Срочные новости раздела
Выставка Петрова-Водкина и его ученицы показала неожиданный драматизм

Выставка Петрова-Водкина и его ученицы показала неожиданный драматизм

Перед нами две судьбы – учителя и ученицы. Многое в них оказывается схожим. Кузьма Петров-Водкин родился в семье сапожника: на своей дипломной работе изобразил своих родных за работой. Муж Марии Ломакиной был мастером игрушки, и на одной из ее картин можно видеть его за работой. Оба выросли рядом с водной стихией: Петров-Водкин на берегах Волги (родился в Хвалынске), Ломакина – в деревне под Ялтой. У обоих художественное дарование проявилось еще в детстве, и судьба сама подтолкнула на путь искусства. 

Оба испытали влияние передвижников, что чувствуется в ранних работах: Петров-Водкин учился у Серова, Ломакина была знакома с Константином Коровиным, который видел ее этюды и оставил о них одобрительный отзыв. И каждый пошел своим путем, на который повлияла история страны.

В 1923 году Марию Ломакину, отличившуюся на выставке Художественного общества Южного берега Крыма, направили в Петроградскую Академию художеств, где она поступила на монументальное отделение – в мастерскую Петрова-Водкина. К тому моменту художник был уже хорошо известен, а его педагогическая программа, в основе которой принципы трехцветия, сферической перспективы и движения, принята Академией художеств как «наиболее цельная и последовательная».

Какие задания он давал своим ученикам? Динамические. Например, изобразить «улицу бегущего», «комнату лежащего» или «пейзаж падающего». Как выразить эти поэтические формулировки на холсте? Опять же – динамически. На выставке зритель это может видеть на примерах работ учителя и ученицы. Холсты Петрова-Водкина представлены на красном фоне, Ломакиной – на светло-голубом. На некоторых стенах они соседствуют, так что легко проследить связь.

Особенно она чувствуется в ряде пейзажей и портретов, где акцентные цвета – красный, синий и желтый (колористический принцип Петрова-Водкина вырос из иконописной традиции), а мир видится как сфера, где, по выражению самого художника, «колебания встречных, пересекающихся, сходящихся и расходящихся осей предметов, как в увеличительном стекле». 

Среди представленных работ есть и редкости. Например, керамический набор (чашка и блюдце), выполненный по эскизам Петрова-Водкина, - таких было не больше двадцати. Этот, голубой с красными квадратиками, приехал в Москву из Эрмитажа. Есть пейзаж, написанный в Париже (1909 год), когда стиль художника еще оформляется и только формируются принципы, которые он передаст сотням учеников, среди которых Мария Ломакина будет одной из самых одаренных.

Самое же драматическое произведение написано художником в Крыму – на родине его ученицы. В 1927 году Кузьма Петров-Водкин с семьей приехал в Коктебель в гости к Максимилиану Волошину. Как раз тогда там случилось землетрясение магнитудой 7-8 баллов. Рушились здания, гибли люди, но не только под обвалами – некоторые скончались от разрыва сердца, сошли с ума…

Когда в три часа ночи 12 сентября начались первые, самые сильные толчки, Петров-Водкин первым делом побежал в комнату к дочери, завернул ее в одеяло и выбежал с ней на улицу. Елена потом вспоминала, что, когда на следующий день все вокруг в панике начали покидать полуостров (уезжали не только отдыхающие, но и местные жители), ее отец сказал: «Такое может не повториться, и поэтому мы останемся, будь что будет». И начал рисовать.

Крым трясло еще несколько дней, и еще почти две недели наблюдались более слабые толчки магнитудой 2-3 балла. На выставке представлена одна из картин, запечатлевших людей в тот страшный момент природной катастрофы. Напротив нее фотохроника разрушений. А за стенкой портрет Волошина, который стоически перенес землетрясение, хотя его любимый кабинет серьезно пострадал, да и ведь дом пришлось ремонтировать. Но у поэта были крепкие нервы, что отражает характерный портрет Петрова-Водкина.

Крымская история продолжается в картинах Марии Ломакиной, которая пишет, что после землетрясения поняла родные пейзажи в новом масштабе: «Широко его брать нужно, а не в детали, тогда будет характер не парфюмерный, а подлинный, не конфетной коробки, а тех вековых судорог, отзвуки которых мы переживали…» И вроде бы перед нами бытовые сцены (сбор урожая, например), портреты простых людей, но в них чувствуется скрытая мощь и тихий драматизм.

