Срочные новости раздела
Земляк создателя Чебурашки режиссер Тумеля: Шварцман создавал добрых персонажей

Земляк создателя Чебурашки режиссер Тумеля: Шварцман создавал добрых персонажей

Леонид Шварцман родился в Минске 30 августа 1920 года.  Сведущие люди сразу же понимают, что Чебурашка и Крокодил Гена  ходят по Минску того времени.  Шварцман  не раз вспоминал узкие улочки родного города,  деревянные дома,  первый этаж которых был каменным. А рядом с его домом стояла церковь. Все это жило  в мастере до последних дней, сказывалось в придуманном им  сказочном мире. Даже его легендарные обезьянки были связаны со старым Минском. 

Коллега Леонида Шварцмана, режиссер и художник анимационного кино Михаил Тумеля поделился с «МК» своими воспоминаниями.

- Леонид Аронович как и вы родился в Минске.

- Да, в 1920-м году в Минске появился такой мальчик. Жил он на улице Раковской в старом районе Немига.  Этого дома уже нет. Судя по всему, находился он  недалеко от так называемой  Холодной синагоги. Она чуть ли не XVI века. Недавно вышла замечательная книга его воспоминаний, в которой Леонид Аронович об этом вспоминает. И  в цикле его картин, посвященных старому Минску, отображаются  впечатления детства. Лично с Леонидом Ароновичем мне довелось познакомиться, когда он был уже патриархом.

До этого я о нем много слышал, знал из рассказов Федора Савельевича Хитрука и Юрия Норштейна, у которых  учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Ветеранами «Союзмультфильма» часто упоминалось совсем уж детское имя Шварцмана  Лёля. Лично довелось познакомиться с ним в тот период, когда мы занимались проектом «Чебурашка»  с японскими коллегами.

Я несколько раз побывать у Леонида Ароновича дома, познакомился с его замечательной супругой Татьяной. Он был удивительный человек. В этом сходятся все его коллеги и ученики. Это счастливая судьба в анимации. В Шварцмане поразительным образом сошлись и замечательные человеческие качества – доброта, открытость, внимательность, интеллигентность, задушевность, и талант художника. Он - замечательный мастер. У него редкий дар - создавать обаятельных персонажей с добрым наполнением. И им нет счета. Все это проявилось, когда Леонид Аронович  работал с Атамановым, Качановым, когда волею судьбы сам стал режиссером и создал «Котенка по имени Гав». Не припомню, чтобы кто-то вспоминал о каких-то конфликтах со Шварцманом. Я не беру в счет историю с Чебурашкой и Успенским. Это был нонсенс. Самое удивительное, что у Шварцмана  за столько лет жизни не иссякла творческая энергия. У меня сохранилось несколько его сувениров. Он каждый год собственноручно рисовал новогодние открытки  и дарил их своим друзьям и знакомым.  У меня сохранилась такая открытка, нарисованная в Год обезьяны с изображением мартышки из «38 попугаев». Он интересовался искусством. Все его интервью, которые я читал и видел, были очень глубокими и интересными, с мудрыми мыслями и о нашем виде искусства,  и о живописи вообще. 

- Ситуация с японским проектом была щекотливая. Создавался, чуть ли не дубликат того, что сделал Шварцман. Все русское, вплоть до надписей, а картина японская. Когда вы обратились к Леониду Ароновичу, как он отреагировал?  

- Не знаю точно, как строились взаимоотношения с продюсерами, но у нас было несколько встреч  с ним и касались они подхода к персонажам . Нашей команде, работавшей на японском «Чебурашке», выпала редкая возможность попытаться реконструировать творческий метод художника - именно Леонида Шварцмана. Надо было воспроизвести дизайн, уже сложившийся  в четырех фильмах про Чебурашку. С  этим корейцы и японцы справились самостоятельно, пересмотрев  наши фильмы, скопировав и перепланировав кадры, соблюдая определенный формат. Но по сценарию появлялись еще и новые персонажи и  места действия. Необходимо было их сделать так, чтобы не выпасть из стиля, воспроизвести в шварцмановской стилистике. Как раз в этом, как ни  странно, помогло наше с Леонидом Ароновичем место рождения. Когда-то давно мы с моим коллегой Валентином Телегиным  заговорили о Шварцмане. А тогда на студии «Пилот»  Михаил Алдашин собирался где-то в 2003 году делать с американцами полнометражный фильм о Чебурашке. И  Валя обратил мое внимание на то, что все домики  в анимационных городках у Шварцмана  минские.  Это не Москва, ни какой-то другой город, а строения, передающие на тот момент еще немножко провинциальный Минск детства Шварцмана. Я в этом убедился, когда побывал на его выставке. Он сделал серию работ, посвященных своему детству и старому Минску, где и были домики, запечатлевшиеся в его памяти с ранних лет.  Когда мы  создавали новые места действия для японского проекта, в Минске еще сохранились такие уголки. Даже Михаил Алдашин, как человек со стороны, заметил: «Вот эта лавочка точно шварцмановская». Он ее сфотографировал, и мы пытались все это  воспроизвести. То же самое было и с персонажами. Шварцман с Романом Качановым создали целую вселенную. Мы,  люди  из поколения внуков Леонида Ароновича,  смогли все это воспроизвести и развить, потому что ими был заложен крепкий базис. 

