаем – в бескрайний космос, который был одной из главных тем 1960-80 годов. Однако здесь вы не найдете скульптур Гагарина, да изображений спутников и первых космических кораблей не много, а те, что есть, созданы в философском ключе. Зато здесь можно в чаше Дмитрия Шушканова увидеть целую галактику…

Вслед за «космосом» исследуем «цвет», «пространство» и «движение», а в финале мы оказываемся внутри «живой материи». Символично, что путешествие по новаторским по формам и техникам работам завершается именно этой «вечной темой», ведь вся экспозиция – словно живая материя, лишенная советской идейной плакатности. Такие работы будут актуальны во все времена.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как отмечает сам музыкант, материал для альбома, в котором двадцать четыре трека, записывался без спешки и дедлайнов. В итоге на эту работу ушло около десяти лет. Совершенно очевидно, что начиналось
подробнее...

Телеведущий Иван Ургант сообщил, что один из российских онлайн-кинотеатров, анонсировавший его "возвращение" на экран с новогодним проектом, удалил страницу с новым шоу. Зрителям планировалось
подробнее...

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Они действительно красивая, с ярко выраженной индивидуальностью пара — на сцене и в жизни. Настя — эмоциональная, порывистая, со смешинкой в глазах, так похожих на звездочки. А Виктор — мягкий в
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

Балет № 1: «Щелкунчик» на все времена«Щелкунчику» исполнилось 130 лет — в декабре 2022 года он как раз отмечает свой юбилей. Существует неисчислимое количество версий этого балета поставленных во всём
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Большинство ценителей «Иронии судьбы» обычно мыслит прямолинейно: мол, если строгий мужчина в костюме и галстуке, без материальных проблем и чувства юмора, зато с собственным автомобилем и доступом к
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...