Срочные новости раздела
Был ли Владимир Высоцкий мессией

Был ли Владимир Высоцкий мессией

Стоит пропустить слово «блатарь». Прослужив 32 года в милиции, могу утверждать, что Высоцкий ни в каких милицейских учетах не значился. У него есть несколько песен с этакой уголовной романтикой, песни не без таланта сделанные, но на зонах их не пели. Будем считать, что Вознесенский видел в творчестве Высоцкого исключительность его искусства, что непременно связано с глубинной индивидуальностью личности. И все-таки почему именно «мессия», а не просто звезда, ультрапопулярный артист, певец, поэт? Мессия — это всегда богочеловек, пророк и, наконец, сын Бога живого, приходящий спасти лежащий во зле земной мир не насилием, а любовью. Земля и ее обитатели встречают мессию изначально предвзято, с непониманием, недоверием и недоброжелательством. Высоцкий играл на сцене Таганки Гамлета с его как будто неразгаданным вопросом: «Быть или не быть — вот в чем вопрос». Есть два главных пути земной жизни: быть или существовать. «Быть или не быть» — это шекспировское отражение знаменитого вопроса римского прокуратора Понтия Пилата к Иисусу Христу «Что есть истина?», на который Спаситель не ответил. Он знал большее об истине, нежели материальное «что», и это соответствовало и всегда будет соответствовать более приземленному вопросу «что есть действительность?» Христианский мыслитель ХХ века немец О.Шпенглер для нас написал: «Мое царство не от мира сего — вот Его последние слова, которые не перетолкуешь, которые всякий должен примерить к себе, чтобы понять, на что подвигают его рождение и природа… Существование, пользующееся бодрствованием; такт или напряжение, кровь или дух, история или природа, политика или религия: здесь дано только или — или, и никакого добросовестного компромисса».

Миссионерствующая личность должна это знать и искать для себя абсолютного знания в понимании еще одного знаменитого немца — И.В.Гете:

«Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос

На этот счет у нас не все в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Как вам известно, с самых давних дней

Сжигали на кострах и распинали» («Фауст»)

Высоцкий в своем искусстве раскрывал «души скрижали» и для себя, и себе подобным писал то ли с сожалением, то ли с благодарностью: «нас распинали, но не сильно… да что там, кровь и седина окрасила виски не так обильно». На памятнике в Москве Высоцкий с распростертыми руками, как на кресте, и с открытой душой, раскрывающей этой души скрижали.

Искусство на пределе всегда уходит от временной сегодняшней реальности в вечную сверхчувственную действительность. Здесь пора вспомнить о привязке поэтом Вознесенским мессии ко «времени на дворе». Время — уникальный феномен, и вкратце это учение не объяснишь. Это отнюдь не хронологические годы, месяцы, дни, часы и минуты. 

