Срочные новости раздела
Эрмитаж поместил главные шедевры Щукина в розовую коммуналку

Эрмитаж поместил главные шедевры Щукина в розовую коммуналку

В дворцовых лабиринтах Эрмитажа, под завязку заполненных людьми, не так-то просто найти нужный зал. Кажется, что ты не в главном музее страны, а в московском метро в час пик. Выставку «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», о которой говорят как об «эпохальной», разместили в бывших конюшнях Екатерины II. Манеж Малого Эрмитажа несколько столетий использовался по назначению, а позже в качестве хранилища — вплоть до 2014 года. Последнее время пространство, по всему выбивающееся из общей парадной дворцовости, используется для выставок. Манеж неожиданно выбрасывает тебя из пышных интерьеров в лаконичный куб с высокими потолками. С лестницы «Выбор Щукина» виден как на ладони — условные комнатки в розовых тонах, завешанные первостепенными шедеврами, как новогодняя елка игрушками. Конструкция из фальш-стены напоминает лабиринт с «узким горлышком» на финише, где финалиста ждет легендарный «Танец».

«Разве можно испортить Матисса?» — думаешь, глядя на испорченного Матисса. Показать его культовый «La Danse» на безликой бледной стене, перекрыв обзор на него пестрой «солянкой» из скученных шедевров. Посыл кураторов был вроде прост: воссоздать особняк Сергея Щукина по плану, повторить его личную развеску, тем самым окунув в мир Щукина, чья страсть к собирательству перевернула отечественную историю искусства. Только вот оказалось, что особняк Щукина не помещается в конюшне императрицы.

Богатая и насыщенная обстановка дома в Большом Знаменском совсем не соотносится с конструкцией в розовых тонах. Представьте, если бы дворец запихнуть в коммуналку, тут то же самое. Щукинские любимые комнаты — музыкальный салон, кабинет Сезанна, аванзал Матисса, комната Пикассо, большая и розовая гостиные — перетасованы как в тетрисе. В каждой искусственной «комнате» картины плотно, в несколько рядов, занимают все свободное место, не давая глазу сосредоточиться на чем-то одном. Вдруг весь Пикассо или Сезанн обрушивается на тебя волной и смывает все впечатления. Задержать взгляд на конкретной детали нереально, впрочем, зрители этим и не утруждаются. Самая популярная форма созерцания живописных хитов — через фронталку своего телефона. Фотографии реальных комнат из дома Щукина в Эрмитаже вывешены на обратной стороне искусственных стен, куда простой зритель редко забирается — нужен центральный интерьер выставки для яркого селфи.

Сосредоточиться на чем-то еще — задачка. Если забыл, как назвал автор вон ту картину в правом дальнем углу, то будь любезен поискать ответ в экспликациях мелким шрифтом вон на том псевдокамине. Немногие готовы к такому ребусу. И все же взгляд выхватывает в развеске черно-белых «ворон» — это копии картин, которые музейщикам не удалось сохранить или они по каким-то причинам не могут быть показаны здесь. Мелкий шрифт тут с пояснениями не предусмотрен.

Да, во времена Щукина было принято тесно вешать картины: ему, как предпринимателю, хотелось все показать. Сегодня такой театр условности смотрится нелепо и неудобно. Как смотреть тот же «Танец» Матисса, если его не видно ни с одной точки: издали обзор перекрыт стенами.

Кстати, параллельная выставка Пушкинского музея «Брат Иван», где показывается морозовское собрание, тоже решена в историческом ключе. Кураторы строили залы, тоже как бы представляя воображаемый музей московского коллекционера, каким бы он мог быть сегодня. Только в ГМИИ больше пространства, воздуха между полотнами, и там есть архивный штрих — письма, заметки, каталоги Морозова, который придает условной «реконструкции» документальности. В «Биографии коллекции» — проекте 2019 года, посвященной собранию Щукина, Пушкинский тоже ссылался на особняк коллекционера в Большом Знаменском. Но свой «Музыкальный салон», устроенный в Белом зале главного здания, тогда украсили флагами из тканей, которые производили мануфактуры Щукина. Они как бы разрядили атмосферу выставки. В огромном же Эрмитаже лучшие полотна Гогена, Пикассо, Ван Гога, Моне, Писсарро, Дерена, Матисса в куда более стесненных условиях.

