Срочные новости раздела
«Мало выигравших и много проигравших»: каково главное наследие 1990-х

«Мало выигравших и много проигравших»: каково главное наследие 1990-х

- Игорь, у вас есть книга о лихих 90-х. Художественная, да, но в то же время она есть по-своему документ эпохи. Если сформулировать концентрированно, то в чём суть 1990-х?

- Перемены. Очень болезненные. Наверное, можно даже употребить слово трагичные. Слом старого без созидания нового. Новое нарастало само как сорняк – без плана и целей. Ну, что выросло, то выросло… Мы их пережили, что уже неплохо. Сделали ли выводы? Судя по всему – нет.

- А насколько уместны параллели времени нынешнего с тем временем?

- Как недавнее прошлое то время, конечно, присутствует в нашей жизни, но не думаю, что к нему есть какой-то особый интерес сейчас. Некоторые параллели из нашего дня скорее можно провести с 1980-ми. По ним чувствуется ностальгия у старшего поколения. А 1990-е…- слишком мало выигравших и огромное количество проигравших – люди интуитивно вытесняют такое из памяти. Ну, кроме молодости, естественно, если она пришлась на то время… Нынешние же времена отличаются от 90-х прежде всего ценой на нефть.

- Вы сказали о ностальгии старшего поколения. В то же время молодые люди, родившиеся уже в нулевых, подчас с некоторым придыханием говорят о том времени. Откуда это умиление?

- Мне трудно ответить за молодых людей. Рискну предположить, что свобода и возможности ей сопутствующие привлекательны настолько, что люди предпочитают не замечать издержек, которые неизбежно несёт с собой слабое государство. Анархия лучше выглядит со стороны, чем есть на самом деле. Анархия, кстати, не есть вседозволенность.

- Я вот сказал – «документ эпохи». Писатели не любят, когда их спрашивают о других писателях. Но есть ли, на ваш взгляд, книги, по которым стоит изучать ту эпоху?

- Помните, как Мастер спросил поэта Бездомного: «Вы же человек невежественный?». Не хочу, чтобы это воспринималось как кокетство, но я – человек довольно невежественный. Во всяком случае, для писателя. Я плохо знаю современных авторов, мало кого читал. Не могу удержаться ещё от одной строчки, на сей раз из анекдота: «Чукча – не читатель, чукча – писатель…» Это я про себя, пусть, пожалуйста, чукчи на меня не обижаются.

- Хорошо, а у вас была задача зафиксировать 1990-е в своём тексте?

- Да, я ставил перед собой такую задачу. Это даже была сверхзадача – ну, скорее, не зафиксировать время, а передать его дух, настроение. Насколько это удалось, судить не берусь.

- Очень часто говорят, что в 90-х людям дали свободу. Так ли это было, на самом деле? Или всё же путаем её со вседозволенностью?

- Свободу не дают. Её берут. Несомненно, свобода в 1990-е была. А вседозволенность, рискну предположить, не существует в чистом виде. Даже если государство ослабевает настолько, что не может контролировать своих граждан, общество тут же делегирует эти функции кому-то ещё – революционным матросам, например, или браткам. Если законы не работают, тут же появляются понятия. Простому человеку никогда ничего не дозволялось…

- И в то же время многие с ностальгией вспоминают те годы. Почему так? Вы, как драматург, видите особую драматургию того времени?

- Людям свойственно вспоминать прошлое с ностальгией. Особенно молодость. Память избирательна и не объективна. Драматургия, как известно, строится на конфликте. Так вот строительного материала в 1990-е хватало…

- Многие тогда поднялись, многие, наоборот, рухнули на самое дно – и там остались. Но почему одни «поднялись», другие разбились? Есть ли особое качество, позволявшее тогда добиваться пресловутого успеха? Или это был случайный, рандомный процесс?

- Как ни странно, мне кажется, что качества, необходимые для достижения успеха, одни и те же во все времена – ответственность, трудолюбие, дисциплина. Да, во времена перемен больше шансов ухватить удачу за хвост, большее значение имеет Его Величество Случай, но заработать – это даже не полдела, это – четверть. Сохранить и тем более преумножить – вот задача не из простых. Пока у тебя нет денег, ты конкурируешь с такими же неофитами от бизнеса, как сам. И ты никому не интересен. Как тот неуловимый Джо, который неуловим не потому, что поймать не могут, а потому что никому не нужен. А вот, если, благодаря энергии и удаче, ты вдруг поимел денег, то неожиданно (только для себя самого неожиданно) ты становишься интересен всем окружающим – от девушек и друзей детства, которые прежде ничего ровным счётом в тебе не находили, до партнёров, ментов и бандитов. А может и, не дай бог, государства. По очень грубым прикидкам, из тех, кто суетился в 1990-е, только один из десяти продолжал суетиться и спустя полгода бесплодных попыток. Из этих упорных что-то зарабатывал уже каждый третий-пятый. А вот сохранял снова только каждый десятый.

- Можно ли говорить о некотором наследии 1990-х?

- Я не понимаю, что означает наследие времени. Какие-то факты, события? Великими свершениями 90-е не запомнились: Ельцин на танке в 91-м и он же отдающий приказ о расстреле Белого дома из танков в 93-м? Выборы 96-го и дефолт 98-го? Мне кажется, в моменте эти события воспринимались значительнее, нежели сквозь призму времени. В любом случае всё это не может конкурировать с революцией, стройками первых пятилеток, двумя великими войнами, полётом в космос и созданием того научно-экономического потенциала, на котором мы, извините, едем до сих пор. Так что особого наследия 1990-х не наблюдаю.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...