Срочные новости раздела
На выставке художника-моряка Пономарева море волнует и зовёт

На выставке художника-моряка Пономарева море волнует и зовёт

   Во дворе Музея Москвы публику встречает «Икар» – летательный аппарат, построенный с помощью инженеров двух авиационных заводов. Кинетическая скульптура ассоциируется с орнитоптером «Летатлин» Владимира Татлина, который тоже был моряком и художником. «Икар» сам собой начинает махать размашистыми металлическими крыльями, украшенными шариками из муранского стекла. Дело в том, что в объект встроены датчики движения и при приближении человека скульптура начинает работать. Кажется, механические крылья вот-вот улетят в небеса. Увы и ах, «птичке» – как, любя, называют арт-объект сотрудники музея – не суждено взлететь, как и ее прообразу – герою древнегреческого мифа. Икар слишком близко подлетел к солнцу и упал в море. Эта поэтическая преамбула задает тон всему проекту «Без берегов» – о стремлении к недостижимой, но столь манящей мечте.

  Заглавный объект выставки, занявший центральное место во втором корпусе Музея Москвы, именуется «Concordia». Перед нами корабль с наростами льда, установленный на длинные рельсы. Лайнер то замерзает и еще больше покрывается белым инеем, то оттаивает, и вода стекает в поддоны, установленные под судном. Впервые такой арт-объект Александр Пономарев представил в павильоне Антарктиды на Венецианской биеннале 2014 года. Инсталляция отсылает к истории круизного лайнера «Коста Конкордия». Корабль потерпел крушение у берегов Италии в 2012 году из-за ошибки капитана, и тот покинул судно до начала эвакуации пассажиров, то есть нарушил морскую этику. Для Александра Пономарева эта история стала поводом напомнить о гармонии (так  с латыни можно перевести слово «сoncordia»). Художник уверен: людям нужно учиться жить вместе, а в кризисных обстоятельствах особенно важно думать не только о себе, а о всех остальных. Нам всем нужно стремиться к гармонии – не  частной, но общей.

  Еще одна крупная инсталляция, получившая название «Теория струн», была создана специально для этой выставки – прямо в музее. Перед нами перевернутый пароход, трубы которого извергают бетонный «дым» с настоящим вулканическим пеплом (!) и превращены в своеобразные колонны, на которых держится необычная конструкция. В центре судна мачта, из которой в разные направления тянутся тонкие нити. Это отсылка к квантовой «Теории струн», согласно которой Вселенная пронизана некими энергетическими потоками. Они существуют не в привычных нам четырех измерениях, а в десяти и более. Размышляя над этой теорией ученых-физиков, Пономарев выдвигает собственную гипотезу, о том, что все мироздание – некая волна, а художник – своеобразный «проводник», который острее чувствует вибрации Вселенной.

  Глядя на творчество Александра, в этом сложно усомниться. Пономарев создавал свои произведения в самых неожиданных местах планеты. Кому бы еще пришло в голову организовать биеннале в безлюдной Антарктиде, где его произведения и перформансы могут увидеть только айсберги? Искусство требует зрителя, но тут все наоборот – первая биеннале на Антарктиде стала манифестом о том, что на Земле должны оставаться нетронутые территории, не принадлежащие тому или иному государству, свободные от человеческого воздействия. Кто еще мог бы всплыть на расписной подводной лодке прямо в фонтане сада Тюильри напротив Лувра? Или способен привязать себя к карме ледокола, чтобы расправив руки и подставив ветру лицо проплыть несколько десятков километров? Этот перформанс Пономарев посвятил знаменитому рисунку Витрувианского человека Леонардо да Винчи и ветру. В названии акции – «Ветрувианский человек» – отразился синтез человеческой природы и стихии. 

  Выставка погружает нас с помощью видео и объектов в мировоззрение этого морского волка. Причем, в начале и конце экспозиции мы сталкиваемся с последней масштабной работой Пономарева, созданной для Египетской биеннале и расположенной теперь по-соседству с пирамидами на плато Гиза. В прошлом году впервые в истории современное искусство зашло на территорию этого исторического памятника, охраняемого ЮНЕСКО. Инсталляция «Уроборос» состоит из двух вращающихся «солнечных лодок» – на подобных, согласно древнеегипетской мифологии, бог Ра переводил светило с Востока на Запад. Однако «солнечная ладья» – не только легенда, но и реальный артефакт: одна такая лодка возрастом около 4500 тысячи лет была обнаружена археологами в 1950-х годах, вторая – недавно. Пономарев соединил свои версии «солнечных лодок» в некую петлю – замкнутый круг, который могут вращать зрители. Движение символизирует бесконечность, связь мира мертвых и живых, те же невидимые струны, которые пронизана Вселенная. Между лодками находятся две стеклянные пирамиды с песком, взятым с плато Гиза. Они работают как песочные часы. Таким образом, каждый зритель, соприкоснувшись с этой работой, может поменять ход времени. А у подножия конструкции художник изобразил знак бесконечности в виде Уробороса (змеи, пожирающей саму себя) и вписал туда египетские иероглифы. Причем, это ни какие-то сакральные тексты, а «домашняя» переписка древних людей, которая с одной стороны погружает в бытовую жизнь отдельного человека, с другой – описывает философию мира.

  На выставки мы тоже оказываемся, словно внутри бесконечности, – из романтических и философских идей, которые художник-моряк создает уже почти 40 лет. У этих фантазий нет берегов, что помогает каждому видеть дальше горизонта и выйти за пределы собственных границ.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...