Срочные новости раздела
Храмы на работах Татьяны Мавриной «сверили» с архивными фотографиями

Храмы на работах Татьяны Мавриной «сверили» с архивными фотографиями

Садовый павильон московского музея Пушкина знают, наверное, не все. Чтобы попасть туда, особняк на Пречистенке нужно пройти насквозь. Затем прогуляться по аллее небольшого садика, мимо вальяжного бронзового Александра Сергеевича и оказаться в домике с историческим паркетом, где ноге человека позволено ступать только в бахилах.

Именно в этом укромном уголке разместили несколько десятков художественных работ Татьяны Алексеевны. Причем все они показывают старинные московские храмы в сопоставлении с архивными фотографиями конца XIX — первой половины XX века: рисунок — кадр, рисунок — кадр.

Организаторы проекта подчеркивают, что рисунки и фотоматериалы из собрания Юрия Шмарова (1898–1989), входившего с 1920-х в Комиссию по изучению старой Москвы и сохранившего для потомков рукописное и фотографическое наследие Общества изучения русской усадьбы, экспонируются впервые. В той или иной степени все предметы выставки отражают исчезнувшую столицу.

Официально Татьяна Маврина создавала свои картины, чтобы перенести на бумагу памятники зодчества, которые в любой момент могли превратиться в руины в результате вражеского авианалета. Но творила она, как все мы понимаем, уже на «пепелище» борьбы с религией предвоенных десятилетий.

— За три года Татьяна Алексеевна нарисовала примерно тысячу работ. Но только те храмы, которые разрушили в 30-е годы, она нарисовать не могла — их уже не было, — пояснила куратор выставки Алла Руднева.

«Какие же из храмов действительно не уцелели, как опасалась Маврина?» — задал я вопрос коллеге Рудневой, хранителю музея Наталье Александровой. Она пояснила, что ущерб в каждом случае нужно исследовать персонально по каждому объекту: где-то, действительно, повреждения могли быть нанесены во время бомбежки, например, снесены купола.

Но важно понимать, что при СССР многие «культовые сооружения» использовались не по назначению: они становились клубами, кинотеатрами или складами — на тот момент, когда их изображала Маврина.

Изначальный облик можно увидеть только на архивных фото, по этой причине выставку сделали «двустворчатой»: рисунок — снимок, зачастую дореволюционный.

И в любом случае не только пытливому уму краеведа и ценителя истории все это может быть интересно. Уникальна сама встреча в одном пространстве взгляда живописца и черно-белого, документально точного кадра с возможностью представить многообразие ракурсов.

А вообще кажется невероятным, что художнице разрешили — пусть даже под «патриотическим соусом» — сделать целую галерею храмов: Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, священномученика Антипия на Колымажном дворе, Николая Чудотворца на Ильинке, Григория Неокессарийского на Полянке, Рождества Богородицы в Путинках, Усекновения главы Иоанна Предтечи на Коломенской круче, а не только запечатлеть «визиточные» собор Василия Блаженного и соборы и башни Кремля.

И почти везде значится дата создания — 1943-й, переломный год, когда немецким бомбардировщикам еще удавалось достигать главного города СССР.

«Лежать в столе» военным работам пришлось до 1959 года, когда некоторые из них показали публике, а Союз художников СССР выпустил «Каталог живописи и графики Т.А. Мавриной». Альбом, где религиозную направленность творчества не приходилось ретушировать, издали в новой России в 2001 году, он получил название «Москва. Сорок сороков. Работы военных лет».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Трансляция по советскому ТВ конкурса Сан-Ремо-84 открыла нашей публике совершенно другой мир. В нем обитали роскошно одетые женщины и эмоциональные мужчины. А еще звучали песни невероятно близкие нам
подробнее...

Дмитрий сыграл главную роль в «Подростке» и Алешу Карамазова в «Братьях Карамазовых» по Достоевскому, Федора Годунова в «Борисе Годунове», Онегина в «Евгении Онегине», Максудова в «Театральном
подробнее...

Это документальный спектакль «Здесь дом стоял», в котором история нашей страны возникает из живых рассказов актеров старшего поколения о доме, быте и любимых вещах, когда-то их окружавших и по жизни
подробнее...

На первом занятии, куда отец проводил Колю лично и познакомился с авантажной особой, у него челюсть отвисла: молодая, а заламывает запредельно!У просветительницы имелся ухоженный песик по кличке
подробнее...

Антон Бессонов, композитор, заведующий музыкальной частью Донецкого театра кукол:– День флага – отличный повод, чтобы вспомнить, насколько значима государственная символика не только для имиджа
подробнее...

Золотой унитаз по имени «Америка» наделал много шума еще до того, как был украден. Сначала он выставлялся в музее Гуггенхайма. Каждый посетитель выставки мог опорожнить кишечник прямиком в «Америку».
подробнее...

После ее смерти сын отстранился от управления имуществом семьи, которым занимался с 1989 года, и передал все дела сестре – Паломе. Старших детей Пикассо тоже уже нет в живых: сын Пол (от Ольги
подробнее...

Чтобы ускорить процесс, показали небольшой фильм о минувшем юбилейном сезоне, потом вручили цветы и памятные серебряные значки старожилам, проработавшим более сорока лет, и таких оказалось немало.
подробнее...

– Продолжать наше дело, историю РАМТа, мне кажется, важно вместе с тем, кто близок театру и в творческом, и в человеческом плане, – сказал, представляя нового главрежа,  Алексей Бородин. Надо сказать,
подробнее...

Клод Руис Пикассо, младший сын испанского художника Пабло Пикассо, скончался в Швейцарии в возрасте 76 лет, сообщил в четверг его адвокат.Адвокат Клода, Жан-Жак Нойер, не назвал причину смерти,
подробнее...

Совсем недавно в Доме Остроухова в Трубниках прошла «курортная» выставка о европейских поездках Ильи Семеновича. («МК» писал об этом событии в конце июля, когда солнце палило нещадно, у всех на уме
подробнее...

Алексей Боголюбов — потомственный дворянин, профессиональный моряк и военный гидрограф, один из самых известных отечественных маринистов и наиболее европейский среди русских пейзажистов своего
подробнее...

«За границей Тото имел большой успех. Его песни исполняли великие музыканты во Франции и Германии. А в России он был № 1», – сказал в день смерти музыканта его коллега Аль Бано. Для француза Дассена
подробнее...

– Как к цифре 60 относитесь?– Нормально. На свои 60 я не выгляжу.– А сколько вам дают?– В районе 42-43. Во всяком случае, когда я еду в общественном транспорте, мне никто и никогда места не уступает,
подробнее...

Выставка начинается с коллективного портрета, частью которого может стать зритель. Перед нами диптих «Восток-Запад» Катерины Серьезной – фотопечать на зеркале. На одной работе десятки людей в
подробнее...

Главное отличие седьмого сезона проекта, ставшего суперсезоном, заключается в том, что в нем примут участие не только двадцать новых конкурсантов, но и тридцать из прошлых сезонов. Таким образом, в
подробнее...

Хорошо, что есть они оба, потому как с разговорами, не обремененными державной значимостью, на телевидении негусто. И не так уж просто болтать со знаменитостями, изображая жизнь в безвоздушном
подробнее...

Что за радость — вновь увидеть «Квартирник» в эфире НТВ. Он начал с Максима Дунаевского, и не важно, повтор это из прошлого года или свежачок.Главное — атмосфера. Есть Дунаевский, сын Дунаевского, вот
подробнее...