Срочные новости раздела
В Москве открылась выставка одной из первых профессиональных художниц России

В Москве открылась выставка одной из первых профессиональных художниц России

Главной фишкой проекта «Многообразие творчества Елизаветы Бём», приуроченного к 180-летию со дня ее рождения, следует признать экспонирование работ из частных коллекций. Сергей Лях, Михаил Сеславинский, Игорь Вилькин и другие собиратели старины поделились с музеем редчайшими экземплярами, зачастую попавшими к ним в руки непосредственно от наследников Бём. «Донорами» проекта выступили Исторический музей, ГМИРЛИ, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Музей Льва Толстого (дальше станет понятно, почему это важно). Правда, к участию не привлекли Третьяковку и Русский музей, что было бы логично – но, по словам директора Музея Пушкина Евгения Богатырева, это было сделано сознательно. «Иначе масштаб выставки превзошел наши возможности», - сказал Богатырев на церемонии открытия. Большинство артефактов представлены публике впервые, - подчеркивают организаторы.

Все увиденные корреспондентом «МК» произведения можно разделить на пять пластов. Во-первых, украшенный рисунками фарфор, авторские шкатулки, стеклянная посуда и другие изделия декоративно-прикладного искусства. Чего стоит, например, штоф и расписанные золотом и эмалями рюмки, созданные в 1870/1900-х годах. Такую «тару» не видели в народных табаках и трактирах – она была доступна только высшей знати.

Второй пласт – книги, оформленные художницей. Елизавета Меркурьевна в принципе была одной из первых женщин, ставших профессиональной художницей в Российской империи. Но если искусствоведам в ее картинках из детских книг, учебников, азбук и хрестоматий для «первого чтения» (таких, как «Друг животных») видится русский стиль и романтические черты укорененного в традиции модерна, то случайному посетителю бросятся в глаза чисто женская любовь к детям, кропотливость и внимание к деталям.

Чтобы рассмотреть третий пласт – силуэты, героями которых в 90% были опять-таки дети – работающие, играющие с куклами или животными, читающие книги, мастерящие поделки и просто нашедшие время для нехитрых забав – лучше вооружиться увеличительным стеклом. Елизавета Бём действительно не создавала больших полотен, таких, чтобы занять всю стену царского дворца. Но за «антимасштабность» и апофатический тип художественного высказывания (когда образ создается не «светом», а тенью) – ее ценил Репин, называя силуэты Бём «Черненькими». Их великий современник любил больше, чем «Беленькие», то есть обыкновенные цветные картинки.

Четвертый пласт – это открытки пасхальной и прочей праздничной тематики, «пожелания денег и удачи», ресторанные меню и прочее. Они, несомненно, интересны, как, скажем, «военные открытки», персонажами которых выступили богатыри-малыши. Но следует заметить, что немало мастеров на Первую мировую смотрели «детскими глазами», изображая десятилетними солдат, сестер милосердия и даже маленького мальчика - австрийского пленника, которого русский кормит кашей.

Наконец, пятое и самое главное: иллюстрации к русской классике: басням Крылова, произведениям Лескова, Льва Толстого, «Запискам охотника» Тургенева, где писатели и вслед за ними Елизавета Бём показали яркие народные типы. Она создавала картинки сострадательные, отражающие бедность и страдания народа в традициях «Мальчика у Христа на Елке» Достоевского, «Крестьянских детей» Некрасова и великих картин художников-передвижников.

Оторванной от жизни, стучащей в окно зачастую не веткой сирени, а грязной рукой нищего, художница не была. И это очень важный аспект.

Аркадий Аверченко в начале прошлого столетия нещадно высмеивал «слащавое» оформление и содержание современной ему причесанной и приглаженной детской литературы. Журнал для совсем юных читателей сатирик описывал так: на первой странице какая-нибудь «Девочка с яблоком», потом роман «Разными дорогами», опять — «Девочка с кошкой», она же, поздравляющая с днем рождения бабушку… и в конце та же проклятая девчонка с собакой, под названием «Два друга». И так — каждый номер».

Конечно, идиллические сюжеты, отвергаемые Аверченко (а их потребителями, надо заметить, были отпрыски из небедных семей: цветопечатные книжки были дорогими), создавала и Елизавета Бём. Но на то был «заказ» издателей и светской части общества.

