Срочные новости раздела
В Москве показали детство отечественных классиков с помощью игрушек

В Москве показали детство отечественных классиков с помощью игрушек

«Три зала — две столетия», видимо, такой подход взяли на вооружение организаторы выставки, попавшей в поле зрения «Московского комсомольца». Наиболее значительное по площади пространство они отвели под разделы, рассказывающие о детстве, отрочестве и юности Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Боратынского, Аксакова, Тютчева, Гончарова, Тургенева, Некрасова, Лескова и Льва Николаевича Толстого. В следующий небольшой зал вместили повествование об Алексее Константиновиче Толстом и Чернышевском, плюс там же устроили мини-кинозал и установили в стеклянной витрине главный экспонат — игрушку XIX века «Лошадка», отличающуюся от прочих деревянных лошадок того времени замысловатостью исполнения. Фигура идущей лошади на подставке с колесиками (убери фигуру животного — и получится скейт времен Российской империи), с гривой, хвостом, сбруей, как рассказывают музейщики, была сделана в позапрошлом столетии из дерева и частично обтянута кожей. Правда, на момент передачи в фонды реалистичное покрытие и декоративные элементы были утрачены, однако специалисты научно-реставрационного центра им. Грабаря смогли воссоздать первоначальный облик погибающего предмета. И здесь будет уместным заметить «лошадкоцентризм» выставки – старинных раскрашенных узорами лошадок-качалок на ней показали сразу несколько. И в целом она получилась «игрушкоцентричной». Почему оправдан такой подход?

Представим себе «заблудившегося» посетителя, которого в музее Пушкина в разгар июньской жары прельстил атриум с хрустальной крышей и прохлада. Литературу он любит только отчасти. Детские портреты классиков (а их представлено множество, в том числе канонический портрет Пушкина-ребенка) он хорошо помнит по школьным учебникам. От чего в таком случае у него «загорятся глаза»? А тем более у ребенка или группы школьников, которых затащил в музей учитель словесности? Правильно, от игрушки. Какие же артефакты прошлого идеально выполнят функции «блесны», заглотнув которую, посетитель увидит все остальное? 

Это пазлы 19 века из цветного картона (кто вообще знает, что они тогда уже были?), аркадные игры «Ловись, рыбка» (США, 1880-е годы) и «Настольный крокет» (Франция). Или наборы для рукоделия, которым позавидовала любая современная девочка: версия с бусинками для изготовления браслетов и ожерелий или все в одной коробке – но для вышивания. А дальше нас ждут фарфоровая «живая» немецкая кукла в металлической коляске, веревочная «прыгалка» (замени веревку на резиновый шнур — и получишь советскую скакалку), а также кольцо-каталка, чрезвычайно популярное у детворы позапрошлого века. Плюс металлическая пушка 1900-х годов, детское ружье американского производства, шпага детская опять-таки из США, набор солдатиков «Русские казаки» из бумаги и картона (сделанные в Германии - «импортозамещения» в дореволюционной России не было). И совсем технически сложные игрушки — детский патефон и пишущая машинка.

Конечно, это были увеселения для детей состоятельных родителей – скажем, патефон мог стоить столько же, сколько за месяц зарабатывал рабочий на фабрике. А основу куклы крестьянских детей составлял не заграничный фарфор, а полено.

Но, кстати, проблему игрушечного и социального неравенства тоже показали – через картину, изображающую кухонным мальчиком (детский унизительный труд считался нормой) классика теперь уже советской литературы, Николая Островского.

В отдельной витрине об авторе романа «Как закалялась сталь» - красуется буденовка. Форменный головной шлем бойца красной армии тоже выполнял функции игрушки, когда других не было – но ею играли герои книг Аркадия Гайдара, то есть представители исторически совершенно других поколений.

Островский – это уже из зала о веке XX-м - с захватом рубежа столетий, где есть не только Маяковский и принадлежавшая ему книжка «Основы социализма», но и Чехов, Горький, Леонид Андреев, Андрей Белый, Булгаков, Цветаева, Есенин, Паустовский, Шолохов и Высоцкий.

Когда мы используем глагол «есть», он означает «существуют», «присутствуют», то есть находятся там как живые, хотя речь о давно ушедших в мир людях: в нашем сознании прочно укоренилась идея бессмертия создателей образцовых произведений. Но это создает проблему восприятия.

Помнится, сатирик Аркадий Аверченко в рассказе «Крыса на подносе» высмеял авангардное искусство, когда на картине «Американец в Москве» были прикручены ножницы, фрагмент зеркала и консервная банка. «Американца, собственно, нет; но есть, так сказать, следы его пребывания», - оправдывался художник, герой аверченского рассказа, и это было очень комичное оправдание.

Но что остается по факту кроме текста от давно умершего писателя?

