Срочные новости раздела
Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

Советская эпоха началась с культурной революции, и, пожалуй, самым важным признаком социалистической модернизации стал переход от образного визуального языка к знаковому, что наиболее ярко проявилось в искусстве плаката. Доступный, лаконичный, насыщенный цветом жанр запустил цепную реакцию — самобытная советская графика вдохновляет дизайнеров по сей день. Последствия той революции сейчас мы видим на улицах города, пестрящих разнообразными афишами разного содержания и назначения.

Большая и лучшая часть наследия плакатного искусства прошлого хранится в РГБ. По словам руководителя отдела изоизделий Любови Родионовой, сейчас в фондах находится более 400 тысяч плакатов. Среди них, например, работы Дмитрия Моора, который возглавлял первое в СССР профессиональное объединение художников этого направления – Общество работников революционного плаката (ОРРП). Спустя два года после своего создания общество вошло в состав Московского союза художников. 

Современные художники, которые входят в профобъединение, сегодня продолжают пополнять фонды РГБ – на выставке представлено несколько десятков работ. Большинство из них созданы не на заказ, а по велению сердца. Впрочем, есть несколько плакатов, сделанных по конкретному поводу – к премьере спектакля и как афиша выставки.

– Плакат – это лаконичная форма, в которой доступно выражается какая-то глубокая мысль, а наша задача передать потомкам образцы этого искусства, которые создаются сегодня и отражают наше время, – сказал на открытие президент библиотеки Виктор Федоров. – Позволю себе лирическое отступление. В юности я жил в маленьком привокзальном городке в Псковской области. Только женился. Однажды прихожу в больницу, а там плакат, где схематично изображены мужчина и женщина в форме треугольников. Между ними мерцают молнии, а внизу подпись: «Каждая ссора – удар по нервам». Мне так это понравилось, что каждый раз, когда назревала ссора с женой, я вспоминал этот плакат и старался снизить накал эмоций. 

Эта личная история хорошо иллюстрирует плакатный принцип, где яркий графичный рисунок обычно сочетается с «ударным» посланием зрителю. В этом смысле современные плакаты уступают советским. Вот, например, космический раздел. «Бип-бип-бип…» – читаем мы над изображением спутника, летящем на фоне космоса, который нарисован в стиле картины Ротко. Работа Михаила Ермолова ближе к живописи, нежели к лаконичному плакатному языку. Василий Чекашов изобразил космическую ракету с росписью в духе хохломы и подписал – «Кузькина мать», напомнив тем самым об известном высказывании Никиты Хрущева. Высказывание образное, но не очевидное, зрителю предлагается домысливать самому. 

Ковидная тема тоже картинна. На плакате Леонида Павлова видим живописную смерть, написанную широкими мазками, в красной короне-молекуле. Наталья Евладова иллюстрирует фразу «Оставайся дома» в стиле комикса, где мужчины бегут от страшного зубастого монстра в короне. Другая ее работа на ту же тему сделана в стиле компьютерной игры Pac-Man и подписана: «The game isn’t over». 

Праздничные плакаты к Новому году, 8 Марта и 1 Мая тоже не ранят острым словом, но полны любопытных художественных решений. Есть игровые: 8 Марта представлено в виде игральной карты – восьмерки червей. Или почти лубочные – как на плакате Елены Вагановой, которая рисует веселое семейное застолье с Дедом Морозом во главе. 

Книжные и театральные плакаты глубже и выразительней, и они тоже далеки от авангардных советских плакатов, вроде тех, что делал Маяковский в 1920-х или создавались в «Окнах РОСТА». Вот, например, иллюстрация Василия Черкашова к рассказу Федора Достоевского «Кроткая». На розовом фоне женская фигура в строгом платье держит в руках собственную голову. На одеяние наложен тонкий узор, который можно разглядеть лишь вблизи, – в виде схематично прорисованных голов очень разных людей. Красивая и тонкая работа. Вот еще одна выразительная вещь – с надписью «Книга». Она сделана как будто на потемневших досках. В нижней части плаката две условные безликие головы, словно вырезанные из дерева. На самом деле все это – компьютерная графика. 

А вот афиша к конкретной выставке, посвященной 100-летию Станислава Лема: черно-белый портрет писателя-фантаста, из головы которого вырастают образные башни.

