Срочные новости раздела
Самый маленький театр России поселился в бывшей обувной мастерской

Самый маленький театр России поселился в бывшей обувной мастерской

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на сайте. Это тоже элемент игры для потенциальной публики: сначала театр надо отыскать, а потом наслаждаться искусством. Вот я и отыскала: на 9-й Советской, в обшарпанной подворотне, где слева неприметная дверь, две ступеньки вниз — и вот тебе уже театр.

Прежде здесь располагалась обувная мастерская. Сапожникам, может быть, и ничего: обувь у клиента взял — набойки набил, подошву наклеил — вернул. А каково здесь театру? Оказывается, очень даже комфортно, потому что главное — идея. А идея, как считают режиссер и основатель «Блохи» Кирилл Люкевич и директор Яна Плешанова, в том, что для театра размер не имеет значения, и на практике эту сомнительную мысль успешно доказывают с мая прошлого года.

Яна Плешанова показывает мне блошиные «хоромы». «Хоромы» — это довольно узкий коридорчик, в который попадаешь буквально с улицы. На 9 «квадратах» здесь располагаются гардероб, туалет, буфет со стойкой и посудой. Торцы коридора заканчиваются слева туалетом, а справа, за черным занавесом, — сценой. «Как это возможно? Может быть, ошибка?» — продолжаю сомневаться я. Никакой ошибки, все так и есть: театр «Блоха», согласно документам, имеет девять квадратных метров, и на них все вышеперечисленное спокойно умещается.

Надо сказать, что история с маленьким размером для театра вообще не новая. Если покопаться в Интернете, то маленькие-малюсенькие театры время от времени возникают в зарубежных городах. Я встречала такие — даже на десять человек — в Берлине, Барселоне, где-то в Южной Америке… Но наша «Блоха», похоже, самая маленькая. А иначе мы, русские, не можем: у нас и лилипуты — самые маленькие лилипуты в мире.

На стенке, выкрашенной ярко-желтым цветом, от руки черным фломастером расписана вся локация: «Склад», «Буфет», «Туалет», «Зал», «Сцена».

— А где, собственно, зал?

— Мы в нем стоим.

— И сколько же зрителей здесь помещается?

— Ровно шесть, и здесь, в коридоре, все шесть помещаются, — объясняет Яна. — Вот складные стулья. Мы ставим их в три ряда — по два в каждом. У нас все продумано: каждый следующий ряд выше предыдущего. И сзади остается место для администратора, который ведет спектакль.

В конце третьего ряда, на полке, которая во время спектакля опускается, в данный момент устроен буфет. Ну, не в привычном смысле слова (бутерброды с рыбкой и колбаской), а поднос, на котором по кругу стоят небольшие стеклянные кружки в расчете на десять человек — для шести зрителей, администратора, директора, ну или если еще кто-то придет из своих.

За микробуфетом — дверь в туалет, и вот он как раз не «микро», а вполне себе нормальный и выдержан в ярко-розовых, девичьих тонах. Над туалетом, на верхней полке, устроен склад, где декорации всех спектаклей. На сегодняшний день их у «Блохи» три: «Волк» (душещипательная исповедь матерого волчары), «Dyimovochka trip» и спектакль-экскурсия (прогулка с граффитистом по андеграундному городу). Важное уточнение: спектакли не детские, как может показаться из названий, играют их по вечерам.

Когда открывается занавес… В этот момент я подумала, что за совсем небольшого размера занавесочкой все-таки должно быть прилично места. Но нет, Яна открывает занавес, а там… Если два человека поместятся, и то счастье.

«Dyimovochka trip». До спектакля... Фото: Марина Райкина ...и во время спектакля. Фото: Марина Райкина

— И вы хотите сказать, что это сцена?! — уточняю я, не веря глазам своим.

— Да-да, вот здесь и работают артист или два…

На площади примерно метр на метр стоит черная металлическая конструкция, похожая на те, которые хозяйки держат в ванной комнате, в два или три «этажа», и на них хранят все необходимое. Сегодня на ней все приготовлено для спектакля «Дюймовочка». Актриса, как рассказывает Яна, устраивается с краю, на указательном пальце у нее уже нарисована Дюймовочка, и этот пальчик путешествует с нижней полки на верхнюю. Ее сказочное движение фиксирует камера, а зрители уже смотрят в увеличенном виде на небольшом экране, установленном на конструкции.