Странное дело, но после той природной катастрофы судьбы обоих художников пошли по другому пути, сделав нежданный вираж. Через считаные месяцы Петров-Водкин узнает о том, что болен туберкулезом. По состоянию здоровья ему придется отказаться от преподавания, врачи запретят ему писать маслом, но он запрет будет нарушать. И создаст одну из самых сильных своих работ, отразившую время, под названием «Тревога» (ее, правда, на этой выставке нет). 

Мария Ломакина в 1930-х уедет в Загорск (ныне – Сергиев Посад), где работал ее муж, мастер игрушки, и будет все больше писать в стол. В ее поздних работах мало авангардного новаторского метода учителя и больше традиции. Она займется созданием образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек, а последние годы жизни будет преподавать в Абрамцевском художественно-промышленном училище.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Народная артистка Лия Ахеджакова в беседе с журналистами призналась, что до сих пор тяжело переживает свою условную отставку из "Современника", в котором проработала несколько десятилетий.Как сообщила
подробнее...

По мере роста Москвы деревья вырубались, и на их месте появлялись усадьбы с палатами и дворовыми постройками. В XVII веке при первых Романовых здесь возникла усадьба князей Лопухиных. Согласно
подробнее...

В преддверии тройного юбилея худрук, директор МХТ имени А.П.Чехова Константин Хабенский поделился планами и нервно отреагировал на острые вопросы. Накануне он «травмировал голос», поэтому хрипел, пил
подробнее...

Рассказ Бабеля о судьбе евреев в Российской империи, вынужденных мириться с существованием «черты оседлости» и другими формами узаконенной дискриминации, состоит всего из семисот слов. Чтобы
подробнее...

Ее героини – страстные, сильные, увлеченные, отдающие себя до конца любви женщины. Выступая в трагических ролях, Светлана Михайловна с блеском играла и комические роли. Среди ее  работ – Марлен Дитрих
подробнее...

Редактор популярного издания Clarkesworld Нил Кларк, как пишут ряд СМИ, пожаловался на многократный рост количества «писателей», которые прислали в журнал (рассчитывая на гонорар и престиж от
подробнее...

- Лия Ахеджакова, может, в чем-то неправа, но несправедливо и некрасиво лишать ее работы, - говорит Иосиф. – Я бы хотел заступиться за нее. Она - взрослая женщина, актриса, которая радовала ни одно
подробнее...

– А это правда, что перед концертом Курензис окуривает сцену ладаном? – шепчутся коллеги перед началом концерта, пока многочисленная публика, шурша обернутыми в бумагу букетам цветов, рассаживает по
подробнее...

- 19 февраля, находясь на дежурстве, в 14:15 дня я услышала, что где-то недалеко от нас слышатся взрывы. В 14:30 раздался свист снаряда, а затем грохот от разрыва сверху. Слышно как над центральным
подробнее...

Каталог «Агаты Кристи» на протяжении нескольких лет был объектом судебных разбирательств между братьями Самойловыми, однако все иски забуксовали, и сейчас Глеб и Вадим, каждый со своей группой,
подробнее...

- Мне не нравится: я не вижу в нем «вкусной» идеи, - считает Никас. - Скульптор говорит, что показывает Чурикову, сидящую на земном шаре. Это, конечно, странная задумка. Люди и не поймут, что хотел
подробнее...

Вместо эпиграфа…Эдуард Лимонов (по паспорту Савенко), — личность многозначная и многозначительная, во многом недооцененная, а в чем-то переоцененная. Удивительно в этом худощавом человеке с высоким
подробнее...

- Николай Иванович действительно чувствует себя неважно, - объяснил IVAN. – И боли есть, и давление. Но он – герой. Обязательно все преодолеет.В последнее время продюсера Носкова Виктора Дробыша
подробнее...

Тому, что в названии одной из лучших советских пьес о любви и государственной системе появилось второе название, есть свое объяснение. В непростом для страны 1996 году драматург сочинил продолжение
подробнее...

Пять женщин и двое мужчин — так решился гендерный вопрос в жюри, и среди лауреатов в разных номинациях представлено немало дам. Разговорам о засилье актрис в жюри международных киносмотров тоже несть
подробнее...

Все разговоры о том, что Алексей Серебряков живет на две страны - Россию и Канаду - не соответствуют действительности. У него никогда не было канадского паспорта. Там с начала 90-х работала как
подробнее...

Кинематограф возвращается в Средиземье: Warner Bros. и New Line подписывают контракт на создание новых экранизаций "Властелина колец" и "Хоббита", пишет The Guardian.Исполнительный директор Warner
подробнее...

В первую очередь губит сериалы, конечно, не жанр, а сценарий, постановка и актерская игра. И по этой части наши маньячные проекты далеко не безнадежные. Есть подозрение, что беспомощных российских
подробнее...