Наверное, неправильно мечтают наши музейщики. Надо как Ирина Антонова — сразу представить коллекции Щукина и Морозова в домах, где они собирались, тогда погружение будет оправданным. Но нет, одно здание занимает Минобороны, другое — Академия художеств, а им не до воображаемых музеев. Жаль. Поэтому зрителям придется довольствоваться условным воображением. В коммунально-розовых тонах.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Острые козырьки» — это британская криминальная драма об истории знаменитой банды Острых козырьков, разворачивающаяся в начале 20 века. Первый сезон был показан в 2013 году. На сегодняшний день вышло
подробнее...

Как гласит поговорка, подарок явно пришелся ко двору. А также – к месту и ко времени. Тема русскости и гордости за эту русскость - более чем разогретая на данный исторический момент, и одно название
подробнее...

- Тихон, у тебя есть цикл стихотворений «Друг всех птиц», в нем упоминаются крачки, удоды, горихвостки, сычи. А еще ты называешь в поэзии каменок, жаворонков, зимородка, уток, ходулочника, бекаса,
подробнее...

Сюжет сериала «Женщина-Халк»История сериала будет посвящена юристке Дженнифер Уолтерс, кузине Брюса Бэннера.По сюжету с Дженнифер произойдет несчастный случай, после которого ей понадобится
подробнее...

Итак, как всегда в Большом императорском фойе на фоне исторического декора с лепниной и вензелями Николая II за столом президиума руководители Большого и модератор конференции, начальник пресс-службы
подробнее...

Проект начинается как раз с лаконичных работ, свидетельствующих о редукции визуальности. В качестве преамбулы приводятся работы Александра Родченко и Варвары Степановой, Тимура Новикова и Виктора Цоя.
подробнее...

Сюжет фильма «Серый человек»«Серый человек» — это экранизация одноименного романа американского писателя Марка Грини. Эта книга для Грини стала дебютной, после ее успеха он сразу занялся написанием
подробнее...

Составлен очередной ежеквартальный рейтинг лидеров мнений россиян в категории "Театр и кино". Это сделано холдингом "Ромир". Топ-10 возглавил актер и режиссер Никита Михалков. Второе и третье места
подробнее...

«Братья и сестры! К сожалению в силу текущих обстоятельств проведение нашего российского тура We are Little Big, заявленного в прошлом году, не представляется возможным. Очень ждем следующей встречи.
подробнее...

В Интернете на тему «засилья КГБ» в театре и киноиндустрии можно найти массу публикаций. Если суммировать прочитанное, то кажется, что чуть ли не все звезды сцены и экрана были агентами
подробнее...

Что такое «Американская история ужасов»?«Американская история ужасов» — это сериал-антология в жанре хоррор. Действие каждого сезона разворачивается в совершенно новой вселенной, но с теми же
подробнее...

Полочные картины, спектакли, разрешенные к показу только после правильных партийных «рекомендаций». Про квартирники, рок-группы и вспоминать нечего — запрещалось, кажется, все. Обжегшись на молоке, мы
подробнее...

«Вы сами справедливо указываете, что влияние государственных институтов на их работу должно быть исключено. В этой связи представляется целесообразным перенести обсуждение данной инициативы на одну из
подробнее...

О том, что это место связано с великими именами, сегодня напоминает название улицы и памятный знак, установленный около дома в годовщину расстрела Всеволода Мейерхольда в 1991 году. На тот момент на
подробнее...

Про что «Черный Адам»«Черный Адам» — это история о могущественном антигерое. Он родился и получил свои суперсилы еще во времена древнего Египта, но был помещен в вечное заточение за свои
подробнее...

Сюжет сериала «Харли Квинн»«Харли Квинн» — это сатирический мультсериал, разрушающий все типичные клише супергеройского жанра из комиксов DC. Здесь полно черного юмора, жестокости, высмеивания
подробнее...

Карен Шахназаров снимает в Москве и Петербурге фильм «Хитровка». В его основе – очерки «Москва и москвичи» Гиляровского, соединенные причудливым образом с детективной историей Артура Конан Дойла. В
подробнее...

Режиссером нового проекта стал Дмитрий Иосифов. Тот самый, который сыграл Буратино в советском телехите 1975 года. С начала 90-х Дмитрий реализует себя еще и как режиссер, и на данный момент в его
подробнее...