Срочные новости раздела
В Музее нонконформизма открылась масштабная выставка знаменитого авангардиста Марлена Шпиндлера

В Музее нонконформизма открылась масштабная выставка знаменитого авангардиста Марлена Шпиндлера

В экспозицию вошло 50 работ, созданных с 1960-х по 1990-е годы. К тому моменту, когда Марлен Шпиндлер нашел свою оригинальную манеру, ему было слегка за 30. Он успел повидать контрасты. Родился будущий художник в киргизском городе Каракол в 1931-м. Детство провел в Ташкенте, Самарканде и Алма-Ате, а в начале Великой Отечественной войны семья переехала в Подмосковье. После войны поступил в художественную школу при «Мосфильме» и посещал студию Элия Белютина. Тех самых студийцев и примкнувших к ним независимых художников-авангардистов в 1962-м яро раскритиковал Никита Хрущев на выставке в Манеже, после чего белютинское объединение «Новая реальность» ушло в подполье. Собственно, в тот самый год состоялась одна из первых выставок с участием Марлена Шпиндлера. Его работы показывались в одном ряду с произведениями Эрнста Неизвестного, Юрия Соболева-Нолева, Юло Соостера, Владимира Янкилевского в Доме учителя на Большой Коммунистической улице (ныне улица Солженицына). Иностранные журналисты освещали выставку абстрактного искусства, а после случилось странное: художникам без объяснения причин было предложено забрать свои работы, а спустя несколько дней их пригласили в Манеж. Марлен, правда, в манежной выставке уже не участвовал, но все происходило на его глазах. 

В то время у него было официальное место работы: с 1954-го он трудился художником-оформителем на Комбинате декоративно-прикладного искусства. Придумывал и отрисовывал товарные знаки. Как раз там, занимаясь дизайном (тогда это слово в СССР только входило в оборот), Шпиндлер начинает обращаться к знаковой системе, изучать архаические символы и древние образы. Его влекло то, что шло вразрез с социалистической реальностью, угодной власти.

— Когда его турнули с работы в комбинате, он решил идти к своей мечте — делать фрески, — рассказывает основательница Музея нонконформизма и куратор выставки Надежда Брыкина. — Он находил мешки и писал на них темперой, которую готовил сам. Материалы привозил из Ферапонтова. Он специально добивался, чтобы на холстах были трещины, словно это следы архаики. Для этого он сушил работы паяльной лампой или над газовой плитой. У Марлена все непросто.

Это касается и судьбы. Шпиндлер трижды сидел в тюрьме, но не по политическим статьям. Виной тому его вспыльчивый характер: беседа о высоком искусстве могла перейти на высокие тона и довести до драки. Первые два раза он оказался за решеткой после таких споров, которые вылились в рукопашную. Сидел он в «Бутырке», потом был в Вологде на принудительных работах и последний срок отбывал в Угличе. После возвращения со второго срока он должен был жить за 101-м км, но однажды тайно приехал к жене в Подмосковье: только она налила ему борща, как Марлена взяли — по доносу соседа-антисемита. Итого отсидел 15 лет. Все работы на выставке созданы либо в тюрьме, либо в промежутках между тюрьмами. И что удивительно — все они наполнены невероятным внутренним спокойствием.

По символическим картинам Шпиндлера, почти в каждой из которых есть маковки церквей, можно гадать — каждая напоминает своеобразный шифр. Есть здесь бурый, черный, красный и нежно-голубой периоды. На картинах угадываются образы птиц, цветов, храмов, звезд, иероглифы. Также чарует подпись, часто сделанная с помощью трех крестов — это вроде как намек на три срока в заключении и связь с древней храмовой культурой. Есть еще одна версия, что это намек на семью — жену и дочь Машу он очень любил. Живопись и графика Шпиндлера на грани абстракции и фигуратива. И эта пограничность отличает его особенную манеру. Причем, по словам Надежды Брыкиной, в его тюремных работах больше реального, а в тех, что созданы на свободе, больше абстрактного видения – свободного полета. 

