Срочные новости раздела
Спектакль из Екатеринбурга по легендарной пьесе 90-х показали в Москве

Спектакль из Екатеринбурга по легендарной пьесе 90-х показали в Москве

Традиционно на показы приходят давние поклонники этого особенного театра. Они приносят актерам подарки, продукты, собственную стряпню, выражая таким образом любовь к своему кумиру Николаю Коляде. Многие ради него и приходят. А он в фирменной тюбетейке щедро раздает автографы, фотографируется со всеми желающими, которых тьма, и которые выстраиваются в очереди, чтобы просто постоять рядом. Ощущение домашнего тепла, сумасшедшая энергия - вот что  необходимо людям.  

Николай Коляда выходит на сцену, рассказывает про Арсения Белова, чей трогательный детский голосок  звучит перед началом каждого спектакля,  предупреждает о необходимости выключить мобильные телефоны и пейджеры, которых давно нет. Запись сделана 18 лет назад. Арсению теперь 24 года, и нашему вниманию предлагается взрослая версия его обращения к зрителям.

Потом начинается спектакль молодого режиссера Алексея Балыкова по самой знаменитой пьесе Николая Коляды «Рогатка»,  написанной в 1989 году.   Первым ее поставил Роман Виктюк - сначала в США в театре Сан-Диего,  потом в Москве с Дмитрием Бозиным, Сергеем Маковецким и Екатериной Карпушиной. Коляда тогда  был  мало кому известен, «Рогатку» он прочитал на семинаре в Пицунде, и другой начинающий автор Людмила Улицкая передала ее Виктюку. Когда Коляда приехал на московскую премьеру, в зал его не пустили. Ну, кто таков? Человек с улицы, представившийся автором пьесы. Свободных мест не было, а пробегавший в умопомрачительном костюме Виктюк на ходу пообещал помочь, но куда-то исчез. Коляде удалось посмотреть свое творение из  будки осветителей.  

Виктюк поставил «Рогатку» и в Италии, где спектакль назывался «Ля Фьонда». Его афиша украшала московскую квартиру Романа Григорьевича, висела в гостиной над диваном. Год назад «МК» подробно рассказывал об этом доме уже после смерти  хозяина. «Рогатку»  поставили в Германии и Англии. Она шла в российских театрах в ту пору, когда пьесы распечатывали в столичном Доме актера машинистки, и откуда  режиссеры и завлиты везли свежие машинописные страницы по городам и весям. Если не ставили, то непременно читали, иногда пугаясь смелости автора.  Пьесу напечатали в альманахе «Современная драматургия». Она стала символом свободы 90-х. 

Запретный плод был сорван. Можно было смело рассказывать о пробуждении чувств, самых сокровенных. Но теперь запреты возвращаются, их становится все больше, того гляди в «черные списки» занесут Оскара Уайльда, Артура Рэмбо,  Теннесси Уильямса. Что уж говорить про отечественных авторов. Виктюк создавал чувственные спектакли, воспевающие запретную любовь, и будь он жив, мог бы лишится работы в свете новой повестки.

Николай Коляда много лет преподает, вырастил плеяду уральских драматургов - Василия Сигарева, Олега Багаева, Ярославу Пулинович, воспитал актеров, начал учить молодых режиссеров в Екатеринбургском театральном институте. Именно там  студенты поставили «Рогатку». Получив приглашение на спектакль, Николай Коляда не спешил – много вариаций видел по всему миру. Но спектакль, на удивление,  понравился и позднее был перенесен на сцену «Коляда-театра», но уже при участии его актеров. Теперь режиссер Алексей Балыков и художник Лев Низами работают у Коляды, играют и ставят.

  

«Я в спектакли ничего не менял, - рассказал «МК» Николай Коляда. - Как его сделал Саша Балыков, такой он и есть. Я вообще не лезу в чужие работы. Это как лягушку бросить в молоко – давай взбивай масло и вылезай оттуда. Я могу что-то посоветовать, но не в качестве обязательного указания. Обычно ни слова не говорю.  Мне очень понравилась эта работа, и мы ее перенесли на нашу сцену. По-моему, сценография гениальная. Когда я узнал про то, как Лев Низами сделал дерево, то просто ахнул. Он еще в институте сам его сварил из какой-то ступицы КАМАЗа, которую они нашли с Сашей Балыковым где-то на помойке. Использовали старые стулья как веточки, сделали этот механизм. Я был ошарашен и пригласил ребят к себе в театр. Саша Балыков сразу не согласился. Он сделал в сентябре спектакль и уехал работать в Омский театр драмы,  но проработав три месяца, попросился к нам.   19 января исполнился год, как он у нас работает.  После «Рогатки», которую вы посмотрели вчера,  Саша почти ночью сыграл главную роль в спектакле «Змея золотая». Он играет Янкеля в «Тарасе Бульбе», занят в «Большой советской энциклопедии» и других спектаклях. Поскольку он очень активный, то успел за год поставить  спектакль «Мадам Роза» по моей пьесе. Мы его сюда не привезли, но показываем два эскиза: «Ушко» по пьесе моего студента  Евгения Перминова и «Хорошего понемногу» по пьесе  другого моего студента Ильи Перцева.  И все это сделал Саша. Он хочет поставить «Бесприданницу». Когда вернемся  из Москвы,  подумаем об этом. А вообще он с 1 февраля начнет  репетировать в Каменск-Уральском театре. А Лев Низами  уже несколько спектаклей у нас оформил как художник.  Руки у него золотые. Он может сделать все, что угодно, починить любую  вещь - часы, цепочку, компьютер. Просто чудо! У меня же никогда не было художника. Такие два  приобретения у меня в театре! Радуюсь этому.

Центром мироздания в спектакле «Рогатке» стало металлическое дерево, напоминающее  рогатку. На нем сидят и висят, летают, уцепившись за ветви как на карусели. Ладные тела молодых женщин и мужчин движутся словно в ритуальном танце, и это производит магическое впечатление на зрителей, многие из которых уже и не знают, кто такой Виктюк, чьи традиции, как видим, не умирают.  В  полумраке сверкают  венки, украшающие головы героев, как в какую-нибудь майскую ночь. Такие же кремовые цветы зацветут и на дереве-рогатке. Оно одиноко торчит на крошечном острове посреди темных вод из черных лент. В них плавают женщины со свиными рылами. Тут настоящий скотный двор. Поросячьи мордочки вылезают изо всех щелей. Иногда выплывают и другие «рыбины», вроде соседки – «общей» Ларисы (ее играет ученица Николая Коляды Дарья Кызынгашева), готовой любому мужчине сказать: «Добро пожаловать!» и предложить свои услуги. 

У дерева обитает 33-летний Илья (Евгений Корнильев). Он прирос к нему. Получив производственную травму, Илья лишился ног. Живет один, женщин сторонится, особенно назойливую Ларису, навязывающую свою отвратительную близость, и, возможно, имеющую виды на его скромную жилплощадь. Илья девственник, и женщины являются ему во сне – одновременно манящие и отталкивающие. Знакомство с 18-летним Антоном (Дмитрий Брейкин) из дома напротив, многое меняет в его жизни. Теперь есть с кем поговорить обо всем - о жизни, женщинах, матери. Ничего запретного не происходит. Только однажды герои  испытают то, что может сделать их изгоями, а потом расстаются. 

Звучит музыка, почти как у Виктюка. Совместить вульгарное с высоким умел идеально только он.   У молодых - свои гимны любви и совсем другой порог чувствительности.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...