Зато ее «пословицы в силуэтах» и «лубочные» произведения были ближе к «широким массам», как сказали бы в СССР. А акварели «Голодный мальчик» (к статье Толстого «О голоде»), «Л.Н. Толстой среди яснополянских ребят у «дерева бедных» и работы, герои которых одеты не в боярские кафтаны, а в деревенскую одежду или облачены в обноски бедняка, духовно роднятся с картинами «Тройка» или «Проводы покойника» Перова. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Трансляция по советскому ТВ конкурса Сан-Ремо-84 открыла нашей публике совершенно другой мир. В нем обитали роскошно одетые женщины и эмоциональные мужчины. А еще звучали песни невероятно близкие нам
подробнее...

Дмитрий сыграл главную роль в «Подростке» и Алешу Карамазова в «Братьях Карамазовых» по Достоевскому, Федора Годунова в «Борисе Годунове», Онегина в «Евгении Онегине», Максудова в «Театральном
подробнее...

Это документальный спектакль «Здесь дом стоял», в котором история нашей страны возникает из живых рассказов актеров старшего поколения о доме, быте и любимых вещах, когда-то их окружавших и по жизни
подробнее...

На первом занятии, куда отец проводил Колю лично и познакомился с авантажной особой, у него челюсть отвисла: молодая, а заламывает запредельно!У просветительницы имелся ухоженный песик по кличке
подробнее...

Антон Бессонов, композитор, заведующий музыкальной частью Донецкого театра кукол:– День флага – отличный повод, чтобы вспомнить, насколько значима государственная символика не только для имиджа
подробнее...

Золотой унитаз по имени «Америка» наделал много шума еще до того, как был украден. Сначала он выставлялся в музее Гуггенхайма. Каждый посетитель выставки мог опорожнить кишечник прямиком в «Америку».
подробнее...

После ее смерти сын отстранился от управления имуществом семьи, которым занимался с 1989 года, и передал все дела сестре – Паломе. Старших детей Пикассо тоже уже нет в живых: сын Пол (от Ольги
подробнее...

Чтобы ускорить процесс, показали небольшой фильм о минувшем юбилейном сезоне, потом вручили цветы и памятные серебряные значки старожилам, проработавшим более сорока лет, и таких оказалось немало.
подробнее...

– Продолжать наше дело, историю РАМТа, мне кажется, важно вместе с тем, кто близок театру и в творческом, и в человеческом плане, – сказал, представляя нового главрежа,  Алексей Бородин. Надо сказать,
подробнее...

Клод Руис Пикассо, младший сын испанского художника Пабло Пикассо, скончался в Швейцарии в возрасте 76 лет, сообщил в четверг его адвокат.Адвокат Клода, Жан-Жак Нойер, не назвал причину смерти,
подробнее...

Совсем недавно в Доме Остроухова в Трубниках прошла «курортная» выставка о европейских поездках Ильи Семеновича. («МК» писал об этом событии в конце июля, когда солнце палило нещадно, у всех на уме
подробнее...

Алексей Боголюбов — потомственный дворянин, профессиональный моряк и военный гидрограф, один из самых известных отечественных маринистов и наиболее европейский среди русских пейзажистов своего
подробнее...

«За границей Тото имел большой успех. Его песни исполняли великие музыканты во Франции и Германии. А в России он был № 1», – сказал в день смерти музыканта его коллега Аль Бано. Для француза Дассена
подробнее...

– Как к цифре 60 относитесь?– Нормально. На свои 60 я не выгляжу.– А сколько вам дают?– В районе 42-43. Во всяком случае, когда я еду в общественном транспорте, мне никто и никогда места не уступает,
подробнее...

Выставка начинается с коллективного портрета, частью которого может стать зритель. Перед нами диптих «Восток-Запад» Катерины Серьезной – фотопечать на зеркале. На одной работе десятки людей в
подробнее...

Главное отличие седьмого сезона проекта, ставшего суперсезоном, заключается в том, что в нем примут участие не только двадцать новых конкурсантов, но и тридцать из прошлых сезонов. Таким образом, в
подробнее...

Хорошо, что есть они оба, потому как с разговорами, не обремененными державной значимостью, на телевидении негусто. И не так уж просто болтать со знаменитостями, изображая жизнь в безвоздушном
подробнее...

Что за радость — вновь увидеть «Квартирник» в эфире НТВ. Он начал с Максима Дунаевского, и не важно, повтор это из прошлого года или свежачок.Главное — атмосфера. Есть Дунаевский, сын Дунаевского, вот
подробнее...