Срочные новости раздела
В Москве показали новую версию балета по сказке Павла Бажова

В Москве показали новую версию балета по сказке Павла Бажова

«Сказ о каменном цветке» на музыку Сергея Прокофьева был впервые поставлен в Большом театре в феврале 1954 года. Изначально идею балета на сюжет уральских сказов Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939) Прокофьеву предложил хореограф Леонид Лавровский. Подход к новой постановке оказался перегружен принципами насаждаемого тогда «реализма в балете». Спектакль постоянно переделывался, и как итог — громкая неудача. Несколько лет спустя в Ленинграде к этой же теме обратились молодой хореограф Юрий Григорович, за плечами которого в ту пору были лишь два спектакля в самодеятельном коллективе. И именно его «Каменный цветок», поставленный совместно с опытным мастером сценографии Симоном Вирсаладзе и выпущенный в Кировском (сейчас Мариинском) театре в 1957 году, стал поворотным пунктом в развитии отечественного балета. Впоследствии эта постановка была перенесена в Большой театр, она шла и идет на сценах многих российских театров. Были у постановки и подражатели. Однако в дальнейшем, несмотря на ее популярность, в балете тема развития не получила.

И вот спустя много лет к ней обратился балетмейстер Константин Уральский. Автор таких спектаклей, как «Андрей Рублев», «Вальс белых орхидей», своей версии балета «Кармен», . Это хореограф классический, он много лет возглавлял такие зарубежные и российские компании, и поэтому использовал в новом своем творении не типичную для театра народного танца лексику. Для создания нового балета музыкальную партитуру заказал композитору Кириллу Волкову. Художником-постановщиком спектакля стала Алина Яковлева, а художником по костюмам — Ольга Глазунова. Уральский написал для спектакля либретто. Содержание нового балета примерно такое же, как балета Григоровича, хотя образа Каменного цветка здесь нет: главные герои — тоже пара влюбленных, есть противодействующий их счастью приказчик, типичная фигура в бажовских сказах. Присутствует здесь и сама Хозяйка Медной горы. Но имена главных героев другие — Степан и Настя. А для того чтобы сделать историю понятней зрителю, хореограф изменил их судьбу, сделав ее похожей на судьбу хорошо известных бажовских героев — Данилы-мастера и Катерины.

Новый герой балета Степан — крепостной крестьянин, работающий на горном заводе, — тоже является одним из персонажей сказа Бажова. Но в отличие от Данилы-мастера, любившего свою Катерину, и освободившую суженого от чар Хозяйки, Степан у Бажова в каменную деву действительно влюблен. Встретив ее в лесу, он выполняет просьбу Хозяйки, за что она обещает стать его женой. Однако Степан не женится на волшебнице, так как обещал взять в жены сироту Настеньку. Когда Степан умирает в лесу, возле него замечают большую ящерку (это Хозяйка Медной горы), которая плачет у его тела. В руке у покойного Степана находят драгоценные камешки — слезы Хозяйки. В балете Уральского рассказана совершенно другая история, похожая на историю Данилы-мастера и Катерины в балете Григоровича. Это делает балет легким для восприятия, с детства знакомого с этой сказкой. Но с другой — лишает хореографа возможности создать более сложное повествование. Однако балет — не литература. У него свои законы. И тут нельзя не отметить свежесть драматургического решения. Эпизоды в «Уральском сказе» не затянуты, подогнаны один к другому бесшовно. В результате создается напряжение, хорошо двигающее действие.

Присутствует в новом балете Константина Уральского и фигура рассказчика, которая есть и у Бажова. Прототип деда Слышко сторож Василий Хмелинин когда-то и познакомил молодого писателя с уральскими легендами. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище. В балете партию Сказителя колоритно исполнил Дмитрий Толмасов. Хороши в своих ролях и Татьяна Мокризкая (Хозяйка Медной горы), Евгений Пшеничников (Степан), Ангелинв Кондакова (Настенька), Константин Елагин (Приказчик). Спектакль Уральского отличается музыкальностью и полифонией. Привносит хореограф в свой балет и синтез разных танцевальных стилей: помимо обычных для народного танца дробушек и хороводов здесь присутствуют элементы классического танца, хип-хопа, акробатики. При этом используются элементы уральских танцев, таких как «захватки», или характерные «колющиеся» движения. Причем все это Уральский сочетает логично. Раньше театр народного танца существовал больше как дивертисментный жанр: концертов из небольших номеров. Теперь у нас на глазах рождается новый тип спектакля, предназначенный для народного театра.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...