Вознесенский, как многие, рассматривал политическое время, в котором жил Высоцкий. Сколько-нибудь воцерковленный человек знает, в какое ужасное «политическое время» жил Иисус Христос. Вот и любой смертный должен примерить крест бескомпромиссности правды Божьей к себе. Из мира искусства мы знаем тех, кто искал компромисса с античеловеческой коммунистической реальностью, и как они печально закончили свой земной век (Блок, Маяковский, Горький, Фадеев), и тех, кто отверг «добросовестный компромисс» (Бунин, Шаляпин, Пастернак, Мандельштам, Цветаева, Ахматова и т.д.). В.С.Высоцкий тоже не стал принимать социалистическую реальность. Отец Высоцкого его позицию в искусстве оценил как антисоветское диссидентство. Но Высоцкий никогда не выражал протеста против политики СССР. Он свое несогласие выражал поэтически. Его песня «Охота на волков» многими услышана именно так, и так понималась. Красные флажки, за которые инстинктивно не может зайти волк (и матерый, и щенок), это для человека те жесткие идеологические античеловеческие политические запреты, которые подавляют свободную духовную волю, а уж лающих «до рвоты» псов всегда хватает. О его творчестве говорили, что это душевная тоска по справедливости (именно душевная, а не материальная). У нее много научных определений, но душевная — духовная, и она, как и время, у Бога. Справедливости разного плана хочет всякий, но не каждому ее действительное содержание открывается в полноте. Даже таким «чистым христианским душам» (это определение от графа Л.Толстого), как известный математик и философ Блез Паскаль: «Я долгие годы прожил в твердой уверенности, что есть на свете справедливость, и не ошибался: она и впрямь есть — в той мере, в какой Господь пожелал нам ее открыть». Вот с пониманием Бога и его истины у «мессии» Высоцкого были проблемы: «В церкви смрад и полумрак, дьяки курят ладан. Нет, и в церкви всё не так, всё не так, ребята». Вот от таких мыслей Высоцкий по жизни многое потерял. Ведь «верить в Бога насущно необходимо! Множество противоречий перестают быть противоречиями» (Б.Паскаль). Пребывающему в вере легче устоять в борьбе за духовно-душевную справедливость и ему не надо искать истины в вине, в наркотиках. А он искал. Во время его земной жизни об этом говорили лишь в «узких кругах», потом больше и подробнее его близкие друзья и супруга. Можно было верить или нет. Где-то весной 1980 г. я ехал в воскресенье в Академию МВД СССР. Было 7 утра, и тогда Москва была пустынна. Я выезжал на ул. Солянка, когда справа по ходу с крутой ул. Архипова, почти не тормозя, с визгом резины вылетел «Мерседес». Мы едва разминулись и встретились на светофоре у Маросейки. У «Мерседеса» был номер с тремя нолями, которые выдавал лично начальник ГАИ Москвы Ноздряков (на моих «Жигулях» скромнее — 0023). «Три ноля» ГАИ не останавливала. За рулем Высоцкий: лицо бледное и опухшее, глаза оловянные. Видно, что с бессонной или разгульной ночи. Я вспомнил, что такое его лицо я уже видел в январе 1980 г. Мое поколение помнит, что в Театре на Таганке практиковался ночной спектакль — «Работа есть работа». Означало, что будут петь Золотухин и Высоцкий (шли, конечно, на него). Билетов было не достать, но у меня на заочном отделении учился администратор Таганки Я.Безродный, и я смотрел все спектакли и даже прогоны. Всегда сидел не дальше пятого ряда. И тогда, в январе, бросались в глаза мертвенная бледность Высоцкого и вздутые вены на шее: прямо краше только в гроб кладут. Не жилец, как он в своей песне и предполагал: «и дожить не успел, мне хотя бы допеть». Классификация его песен это точно не ныне модный модерн — воинствующее отрицание родных традиций. Он их не чурался и, судя по его военному репертуару, родину понимал и любил.

Давно, еще в 80-е, мы с моим давним другом Зурабом Чавчавадзе (настоящий грузинский князь) говорили о тогда популярных Высоцком и Окуджаве в свете как раз их мессианства в песнях и стихах. Зураб полагал, что по сравнению со святыми догматами Евангелия их творчество слабовато. Но он, родившись в среде первой волны эмигрантов в Париже, ходил без помех в церковь от рождения, а нас туда не пускали ни родители, ни комсомольцы-дружинники. Смею утверждать, что многое от них ложилось на душу и готовило к будущей перспективной духовной глубинности. Я много раз вспоминал его песню о старом-старом доме, очевидно родном и годами любимом, но его кто-то ломал: «и вот рабочий тот, что дом ломал, ударил с маху гирею по крыше, а после долго клялся, что услышал, как кто-то застонал жалобно в доме». Я представил, как это было бы с моим родным домом в старой Москве, но мне дважды удалось его отстоять от сноса в старом же дворе, и он на месте. Нет, Высоцкий понимал есенинское «то, что душу облекает в плоть».

На его уже не клиническую смерть откликнулись многие люди от искусства. Откликнулись, например, так: «и как умер соловей с криком: «Падлы вы». (Это Розенбаум. Очень плохо. Я не раз говорил с В.Абдуловым. Высоцкий такого не говорил ни при жизни, ни при смерти.) Б.Ш.Окуджава написал тоньше, сравнив смерть с черным аистом, а душу Высоцкого — с белым. Да и у самого В.С.Высоцкого есть слова из песни: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...