Одна из самых оригинальных работ в экспозиции сделана художником Николаем Вяткиным для детского спектакля-променада «Конфетенбург», который когда-то шел в ныне несуществующем ГЦСИ (Государственном центре современного искусства). Перед нами мегаполис в причудливой синеве, который превращается в сказочный, сновидческий город. Одна из башен увенчана прелестной лошадкой-качалкой. Работы, сделанные на заказ, по эстетике не выделяются от авторских, созданных для себя.

Налицо тенденция: плакаты последних лет ушли от острых высказываний и лаконично-условной знаковой системы и стали более декоративными, игровыми, эклектичными, картинными.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Народная артистка Лия Ахеджакова в беседе с журналистами призналась, что до сих пор тяжело переживает свою условную отставку из "Современника", в котором проработала несколько десятилетий.Как сообщила
подробнее...

По мере роста Москвы деревья вырубались, и на их месте появлялись усадьбы с палатами и дворовыми постройками. В XVII веке при первых Романовых здесь возникла усадьба князей Лопухиных. Согласно
подробнее...

В преддверии тройного юбилея худрук, директор МХТ имени А.П.Чехова Константин Хабенский поделился планами и нервно отреагировал на острые вопросы. Накануне он «травмировал голос», поэтому хрипел, пил
подробнее...

Рассказ Бабеля о судьбе евреев в Российской империи, вынужденных мириться с существованием «черты оседлости» и другими формами узаконенной дискриминации, состоит всего из семисот слов. Чтобы
подробнее...

Ее героини – страстные, сильные, увлеченные, отдающие себя до конца любви женщины. Выступая в трагических ролях, Светлана Михайловна с блеском играла и комические роли. Среди ее  работ – Марлен Дитрих
подробнее...

Редактор популярного издания Clarkesworld Нил Кларк, как пишут ряд СМИ, пожаловался на многократный рост количества «писателей», которые прислали в журнал (рассчитывая на гонорар и престиж от
подробнее...

- Лия Ахеджакова, может, в чем-то неправа, но несправедливо и некрасиво лишать ее работы, - говорит Иосиф. – Я бы хотел заступиться за нее. Она - взрослая женщина, актриса, которая радовала ни одно
подробнее...

– А это правда, что перед концертом Курензис окуривает сцену ладаном? – шепчутся коллеги перед началом концерта, пока многочисленная публика, шурша обернутыми в бумагу букетам цветов, рассаживает по
подробнее...

- 19 февраля, находясь на дежурстве, в 14:15 дня я услышала, что где-то недалеко от нас слышатся взрывы. В 14:30 раздался свист снаряда, а затем грохот от разрыва сверху. Слышно как над центральным
подробнее...

Каталог «Агаты Кристи» на протяжении нескольких лет был объектом судебных разбирательств между братьями Самойловыми, однако все иски забуксовали, и сейчас Глеб и Вадим, каждый со своей группой,
подробнее...

- Мне не нравится: я не вижу в нем «вкусной» идеи, - считает Никас. - Скульптор говорит, что показывает Чурикову, сидящую на земном шаре. Это, конечно, странная задумка. Люди и не поймут, что хотел
подробнее...

Вместо эпиграфа…Эдуард Лимонов (по паспорту Савенко), — личность многозначная и многозначительная, во многом недооцененная, а в чем-то переоцененная. Удивительно в этом худощавом человеке с высоким
подробнее...

- Николай Иванович действительно чувствует себя неважно, - объяснил IVAN. – И боли есть, и давление. Но он – герой. Обязательно все преодолеет.В последнее время продюсера Носкова Виктора Дробыша
подробнее...

Тому, что в названии одной из лучших советских пьес о любви и государственной системе появилось второе название, есть свое объяснение. В непростом для страны 1996 году драматург сочинил продолжение
подробнее...

Пять женщин и двое мужчин — так решился гендерный вопрос в жюри, и среди лауреатов в разных номинациях представлено немало дам. Разговорам о засилье актрис в жюри международных киносмотров тоже несть
подробнее...

Все разговоры о том, что Алексей Серебряков живет на две страны - Россию и Канаду - не соответствуют действительности. У него никогда не было канадского паспорта. Там с начала 90-х работала как
подробнее...

Кинематограф возвращается в Средиземье: Warner Bros. и New Line подписывают контракт на создание новых экранизаций "Властелина колец" и "Хоббита", пишет The Guardian.Исполнительный директор Warner
подробнее...

В первую очередь губит сериалы, конечно, не жанр, а сценарий, постановка и актерская игра. И по этой части наши маньячные проекты далеко не безнадежные. Есть подозрение, что беспомощных российских
подробнее...