Срочные новости раздела
Большой охватила массовая «Танцемания»

Большой охватила массовая «Танцемания»

Балет «Времена года» Белякова, хоть и имеет в своей основе прекрасную музыку великого композитора Александра Глазунова, на сцене не частый гость. Постановки этого балета оказывались малоудачными и не закрепились на балетной сцене. Неудачу здесь потерпел даже Мариус Петипа, поставивший «Времена года» в 1900 году после триумфального успеха созданного им совместно с Глазуновым полнометражного балета «Раймонда».

В отличие от него «Времена года» балет одноактный. По сути, перед нами танцевальная сюита. Композитор создал музыку к теме вечного цикла природы и жизни, то затухающей, то вновь воскресающей. В начале века одну из главных партий в нем — Царицы лета, Колоса — исполнила царская фаворитка балерина Матильда Кшесинская.

В начале века нынешнего Артемий Беляков вместе со сценаристом Дарьей Хохловой никак не нарушили первоначальную концепцию Глазунова–Петипа, а придали ей более современное философское содержание, переборщив при этом с философией.

«Безмолвие. Поток вечности приобретает очертания. В сиянии сферы из его глубины вырастают четыре фигуры. Зима, Весна, Лето, Осень — объединение противоположных и неделимых начал, мужчины и женщины, рождения и смерти, созидания и разрушения» — таково начало нового либретто. Понятно, что Зима (Владислав Лантратов; лучше эту роль во втором составе интерпретировал Егор Геращенко) и Лето (эта партия прекрасно легла на Артема Овчаренко и в первом, и во втором составах) — это мужское начало, конфликтующее и растворяющееся в лоне женского: Весны (Анастасия Сташкевич была интереснее, чем вышедшая во втором составе в этой партии Анна Никулина) и Осени (в двух составах здесь прекрасно выступала Мария Виноградова). Так что соло этих персонажей и их дуэты, вперемешку с дуэтами других занятых в балете артистов (Михаил Крючков, Анастасия Денисова, Лина Шевелева, Антон Гайнутдинов) и кордебалетом, — основа этого сочинения, построенного на неоклассической технике, местами слишком пафосного и излишне традиционного в своих приемах.

Иногда, пытаясь быть оригинальным, хореограф опускал занавес, оставляя от танцовщиков только танцующие ноги — прием не новый, и к тому же разгуливание по сцене нижних половин тел по времени изрядно задержалось. Завершается балет «надвигающейся катастрофой» — большим грехопадением («Осень затягивает Лето в омут сладострастия и беспутства»). Правда, раздевшиеся до трусов танцовщики механистично танцуют все те же, что и прежде, классические комбинации, да так, что никакого грехопадения на сцене не ощущается: все стерильно и благообразно. Так что по сравнению с другими балетами этого вечера постановка выглядит явно ученической, но потенциал у молодого балетмейстера тем не менее есть.

Структура сочинения балета Антона Пимонова на музыку современного композитора Анатолия Королева «Made in Bolshoi», открывавшего премьерную программу, вполне академическая: пара премьеров (Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов), три пары солистов и 12 пар кордебалета, создающих строгую геометрию рисунка. Точно так же, работая с большой формой и задействовав большой ансамбль, Антон Пимонов строил и «Концерт №5» Сергея Прокофьева.

В Мариинский театр, в котором Антон Пимонов протанцевал почти 20 лет, будущего хореографа принимал тогдашний руководитель балета Махар Вазиев, теперь работающий в Большом. При нем в Мариинке начали ставить балеты Джорджа Баланчина и Уильяма Форсайта, что определило дальнейшее развитие балетмейстера. Все эти принципы, которым Пимонов не изменяет, лежат и в основе его нового балета.

Хореография сознательно поставлена с «налетом» академизма и поначалу невероятно энергична. Она начинается сегидильей из «Дон Кихота». Действительно, знакомые псевдоиспанские па балета Петипа–Горского здесь явно цитируются, а на сцене царит солнечная, радостная атмосфера. С задника на зал смотрит улыбчивая блондинка, словно сошедшая с этикетки плавленого сыра «Виола» с неестественно яркими, словно под наркотиками, светящимися голубыми глазами (художник-сценограф Настя Травкина). А когда испанская сегидилья постепенно трансформируется в разлад и какофонию (намекая, что и в жизни первого театра страны бывают непростые времена), пропавшая было с задника блондинка появляется вверх тормашками, как бы заглядывая в балетное царство Большого и спрашивая: «Ой, а чёй-то вы тут делаете?»

Главная задача хореографа — создать если и не парадный, то повседневный портрет знаменитой труппы, «большой ансамбль для Большого театра, фотоснимок труппы на длинной выдержке». И главный герой здесь, конечно, не премьеры или прекрасно танцующие солисты (из трех пар особенно выделим Михаила Крючкова и Елизавету Крутелёву; а во втором составе Марка Чино и Ксению Аверину), а кордебалет. Прославленный, отлично вымуштрованный кордебалет Большого с его ровными рядами танцовщиков, идеальной и, кажется, нереальной синхронностью движений, сливающихся в одно тело балета (кордебалет в переводе с французского и есть «тело балета»). И со способностью делать популярные в классических балетах XIX века, а сейчас вышедшие из моды, перестроения и симметричные проходы-шествия. Идеально «пропевать» этим «телом балета» музыку всякую, в том числе и перерастающую в «додекафонию». Как и постепенно происходит в партитуре Анатолия Королева. А когда музыки нет, как на последних па балета «Made in Bolshoi», так же идеально работать на счет.

Как и первый балет вечера, «Танцеманию» можно было бы назвать — «Made in Bolshoi», потому что такую хореографию и так танцевать могут только артисты Большого. Однако первоначально этот балет имел совсем другое условное название «Красавин-Самодуров», и его премьера должна была состояться раньше вех остальных показанных в программе балетов — еще летом 2019 года.

Как и Пимонов, привитый Баланчиным и Форсайтом в Мариинском театре Вячеслав Самодуров строит свои бессюжетные сочинения на тех же принципах. Конечно, балетные па у Самодурова по сравнению с классическим, баланчинским или форсайтовским языком претерпевают заметную трансформацию. Он предлагает замысловатые комбинации, в балете оттанцовывается чуть ли не каждая нота красавинской партитуры, используется принцип одновременного сочетания высокоскоростных и тягуче-замедленных движений.

Словно реабилитируясь за свою былую неудачу в балете «Ундина», в новом балете от дикой и необузданной энергии зашкаливает всё: идеальная и роскошная «высоковольтовая» партитура Юрия Красавина, отлично придуманная драйвовая хореография Вячеслава Самодурова с ее «мощным коллективным выбросом энергии», бешеная моторика трех ведущих пар солистов Большого — Екатерины Крысановой и Семена Чудина, Анастасии Сташкевич и Вячеслава Лопатина и особенно Алексея Путинцева и Маргариты Шрайнер. Танец этих артистов сметает всё на своем пути. А точеные и энергичные па поражают и восхищают. Да и зрителя буйный взрыв энергии в музыке и хореографии буквально выкидывает из своих кресел.

Само название «Танцемания» для Вячеслава Самодурова — это «способ разрядки напряжения». По словам хореографа, «зрители всё чаще приходят на балеты не только ради любования изящными телами и красивой картинкой, но и чтобы получить энергетический заряд от танцующих или, наоборот, вместе с ним избавиться от накопленной тяжести». Действительно, на полчаса, что продолжался балет Самодурова, зритель и артисты Большого погрузились в массовую «танцеманию». И по итогу этот балет оказался лучшим балетом премьерного вечера.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...