Как «показать» Есенина, не вывешивая картину или фото в рамке? Только через предмет, непосредственно с ним связанный – воротник от косоворотки Сергея Александровича, или косвенно – разместив в свете софитов пенал из карельской березы начала 20 века. В голове автоматически выстроится нужная ассоциация: Есенин, русские березки, любовь к Родине.

Даже если некоторая часть экспонатов представлена в виде копий и воспроизведений, визуализация все равно достигается. И лучше служит этой цели копия свидетельства о рождении Владимира Семеновича Высоцкого и зачитанные им книжки из его домашней библиотеки, чем даже фотографии «Володи большого и Володи маленького».

Да, русские классики с нами, «наши мертвые нас не оставят в беде» - это главный месседж «Детства писателей», как бы ни была интересна сама по себе идея сделать акцент на детском отрезке их биографии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В этом году мы ждем в гости таких звезд, как Виктор Сухоруков, Игорь Костолевский, Александр Семчев, Галина Тюнина, Ольга Прокофьева, Светлана Аманова, Марина Хазова, Александр Олешко, Виктор
подробнее...

Волонтеры собрали сказки северных кочевников, оленеводов и мореходов, которые раньше можно было найти лишь на полках региональных библиотек. Записи удалось превратить в полноценные радиоспектакли
подробнее...

А мой любимый герой Дон Жуан жил в далекое время. Он был настоящим путешественником поневоле, так как его всюду преследовали мужчины и он со своим верным Лепорелло переезжал из одного города в другой.
подробнее...

«Это огромная потеря для культуры, Темирканов большой мастер, очень много сделавший для новой музыки, державший оркестр в прекрасной форме, придя на пост дирижера после Евгения Мравинского. Фактически
подробнее...

Посетители ярмарки напоминают фигуры на шахматной доске - женщины в черном, мужчины в белом. Такова традиционная одежда на Ближнем Востоке. Эмир Шарджи, драматург, автор научных трудов  Его Высочество
подробнее...

— Саша, догадываюсь, что вы были ошарашены премией, тематически связанной с именем Льва Толстого. Но хочу уточнить деталь: вы получили заранее тайное «письмо счастья» или ни о чем не подозревали до
подробнее...

Релиз Now And Then, на радость всем меломанам, получился максимально мультимедийным. Уже есть двенадцатиминутная документалка о том, как все получилось, к песне обещан клип от режиссера Питера
подробнее...

Андрей Макаревич (внесен в РФ в реестр иноагентов) сообщил, что некие люди угрожают организаторам его концертов в Казахстане, Узбекистане и Киргизии, из-за чего его среднеазиатский тур оказался под
подробнее...

Как стало известно “МК”, 78-летняя Алла Александровна почувствовала себя плохо в квартире в Трехпрудном переулке днем 3 ноября. Прибывшие врачи не смогли ей помочь. В последнее время Филозова плохо
подробнее...

В пространстве «Арт-платформа» за право выпустить новый спектакль в Новом Манеже бились негосударственные театры, и это уже третий сезон программы «ТеатрONstage». Отбор участников был жесткий: из 200
подробнее...

«Это был последний мастер из эпохи, которая ассоциируется со второй половиной XX века. Он принадлежал к столпам дирижерского искусства прошлого, таким, как Евгений Светланов и Геннадий Рождественский.
подробнее...

Арт-объект показывается на выставке «Земля наших предков», который посвящен коренным народам Америки. Он напоминает фигуру ребенка, одетого словно королева. В то же время создает ощущение, что это
подробнее...

Правда, Каштанка-робот обосновалась не на Спартаковской, а в Ермолаевском переулке в ММОМА. Сюда ее привёл (и не на поводке) Научно-технологический театр из Сергиева Посада. Здесь в абсолютно белое
подробнее...

Литургия в Успенском соборе Кремля началась с явления главной героини «во плоти». Священнослужители на руках вынесли образ Казанской иконы Божией Матери, а Патриарх Кирилл заявил, что это и есть та
подробнее...

«Быть беременной не означает, что тебе выдан билет, позволяющий есть «что-нибудь». Я люблю пиццу и китайскую еду, но пытаюсь соблюдать баланс,  особенно в то время, когда  ждешь появления ребенка. Я
подробнее...

«Мой отец родился в небольшом городе в Пермском крае, дедушка по его линии татарин, мусульманин. Еще в далекие 60-е годы его семья перебрались на Дальний Восток, в Находку... Здесь, кстати, и
подробнее...

«Реставрационный совет при Минкультуры России рассмотрел мероприятия по сохранению «Троицы», - заявило культурное ведомство. Все мероприятия сводятся к ежедневному наблюдению за состоянием памятника
подробнее...

Успех Zivert не очень-то вписывается в стандартную схему, по которой сейчас делают карьеру в поп-музыке. Юлия не была юной протеже большой структуры или серьезного продюсера, музыкой занялась уже в
подробнее...