Срочные новости раздела
Дыра в крыше театра: почему культура не в списке приоритетов

Дыра в крыше театра: почему культура не в списке приоритетов

Конечно, Андрей Евгеньевич мог не заметить или ему не сообщили, что в Академическом театре имени Тургенева течет крыша. В самом банальном, буквальном смысле слова. Даром что недавно в здании состоялась реконструкция. Как обычно, как всегда и везде у нас, в орловском театре нашлись удивительные и изобретательные люди, которые придумали, как уберечь от воды роскошный новый, приобретенный совсем недавно концертный рояль «Стейнвей». Они соорудили что-то вроде навеса или саркофага, чем и накрыли дорогущий инструмент, приобретенный, кстати, на средства налогоплательщиков.

Рояль — ладно. Есть еще люди, актеры, которым, поверьте, совсем не добавляют вдохновения репетиции и выступления на сцене под протекающей крышей.

Обращаюсь к вам, уважаемый Андрей Евгеньевич, а в вашем лице — и к другим политикам и государственным людям, которые могут повлиять на ситуацию. Я знаю, что вы лично уделяете много внимания и времени вопросам поддержки культуры. Недаром в Орле работают четыре театра, есть множество прекрасных музеев, в которых трудятся удивительные люди — преданные своему делу, искренне болеющие за него. Выходит, ваших усилий недостаточно? Но вы и не должны следить за ремонтом крыш, это должны делать ваши помощники.

Внимательный читатель скажет: «Юрий, вы же совсем недавно работали именно в Орловской области советником губернатора по культуре?» Работал, все верно. Два с половиной месяца. Я натолкнулся на полное безразличие. Любые вопросы, связанные со сферой культуры, вызывали откровенную зевоту у чиновников. Было ясно, что никто из них не хочет обременять себя заботами о музеях, театрах и библиотеках. Показательный пример: я решил организовать субботник в литературном квартале Орла, где рядом расположены сразу шесть потрясающих музеев, в том числе музеи И.А.Бунина, И.С.Тургенева, Музей писателей-орловцев. Субботник был нужен хотя бы для того, чтобы избавиться от сушняка и бурьяна, которым поросло все вокруг. К назначенному времени пришло довольно много народу — студенты, пенсионеры, самые разные люди, но среди них не было ни единого чиновника.

Поэтому, оглядываясь на тот свой опыт, я рад уже тому, что за эту пару месяцев мне удалось наладить своего рода театральный абонемент для детей из орловской глубинки: школьников из деревень и поселков стали периодически организованно привозить в Орел, чтобы те могли сходить в театр или посетить музей. Идея мгновенно нашла отклик, и музейные работники Орла, настоящие подвижники, составили потрясающую программу для этих ребят. Но я отлично помню, как никто из чиновников не хотел брать на себя ответственность за организацию транспорта, как эти вежливые господа аккуратно отодвигали от себя то, что им казалось проблемой, — в то время как, с моей точки зрения, это было прекрасное, благородное и нужное дело. В общем, мне довольно скоро стало понятно, что культура и все, что с ней связано, не входит в список приоритетов местного чиновничества. Боюсь, Орел в этом смысле ничем не отличается от большинства областных центров. Поэтому, собственно, я и решил снова (в который раз!) обратиться к представителям власти, оттолкнувшись от этой истории с роялем.

Во многих городах России существует по нескольку театральных коллективов, работают музеи, художественные галереи. О специфике работы последних судить не берусь. Просто снимаю шляпу перед музейными работниками, перед многочисленными и, как правило, малозаметными энтузиастами, благодаря которым в нашей жизни живы такие понятия, как музей, вернисаж, выставка. Зато могу предметно говорить о театре и кино. Практически любой областной центр — это, по крайней мере, один театр. Получилось так, что сегодня у нас в стране именно в театре, в отличие от кинематографа, сохраняется живая традиция. Почему так произошло — отдельный разговор. Можно только благодарить судьбу за то, что российскому театру удалось сохранить себя. Театр сегодня собирает вокруг себя неравнодушных, преданных искусству, ярких творческих людей. Благодаря их подвижничеству и самоотдаче массового зрителя сегодня привлекает именно театр.

Это прекрасно! Но давайте вспомним дела минувших дней, нашу недавнюю историю, когда столь же интересным и живым был отечественный кинематограф. Вот прошло всего-то каких-нибудь тридцать-сорок лет — и от былой славы советского кино не осталось и следа. К сожалению, театр не застрахован от такого будущего. Если сегодня не находится средств, чтобы залатать крышу областного театра, если нет денег, чтобы профинансировать новую постановку, организовать театральный фестиваль, завтра сцена, а за ней и зрительный зал — «свято место» — опустеют, даже вопреки народной мудрости. А ведь у нас есть все условия для того, чтобы превратить Россию в настоящую театральную Мекку, в которой региональные театры будут занимать свое особенное, достойное место. Театральный туризм — это не просто броский термин, не уловка маркетологов. Он существует в мире, и для его возникновения в России есть все предпосылки: транспорт, туристическая инфраструктура, информационные технологии. Хотя, разумеется, в центре всей этой индустрии остаются театр, актеры, спектакли высокого качества. Соответственно, именно это стоит пестовать, поддерживать и развивать в первую очередь. Залатав предварительно (ну, или попутно) дыры в крышах.

Театры вообще и региональные театры в особенности живут благодаря вниманию и интересу прежде всего местного зрителя. А эта аудитория всегда ограничена, ее почти всегда недостаточно. Поэтому так важны для небольших местных театров премьеры. Они должны быть обязательно, их должно быть по возможности больше, по нескольку постановок в сезон. Кстати, премьеры необходимы в том числе и зрителю: они освежают восприятие, расширяют эстетический кругозор, будоражат воображение, не дают заинтересованным людям погрузиться в комфортный «кокон» из привычных спектаклей, вызывающих привычные эмоции. Конечно, без финансовой подпитки со стороны такой напряженный график не способен выдержать ни один театр. Модным столичным коллективам проще: на них работают имена известных артистов, сами названия театров привлекают в зал зрителя, а в кабинет директора — спонсоров. В регионах с этим сложнее.

Как расширить аудиторию региональных театров? Можно ли привлечь в них «постороннего», не местного зрителя? Почему нет? Сегодня, когда так активно развивается внутренний туризм, для этого вполне подходящее время. Не замечать, не использовать такие возможности — это как минимум упущение.

Так сложилось, что часто здания областных театров располагаются в самом центре, буквально напротив зданий администрации. Окна губернаторских и мэрских кабинетов порой прямо смотрят на театральные фронтоны с колоннами. В театрах часто проходят всякие официальные торжественные мероприятия, на которых бывает весь местный истеблишмент. И с этой точки зрения содержание театра в надлежащем состоянии, поддержка театральной жизни — это как минимум вопрос престижа. Хотя, конечно, по большому счету это вклад в дело защиты и сохранения национальной культуры.

А никакой другой цели у нас, в общем, и нет. Жаль, не все так считают. Ищу единомышленников!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...