Срочные новости раздела
«Единоборство с цензурой не прекращалось»

«Единоборство с цензурой не прекращалось»

О многих поэтах можно сказать, что их появление на свет в русской деревне предопределило творческий путь, и здесь не нужно цитировать «Деревню» Ивана Суринова, строчки Есенина или рубцовское «В горнице моей светло/ Это от ночной звезды/ Матушка возьмет ведро/ Молча принесет воды», чтобы доказать это утверждение. Сложно сказать, в какое очумевшее время на деревенскую жизнь смотреть свысока, но поэзия Сергея Викулова – как та необходимая встряска и напоминания о красоте сельского быта и народной культуры:

Помню зимние вечера.

Снова дует сегодня с севера.

Входит в валенках со двора

наша бабушка, Олексеевна.

Из подойника молоко

льёт в посудинки, дужкой брякая...

До спанья ещё далеко.

Ещё бабушка сядет с прялкою…»

С 1942 года Сергей Васильевич участвовал в Великой отечественной войне, командовал зенитно-артиллерийской батарей на Калининском и Сталинградском фронтах. Удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени и дважды - ордена Красной звезды. В мирное время он написал тридцать книг стихотворений и поэм, а за сборник «Плуг и борозда» получил в 1974 году Государственную премию РСФСР имени Горького.

Но наиболее яркий след Викулов оставил как редактор, возглавлявший журнал «Наш современник» с 1968 по 1989 год.

Чтобы жили и помнили…

«Жизнь и литература в бытийном соотношении для Викулова были единым целым. Поэтому руководство журналом стало органическим продолжением его военной и поэтической жизни», - рассказала «Московскому Комсомольцу» заведующая отделом поэзии «НС» Карина Сайдаметова. Викуловский отрезок истории журнала действительно стал легендарным. Викулов, пришедший в «Наш современник» из «Молодой гвардии» (где он был первым заместителем Анатолия Никонова,), за два-три года превратил журнал в одно из ведущих литературно-художественных изданий. Как раз в это время на его страницах опубликовали бессмертную классику. В том числе «Последний поклон» и «Царь-рыбу» Виктора Астафьева, повести и рассказы Фёдора Абрамова и Виктора Лихоносова, рассказы и киноповесть «Калина красная» Василия Шукшина, прозу Василия Белова, главные произведения Валентина Распутина – «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар», циклы его лучших рассказов. А также образцовую поэзию Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Передреева, очерки Леонида Иванова, Владимира Ситникова и Олега Волкова, посвящённые судьбе русской деревни и отечественному архитектурному наследию. При этом часто художественным текстам, кажущихся сегодня каноническими и бесспорными, пришлось «пробивать» стену запретов.

«Снимались на последней стадии печати…»

- Что касается цензуры, то единоборство с ней Сергея Васильевича не прекращалась ни на один год. Достаточно вспомнить историю публикаций таких произведений как «У последней черты» Валентина Пикуля или романа «Драчуны» Михаила Алексеева, где впервые в отечественной подцензурной печати было сказано о голоде 1933 года на Саратовщине, - вспоминает известный писатель, товарищ по литературе Викулова Станислав Куняев. - Бывало, что иные произведения снимались на последней стадии подготовки к печати. Как это произошло с воспоминаниями Фёдора Абрамова о Твардовском или некоторыми стихотворениями Николая Рубцова.

В это же время Викулов выступал за сохранение так называемых «неперспективных деревень» и организовал кампанию против поворота северных и сибирских рек на юг, что грозило чудовищной экологической катастрофой. Викуловский «Наш современник» был убеждённым и страстным противником бездумной веры в общественный прогресс. Чем вызывал естественное негодование как власть имущих, так и других органов печати, для которых вера в этот прогресс являлась «жизненной программой».

Викулов – не второй Твардовский

Одной из ключевых заслуг Александра Твардовского (кроме, конечно, создания поэм «Василий Теркин» и «Страна Муравия») считается превращение им в 60-е журнала «Новый мир» в оплот шестидесятничества и организация публикации ряда ключевых авторов. Александр Трифонович совершил тогда почти невозможное, убедив Хрущева напечатать осенью 1962 года «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Неизбежно возникает параллель с Сергеем Викуловым. Но не все так просто. По словам Куняева, определённое сравнение, в самом деле, напрашивается, если учесть, что такие авторы как Абрамов, Бондарев, Лихоносов, Белов, Астафьев, печатавшиеся у Твардовского, выступили с основными своими произведениями в журнале Викулова. Но следует помнить, что Викулов никогда не признавал, что его журналом была принята некая «эстафета». Прежде всего - из-за эстетических и мировоззренческих расхождений.

Жизнь Викулова, умершему 1 июля 2006 года

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как выяснил «МК», специалисты приведут в порядок захоронение современницы Лермонтова, чей образ оставил неизгладимый след в душе поэта. Сегодня надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой
подробнее...

— Сейчас худруки, открывая очередной сезон, во вступительном слове обозначают художественную и даже больше общественную повестку в жизни театра. А ты этого не сделал, почему?— Сегодня я смотрю на
подробнее...

Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров
подробнее...

Боль утраты для многих все еще сильна, а память об артисте, который стал олицетворением яркой страницы в истории российской поп-музыки и первого бойз-бенда «Ласковый май», не оставляет безучастными
подробнее...

Российский журналист, медиаменеджер и ведущий Андрей Норкин в эфире НТВ заявил, что в российских гостеатрах лишились работы те актеры и режиссеры, которые выступили против специальной военной операции
подробнее...

К созданию действа на Соборной площади, где декорации воспроизвели с помощью мультимедийных экранов, подключились местные учреждения культуры, в том числе Симфонический оркестр Белгородской
подробнее...

Киномюзикл как жанр обычно вызывает опасения у местных продюсеров. Органично наполнить сюжет музыкой и сделать ее неотъемлемой частью всего происходящего в кадре совсем непросто. Даже подбор песен
подробнее...

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком
подробнее...

Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет —
подробнее...

«Впервые две третьих поступлений переданы безвозмездно», – с гордостью говорит директор Евгений Богатырев, обращаясь к дарителям и друзьям музея. Они и сегодня пришли не с пустыми руками: коллекция
подробнее...

Астрахан весьма энергично провёл свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра.
подробнее...

Слава богу, не в жизненном, а в театральном — действие спектакля, в котором Александр Анатольевич играет одну из трех главных ролей, происходит именно в сумасшедшем доме. Поэтому чествовать именинника
подробнее...

60 театров, музеев, дворцов культуры библиотек и памятников пострадали за это время. Причем повреждения получили архитектурные жемчужины шахтерской столицы — здания Донецкого музыкально-драматического
подробнее...

В Театре на Бронной 5 сентября пршла премьера спектакля Юлии Пересильд, где она выступила в качестве режиссёра  и группы Zero People. Постановка носила  название «Мужчина/Женщина». Пересильд уже ранее
подробнее...

Об этом и многом другом зрителям нашего эфира расскажет театровед, доктор искусствоведения, председатель научного совета энциклопедии «Театр России. XXI век», секретарь Союза театральных деятелей РФ
подробнее...

В беседе с журналистами SOLENKA.INFO продюсер Владимир Гинзбург рассказал, что возможно Первый канал заменит ведущую музыкального шоу «Голос 60+» Ларису Гузееву. Он указал, что руководители канала
подробнее...

В беседе с Prozvezd.info Воропаева рассказала, что Пугачева приобрела права на песню поэтессы и Архипова во время подготовки к своему юбилейному концерту. Как рассказало поэтессе ближнее окружение
подробнее...

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и
подробнее...