Срочные новости раздела
Передача «Троицы» Рублева РПЦ может стать началом глобального «передела»

Передача «Троицы» Рублева РПЦ может стать началом глобального «передела»

Если нескольким избранным шедеврам смогут обеспечить условия (и то не факт), то основная масса определенно окажется в опасности. На кону вопрос о сохранении всего наследия, созданного много веков назад в религиозных целях, но сыгравшего неоценимую роль в развитии отечественного и мирового искусства.

Патовые ситуации с древними памятниками иконописи уже случались. Показательна история с иконой Боголюбской Божией Матери XII века, которую в 1992 году передали Княгинину монастырю во Владимире.

Образ находился в специальной климатической витрине, и поначалу все было ничего. Но служители храма пренебрегли рекомендациями реставраторов: забывали менять кассеты, которые обеспечивали поддержание нужной температуры и влажности, рядом ставили живые цветы. В итоге икона, реставрацией которой специалисты занимались более 40 лет (до того как она была передана в церковь), заболела грибком, начались отслоения красочного слоя, пошли трещины.

Один из самых древних сохранившихся памятников иконописи — икона, перед которой молился еще Андрей Боголюбский, — вернулась в реставрационный центр Грабаря в ужасном состоянии. На интенсивное «лечение» ушло еще 6 лет. Чудом образ спасли. Сейчас икона находится в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и каждый желающий может ее увидеть и поклониться.

Тот же Владимиро-Суздальский музей-заповедник пошел навстречу РПЦ, и сейчас в Успенском соборе Владимира регулярно проходят многолюдные службы. При этом фрески Андрея Рублева, которые до того долгие годы расчищали и реставрировали, теперь оказались в опасности. Лучшая и самая крупная из всех сохранившихся фресок Андрея Рублева — композиция «Страшный суд» — страдает от перепадов температуры и влажности, а также из-за проблем системы вентиляции, которые имеются после не вполне удачной реставрации здания.

Успенский собор только недавно восстанавливали, но уже снова снаружи видны проблемы с фундаментом и стоками. К тому же часть фресок закрыта новым иконостасом, и не ясно, что с ними происходит.

Немало историй доводилось слышать от коллекционеров, которые передавали старинные иконы в храмы, а спустя годы, возвращаясь туда, обнаруживали, что образов нет.

Причины бывали разные: например, сменился настоятель, а прежний увез икону с собой, на память. Или памятник портился и его заменяли другой иконой. Звенигородский чин, который многие годы приписывали Рублеву (несколько лет назад специалисты Третьяковки заявили, что автор — другой мастер, тоже великий, но имя его неизвестно), был найден в сарае близ храма Успения в Суздале. А туда попал, очевидно, потому что со временем потерял свой блеск и цвет.

И вот представьте: вслед за «Троицей» в монастыри потекут другие произведения религиозного искусства, а в довесок — здания (например, Музея имени Рублева или Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном). Долго ли они сохранятся? А это может случиться, ведь уже не первый раз РПЦ выносит на обсуждение поправки к законопроекту «О Музейном фонде РФ» (ФЗ-54). Первые попытки были еще в 1990-е, и каждый год РПЦ все громче заявляет о своих намерениях.

«Церковью предложены дополнения к законопроекту, направленные на то, чтобы музейные предметы и музейные коллекции религиозного назначения, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в государственной собственности, могли передаваться в безвозмездное пользование религиозным организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров в порядке, установленном Правительством России. Предложенные поправки проходят в настоящее время согласование», — заявляла журналистам сразу после «гастролей» «Троицы» в Лавру прошлым летом руководитель Правового управления Московской Патриархии игуменья Ксения.

К вопросу об озвученных поправках в Думе позже не возвращались, потому что разгорелся скандал вокруг рублевского шедевра — его не могли вернуть в экспозицию еще несколько месяцев после трехдневного путешествия. А после того, как снова выставили в Третьяковке в конце октября, регулярно забирали на обследование и реставрацию. За год с возникшим обострением хронических «болезней» так и не справились.