Контраст трагической судьбы и одухотворенности личности, взбалмошного характера и стоического отношения к трудностям откликается и в названии выставки – «Перед праздником». Все дело в том, что художник, где бы ни был, никогда не прекращал творить, каждую работу воспринимал как «взлет», радостное и волнительное событие.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как стало известно “МК”, 78-летняя Алла Александровна почувствовала себя плохо в квартире в Трехпрудном переулке днем 3 ноября. Прибывшие врачи не смогли ей помочь. В последнее время Филозова плохо
подробнее...

В пространстве «Арт-платформа» за право выпустить новый спектакль в Новом Манеже бились негосударственные театры, и это уже третий сезон программы «ТеатрONstage». Отбор участников был жесткий: из 200
подробнее...

Арт-объект показывается на выставке «Земля наших предков», который посвящен коренным народам Америки. Он напоминает фигуру ребенка, одетого словно королева. В то же время создает ощущение, что это
подробнее...

Литургия в Успенском соборе Кремля началась с явления главной героини «во плоти». Священнослужители на руках вынесли образ Казанской иконы Божией Матери, а Патриарх Кирилл заявил, что это и есть та
подробнее...

Правда, Каштанка-робот обосновалась не на Спартаковской, а в Ермолаевском переулке в ММОМА. Сюда ее привёл (и не на поводке) Научно-технологический театр из Сергиева Посада. Здесь в абсолютно белое
подробнее...

«Быть беременной не означает, что тебе выдан билет, позволяющий есть «что-нибудь». Я люблю пиццу и китайскую еду, но пытаюсь соблюдать баланс,  особенно в то время, когда  ждешь появления ребенка. Я
подробнее...

«Мой отец родился в небольшом городе в Пермском крае, дедушка по его линии татарин, мусульманин. Еще в далекие 60-е годы его семья перебрались на Дальний Восток, в Находку... Здесь, кстати, и
подробнее...

Успех Zivert не очень-то вписывается в стандартную схему, по которой сейчас делают карьеру в поп-музыке. Юлия не была юной протеже большой структуры или серьезного продюсера, музыкой занялась уже в
подробнее...

На советском ТВ довольно четко понимали, что и когда показывать. Под каждую важную дату был свой набор фильмов — и, конечно, снимались праздничные концерты. Подобная схема действует до сих пор —
подробнее...

Молодые артисты из Нягани начали спектакль как лекцию, что подростковую и молодежную аудиторию, которой он адресован, не могло не насторожить. Впрочем, по внешнему виду «лектора» и его вкрадчивой
подробнее...

Утверждается, что один из них станет продолжением седьмого крупного произведения мастера ужасов - романа «Куджо».Конечно же, российским поклонникам официально изданный перевод этой книги ждать не
подробнее...

Заглавная песня альбома была выпущена как сингл в начале сентября, и клип на Zunge стал бальзамом на души российских фанатов Тилля. Анна Цуканова-Котт в качестве режиссера, Аглая Тарасова в кадре с
подробнее...

Певец Ярослав Дронов, выступающий под псевдонимом Shaman, продолжил эксплуатировать политическую ситуацию в своей работе, на этот раз использовав ядерной угрозы. Во время выступления в
подробнее...

Супруги отдыхали всегда в одном и том же месте - в санатории имени Ломоносова, где из года в год останавливались в одном и том же номере. Последний раз приехал сюда в 2017-м. А Василий Семёнович
подробнее...

 «Тюрьма штрихкода» в постановке Марвана Абдуллы Салеха  рассказывает о буднях за решеткой в комедийной форме. Публика неторопливо заполняет зал, иногда спустя полчаса или час после начала спектакля,
подробнее...

Тимур Бекмамбетов родился в Казахстане, а свою карьеру начинал в Узбекистане. После службы в армии, он приехал в Ташкент, где окончил театрально-художественном институт, после которого устроился на
подробнее...

Для Мороз режиссерское кресло на съемках «Секс. До и после» — не спонтанная прихоть, а скорее логичный этап. Три года назад Дарья не только вернулась во второй сезон «Содержанок» как актриса, но и
подробнее...

Отвечая на вопрос, зачем Америке документы, связанные с русской культурой, Москвин сказал, что это нужно им для «изучения России».Также эксперт назвал культурные ценности способом инвестиций, когда
подробнее...