— Актриса сама снимает Дюймовочку. Камера используется только в этом спектакле. На нем мы как бы разбираем историю дюйма. Это история просилась в самый маленький театр, про самую маленькую девочку…

— А «Мальчика-с-пальчик» не собираетесь ставить?

— Логичный вопрос. У нас такая политика: мы хоть и маленький театр, но у нас большая команда профессионалов, вот фотографии всех на стене — режиссер, художники, актеры. Мы открыты всем проектам.

Как утверждают создатели такого театра, «Блоха» — типичное питерское слово, легкое, понятное.

— Для экспериментального театра это большой срок. За время, что мы существуем, у нас уже появился свой зритель, который уже ничему не удивляется и ходит на спектакли, ждет премьер. Мы осмысляем известные сюжеты — про волка, Дюймовочку, по-новому их читаем. Дарим людям эмоцию детского удивления, чтобы они рассматривали «Блоху» как своеобразный кармашек Петербурга, в который можно спрятаться от большого мира и на какое-то время почувствовать себя ребенком.

— Какова продолжительность ваших «блошиных» недетских спектаклей?

— 35 минут.

— Насколько маленьким может быть театр, чтобы он существовал как театр? И не выживал, а жил? Сколько стоит билет?

— Полторы тысячи, а на кино, которое мы показываем, — пятьсот. Актеры за выход получают цену билета, и по Питеру это совсем неплохая цена. В ноль выходим.

— Идея микроскопического театра как влияет на вашу жизненную философию?

— Для того чтобы мысль режиссера, большого художника, дошла до людей, совсем не обязательно, чтобы это был огромный, многоярусный театр. Театр не в зданиях, не в кулисах. Я поняла, что мне для жизни вполне хватит девяти метров.

— Клаустрофобии у зрителей не возникает?

— Я часто дежурю на спектаклях, и за это время никто из зрителей не жаловался, не говорил, что ему плохо. Может, это оттого, что потолки высокие, под три метра. Кстати, на них лепнина сохранилась. У меня квартира двадцать пять «квадратов», и я раньше думала, что если ко мне придут гости, человек десять, то им будет тесно. А тут у меня театр, где мы ввосьмером на девяти. И причем не на всех девяти, а зрителям остается три-четыре. Но, знаете, все помещаемся, и прекрасно. У нас все открыто, мы ничего не прячем, все очень просто, и все с удовольствием играют в эту блошиную игру. Мы говорим нашим зрителям, что театр — живой организм для людей, и к ним обращен, а не спрятан.

— Вы не сталкивались с мнением, что за 35 минут мини-спектакля полторы тысячи — многовато?

— Я об этом думала, но за эти полторы тысячи зритель получает не просто 35 минут зрелища. Зритель обычно приходит пораньше: ему нужно найти «Блоху» — у нас нет специально вывески, и мы хотим, чтоб нас, как блох, поискали. Буфет у нас бесплатный, даже алкоголь в микродозах, но мы не наливаем, а предлагаем добавить в чай. После спектакля поднимаем барную стойку, потому что зрители часто остаются и начинают общаться и говорить, причем не о спектакле или театре. Еще полчаса стоим, общаемся, знакомимся, и всем это нравится.

— К вам ходят только питерцы?

— Не только. Однажды зашла девушка: «Я к вам из Барнаула». По Интернету нашла наш театр как прикольное место и пришла. У нас на сайте нет кнопки «купить билет», есть даже лист ожидания. Мы не подаем на гранты, на субсидии: огромные суммы, за которые потом надо отчитываться, нам не нужны. Политика простоты и открытости.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...

Примечательно, что за всю свою сорокалетнюю карьеру Нина Усатова, по ее признанию, впервые разбивает тарелку в честь начала съемок. В остальном почти все участники процесса приступили к вполне
подробнее...