Срочные новости раздела
Балет-голограмму показали в Москве

Балет-голограмму показали в Москве

«Двухсотлетний человек» - третья часть футуристической трилогии «Я робот», в которую ещё входят AR-опера К. Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина в постановке Георгия Исаакяна; компьютерная драма «ОНА» (что расшифровывается как «Операционная Новая Система»), созданная по мотивам оскароносного сценария актера и режиссера Спайка Джонса (перевод с английского, адаптация и режиссура Георгия Исаакяна)

Судя по тому, что во всех трех частях самое активное участие принимал гендиректор театра Георгий Исаакян (в балете «Двухсотлетний человек» он не только режиссер-постановщик, но и автором идеи и либретто), футуристическая трилогия «Я робот» - его инициатива, и балет создан в сотрудничестве  с худруком балета театра Сац Кириллом Симоновым, который выступил хореографом-постановщиком балета. 

Айзека Азимова в американской литературной традиции относят к «Большой тройке» писателей-фантастов. Повесть «Двухсотлетний человек» впервые была опубликована в 1976 году, и посвящёна роботу NDR, который стремился стать человеком. Повесть входит в цикл историй писателя о роботах, и произведение получило три самые престижные премии в англоязычной фантастике. На основе повести Айзека Азимова и Роберта Силверберга в 1993 году вышел роман «Позитронный человек»; по которым в 1999 году Крисом Коламбусом был даже снят фильм «Двухсотлетний человек». 

«Я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, завтра становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству» - говорил Айзек Азимов о своем творчестве. Это же целиком и полностью относится к идее постановки в театре Сац спектакля, посвященного теме взаимоотношения человека и искусственного интеллекта. Разные аспекты столкновения человека и машины - и есть тема этого спектакля, предназначенного для взрослых и детей. Повесть и соответственно балет на её основе поднимают очень важные и особенно актуальные для современного мира проблемы человечности и искусственного интеллекта, рабства и свободы, конформизма и борьбы за свои права, жизни и смерти.

Балет «Двухсотлетний человек» - это история про то, как в роботе, который совершенствуется и постепенно эволюционирует в человека, начинают пробуждаться человеческие чувства. Он сопереживает, сочувствует, любит. При этом спектакль не только про робота, он и о людях. В частности в нем рассказывается про семью, которая в течении нескольких поколений его воспитала и относится к нему как к родному. Эти люди у Айзека Азимова благодаря роботу тоже меняются, и тоже проявляют чувства к машине, любят её.

Довольно эффектное оформление создали для спектакля, художники Анна Кострикова и Денис Сазонов. На сцене действительно появляется самый настоящий робот, но и потом, когда он начинает по ходу спектакля эволюционировать в человека, художники-постановщики придумывают ему костюм, который, и это самое главное, позволяет исполнителю роли робота Эндрю танцевать. Во второй части балета робот, подражая людям, вообще носит «человеческую» одежду и становится от человека не отличим.   

А хореографию для этого персонажа Кирилл Симонов придумал довольно интересную и весьма разнообразную. А главное, как и задумывал постановщик, ему действительно удалось избежать банального танца машин. Робота Эндрю в разных актах балета танцуют разные артисты, поскольку робот, как и человек в балете стареет, и в конце – концов умирает.

В первой части партию молодого робота танцует премьер театра Иван Титов, и этому танцовщику удается отразить в своей пластике чувства и переживания своего героя. Ещё более сложные задачи ставит хореограф перед исполнителем партии Эндрю-старика, с которыми исполнитель партии Олег Кожанов тоже прекрасно справляется.

Кирилл Симонов, по его словам, «хотел уйти «от внешнего к внутреннему, обратиться к тем скрытым процессам, которые происходят с персонажами, к их эмоциям, к их сути. Я хотел сделать спектакль про любовь». И это ему в полной мере удалось. Замечательно, что спектакль решен в неоклассическом стиле и танцы здесь поставлены на основе классической лексики, и даже с применением пальцевой техники. При этом за движениями у Симонова всегда стоит мысль.

Поскольку действие в балете развивается на протяжении длительного времени, перед зрителем проходят несколько поколений людей: на сцене мы видим и Маленькую Мисс, подругу робота Эндрю, которая заботится о нём, в детстве (в этой роли выходят воспитанницы Детской студии театра), и «Взрослую Маленькую Мисс, она же – её внучка и правнучка» (Анна Маркова). Есть в спектакле «Сын Маленькой Мисс» (Виктор Князев), её Внук (Артур Баранов), Сестра Маленькой Мисс (Феличия Руссу), её Бойфренд (Валерий Кравцов). Да и вообще, в спектакле в двух актах на полтора часа много персонажей: в прологе действует и Старинная семья: отец (Максим Подшиваленко), мать (Екатерина Зайцева), дочери. Есть здесь дворецкий (Герман Жуковский, прекрасный артист перешедший в театр Сац из Большого ещё перед пандемией), горничные, шпана на улице, друзья, и, наконец, люди-андроиды…

Спектакль рекомендован детям с 6-летнего возраста, но к сожалению, кроме трех законов робототехники Айзека Азимова никакого либретто к программке не приложено. Так что неподготовленному зрителю (и родителям, которым предстоит детям всё это объяснить) в перипетиях спектакля придется разбираться самому. Хотя это и не слишком сложно. Здесь, например, активно используется экран телевизора, на котором показываются специально снятые ролики (видео - Екатерина Мазухина, Мария Андросова) фактически вводящие зрителя в курс дела. Однако невнятности, все равно возникают. Например, по ходу сюжета в первом действии робота избивают. И тут требуются пояснения (особенно для детей): почему происходит это ничем не спровоцированное нападение.