Теперь «Троицу» намерены навсегда вывезти из музея и перенести 4 июня (на праздник Троицы) в храм Христа Спасителя, а через год в Лавру. Специалисты не уверены, что этот год хрупкая икона переживет, но надо думать, что теперь будут стараться соблюсти условия сохранности. Чтобы довести до конца процесс тотальной передачи церковных ценностей храмам. Однако риски слишком велики.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первое ощущение от «склепа» размером в два этажа — оторопь. Здесь спокойно, как на кладбище, а цвет морской волны, в который выкрашены стены, заставляет вспомнить крылатую латинскую фразу — memento
подробнее...

Подлинным стартом континентального конкурса песни стало даже не начало состязательного «забега» во вторник или дефиле участников (на сей раз из 37 стран) по традиционной Бирюзовой дорожке, а приезд на
подробнее...

— «Ночь музеев» для нас — это не только программа мероприятий, но способ подвести итоги за год, — говорит глава столичного департамента культуры Александр Кибовский на пресс-конференции, посвященной
подробнее...

Впрочем, царская осанка и уверенный взгляд и на этот раз будут нелишними, потому что Марина перевоплотилась в столичную штучку, оказавшуюся в провинциальных интерьерах. Главная героиня по личным
подробнее...

— Михаил Ефимович, среди участников Чеховского фестиваля мы видим представителей из полутора десятка стран. Насколько этот список изменился в связи с политической ситуацией? Кто из приезжавших в
подробнее...

— У нас были дома, стоящие рядом, — между нашими участками был забор с калиткой. И Вознесенский через эту калитку приходил к нам. Потом забор упал — и он проходил в этом месте. То есть он не шел на
подробнее...

«Клавиши с собой не привезли, пришлось поискать здесь, но в итоге все получилось», — говорит гитарист Андрей «Рыжик» Резников по окончании концерта. Весьма неформальный подход к гастрольным
подробнее...

Организован он в рамках мероприятий по случаю 125-летия Московского Художественного театра, которое отмечается весь 2023 год. Ведущими церемонии стали совсем юные барышни Арина и Алиса из студии
подробнее...

Шведская певица марокканского происхождения Loreen минувшим вечером в Ливерпуле стала двукратной победительницей "Евровидения": она уже выигрывала конкурс в 2012 году с песней "Euphoria", теперь
подробнее...

— Максим Адольфович, вы пишете, что «история с Беркович и Петрийчук, с увольнением блестящего Могучего и давлением на великого Додина, — это не то, что вызывает гордость за страну». При этом вас
подробнее...

Лидер «АукцЫона» Леонид Федоров выпустил очередную сольную пластинку, для него это обычное дело, примерно раз в год у музыканта выходит что-нибудь самостоятельное. Но необычное в этой пластинке все же
подробнее...

Примерно в те же дни фильм наградили в Сингапуре. Излишне открыточные пейзажи Соловецкого монастыря и его окрестностей все равно производят на зрителей сильное впечатление, а в словах священников
подробнее...

Фоном для этой выставки выбраны два цвета – желтый и черный, которые в иконописи символизируют божественный свет и его отсутствие. На контрасте соединяются здесь православное искусство и светское.
подробнее...

Заодно Путин дал совет по оформлению межвузовского кампуса на базе строений бывшей Большой ивановской мануфактуры: «Здесь, совсем недалеко от Кремля, очень хорошее пространство. Посмотрите, как там
подробнее...

Вахтанговцы называют Шалевича артистом-легендой, человеком-эпохой, посвятившим всю жизнь театру. При этом весьма символично, что бюст территориально установят именно на Арбате, где он жил,
подробнее...

Кое-что предлагают. Субботний эфир принято наполнять музыкой, и даже при отсутствии в сетке «Евровидения» песни звучали самые разные. Вот, например, концерт, посвященный 85-летию Иосифа Кобзона.
подробнее...

Какое-то время столица ЛНР действительно была относительно «тыловым» городом. Но все резко изменилось. В Донецке, ежечасно содрогающемся от взрывов, с февраля 2022-го года запрещены культурно-массовые
подробнее...

Его первым режиссерским опытом стала короткометражка «Профилактика повторных преступлений», где оленеводов на стойбищах призывают обезвреживать заключенных, сбежавших в 1946 году из лагерей ГУЛАГа.
подробнее...