- Как вы думаете, в чем причина долголетия мастера?

- Безусловно, сказалась генетика, и это никто не будет отрицать. Мне кажется, что сказалось еще и его позитивное отношение к жизни. Все, кто знал Леонида Ароновича, говорят, что ему не свойственны были негодования, обиды. У него Было какое-то детское удивление перед красотой окружающего мира, которая и настраивала его оптику. А жизнь у Шварцмана была непростая. Он во время войны работал на заводе. Его не отправили на фронт, а эвакуировали на Урал. Может быть, это его и спасло. А потом он смог поступить во ВГИК. То есть он пережил все трудности со страной и  пронес в себе какой-то магический кристалл доброты. По его реакции и разговорам можно об этом судить. По его фильмам видно, что делал их добрый человек. Может быть,  это как раз и уберегает от разрушения.  

- Жена Леонида Ароновича умерла в 2021 году. Как же он жил один? Были ли близкие люди рядом?

- Детей у Леонида Ароновича с Татьяной не было, была только племянница жены. Они принимали участие в ее воспитании, о чем говорится и в книге Шварцмана. Племянница его опекала. По соцсетям моих друзей я видел,  что у Леонида Ароновича до последних дней были какие-то встречи, проекты, выставки. Он не остался один после ухода Татьяны Домбровской. У него были друзья, которые его поддерживали.  Юрий Борисович Норштейн с ним встречался. Мы сегодня как раз говорили с ним по телефону, вспоминали любимый напиток Шварцмана джин.  Однажды, когда я был  у него  в гостях, Леонид Аронович предложил выпить джин, но  выяснилось, что в доме  нет тоника. Я предложил сбегать в магазин». Но Шварцман  сказал: «Не надо. Давайте попробуем разбавить минералкой». Мы разбавили. Получилось тоже ничего. 

Сегодня в нашем разговоре Юрий Норштейн сказал, что Леля прожил удивительно счастливую жизнь. Даже не получается сидеть с унылым лицом и произносить скорбные речи, вспоминается его добрая усмешка, все только хорошее, какие-то смешные случаи. Я думаю, что многие аниматоры сегодня, даже младшего поколения, вспомнят Леонида Ароновича добрым словом, даже если они не являются его прямыми учениками. Профессии-то все учились на «Союзмультфильме», приходя туда работать.  Леонид Аронович преподавал на курсах мультипликаторов, вел там рисунок. У него была нежная дружба со Львом Мильчиным (художник  и режиссером анимационного кино, создавший «Сказку о царе Солтане», «Стойкого оловянного солдатика» - С.Х,).  Они же  земляки, оба  из Минска (Мильчин тоже родился в 1920 году – С.Х.),  учились в одной художественной школе.  Шварцман испытывал большой пиетет к Лёвушке, считал, что он по всем художественным параметрам впереди, и очень нежно о нем вспоминал.  Лев Аронович был хорошим другом  и художником, коллегой и мужем. Они прожили с Татьяной Домбровской лет 70. 

- Откуда взялось это детское имя Лёля?

- Может быть, его так в детстве называли. Даже книжке дали название «Классик  по имени Лёля в стране Мультипликации».   На «Союзмультфильме» мало кого по имени отчеству называют, может быть, двух-трех человек. Но то, что Шварцман – это Лёля,  знали все.

- Неужели так и обращались? Или за глаза так называли?

- Может и была какая-то дистанция, но я слышал, как Юрий Борисович Норштейн называл его по телефону Лелей.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...