Интересно, что музыку для этого двухактного балета написал Габриэль Прокофьев, внук великого композитора. Музыка в основе своей естественно электронная и выполняет прикладные задачи иллюстрируя действие на сцене.

Балет имеет подзаголовок «балет-голограмма», и это одно из самых интересных и креативных придумок спектакля. Голограмма или объемное изображение, а также всякого рода проекции действительно используется среди спецэффектов спектакля. В «Двухсотлетнем человеке» применена так называемая технология фотограмметрии, позволяющая перевести множество фотографий одного объекта в 3D-модель и анимировать ее. В спектакле за эту технологию и создание 3D-модели отвечает специалист по музыкально-компьютерным технологиям, художник визуальных эффектов Илья Шушаров. Использование передовых технологий в «Двухсотлетнем человеке», конечно, не самоцель, вовлеченному в действие фантастической повести-балета зрителю на них можно и вовсе не обратить никакого внимание. Но такое оснащение еще более помогает погрузится в историю, рассказанную теперь  в балете. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как стало известно “МК”, 78-летняя Алла Александровна почувствовала себя плохо в квартире в Трехпрудном переулке днем 3 ноября. Прибывшие врачи не смогли ей помочь. В последнее время Филозова плохо
подробнее...

В пространстве «Арт-платформа» за право выпустить новый спектакль в Новом Манеже бились негосударственные театры, и это уже третий сезон программы «ТеатрONstage». Отбор участников был жесткий: из 200
подробнее...

Арт-объект показывается на выставке «Земля наших предков», который посвящен коренным народам Америки. Он напоминает фигуру ребенка, одетого словно королева. В то же время создает ощущение, что это
подробнее...

Литургия в Успенском соборе Кремля началась с явления главной героини «во плоти». Священнослужители на руках вынесли образ Казанской иконы Божией Матери, а Патриарх Кирилл заявил, что это и есть та
подробнее...

Правда, Каштанка-робот обосновалась не на Спартаковской, а в Ермолаевском переулке в ММОМА. Сюда ее привёл (и не на поводке) Научно-технологический театр из Сергиева Посада. Здесь в абсолютно белое
подробнее...

«Быть беременной не означает, что тебе выдан билет, позволяющий есть «что-нибудь». Я люблю пиццу и китайскую еду, но пытаюсь соблюдать баланс,  особенно в то время, когда  ждешь появления ребенка. Я
подробнее...

«Мой отец родился в небольшом городе в Пермском крае, дедушка по его линии татарин, мусульманин. Еще в далекие 60-е годы его семья перебрались на Дальний Восток, в Находку... Здесь, кстати, и
подробнее...

Успех Zivert не очень-то вписывается в стандартную схему, по которой сейчас делают карьеру в поп-музыке. Юлия не была юной протеже большой структуры или серьезного продюсера, музыкой занялась уже в
подробнее...

На советском ТВ довольно четко понимали, что и когда показывать. Под каждую важную дату был свой набор фильмов — и, конечно, снимались праздничные концерты. Подобная схема действует до сих пор —
подробнее...

Молодые артисты из Нягани начали спектакль как лекцию, что подростковую и молодежную аудиторию, которой он адресован, не могло не насторожить. Впрочем, по внешнему виду «лектора» и его вкрадчивой
подробнее...

Утверждается, что один из них станет продолжением седьмого крупного произведения мастера ужасов - романа «Куджо».Конечно же, российским поклонникам официально изданный перевод этой книги ждать не
подробнее...

Заглавная песня альбома была выпущена как сингл в начале сентября, и клип на Zunge стал бальзамом на души российских фанатов Тилля. Анна Цуканова-Котт в качестве режиссера, Аглая Тарасова в кадре с
подробнее...

Певец Ярослав Дронов, выступающий под псевдонимом Shaman, продолжил эксплуатировать политическую ситуацию в своей работе, на этот раз использовав ядерной угрозы. Во время выступления в
подробнее...

Супруги отдыхали всегда в одном и том же месте - в санатории имени Ломоносова, где из года в год останавливались в одном и том же номере. Последний раз приехал сюда в 2017-м. А Василий Семёнович
подробнее...

Тимур Бекмамбетов родился в Казахстане, а свою карьеру начинал в Узбекистане. После службы в армии, он приехал в Ташкент, где окончил театрально-художественном институт, после которого устроился на
подробнее...

 «Тюрьма штрихкода» в постановке Марвана Абдуллы Салеха  рассказывает о буднях за решеткой в комедийной форме. Публика неторопливо заполняет зал, иногда спустя полчаса или час после начала спектакля,
подробнее...

Для Мороз режиссерское кресло на съемках «Секс. До и после» — не спонтанная прихоть, а скорее логичный этап. Три года назад Дарья не только вернулась во второй сезон «Содержанок» как актриса, но и
подробнее...

Отвечая на вопрос, зачем Америке документы, связанные с русской культурой, Москвин сказал, что это нужно им для «изучения России».Также эксперт назвал культурные ценности способом инвестиций, когда
подробнее...