Срочные новости раздела
В Третьяковке показали искусство труда: Мадонна с петухом и шахтерская бездна

В Третьяковке показали искусство труда: Мадонна с петухом и шахтерская бездна

Прежде чем появились многие из этих работ, их авторы погружались в тему, выезжая на пашни и заводы, спускаясь в шахты. То есть перед нами не какие-то выдуманные заводы или обобщенные образы рабочих, а очень конкретные предприятия и люди. Есть более или менее удачные работы (с точки зрения техники, концепции и исполнения), но все они живые. Тут не соцреализм, а скорее новый виток индустриального искусства, ростки которого взошли в России на заре ХIХ веке (крестьянские сюжеты Венецианова и Тропинина), расцвели на волне передвижничества, приобрели мощь и масштаб в начале века ХХ вместе с революцией в промышленности и искусстве, а главное — в умах. После распада СССР к самой заезженной теме социалистического государства долго не могли подступиться. И все же это случилось — во многом благодаря Уральской биеннале, где площадками часто становились предприятия и заводы. Однако тут индустриальное искусство не в непосредственной близи действующего производства и не среди руин заброшенных предприятий, а в классических музейных залах.

Предполагалось, что выставка займет залы, где можно сделать круг и прожить день в рабочем ритме, погружаясь в трудовой процесс и делая паузы на отдых. Но по техническим причинам пришлось в последний момент перенести экспозицию в соседние залы — 16 и 17. Поэтому закольцевать трудовую тему не вышло, но разделы остались такими, как было задумано. В проекте четыре раздела — «Труд. Действующие лица», «Сцена первая/последняя», «Процесс», «Пауза». Столько же номинаций: в каждом из блоков лучшие работы поощряли первым, вторым и третьим местами. Всего на выставке около 200 работ, причем малоизвестных авторов. Все они прошли большой конкурс: их выбрали из 1,5 тысячи присланных в этом году заявок из 400 городов России. На обложку каталога и афишу попала одна из работ-победителей — ассамбляж 26-летней художницы из Тюмени Анастасии Люлиной.

Нижняя часть холста задрапирована тканями, так что платье девушки, держащей в руках петуха, объемное и рельефное, а сама девушка напоминает образ Мадонны, столь часто воспроизводимый в искусстве. В стилистике портрета есть намек на Петрова-Водкина — он читается в ее чистом глянцевом лице с красным оттенком, голова героини покрыта белым платком, как и у «Мадонны» художника-авангардиста. Но невыразительный серый фон портит впечатление. Есть на выставке более тонкие вещи, причем в очень разных стилях.

Например, супрематический натюрморт Евгения Михайлова и Софии Орловской, где рядом с четкой, объемно выписанной геометрией можно найти чайник и серп. Или нежная «Голубая керамика» Мариям Алибай, где девушка старательно натирает блюдо, сидя в залитой синим комнате, рядом с большим окном, откуда через легкую занавесь в помещение проникает теплый свет. Или забавная миниатюра Марии Давыдовой под названием «Отдых русского человека»: во всех деталях из проволоки, пластика и природных материалов сделан дачный домик, окруженный множеством грядок. Сам дачник исследует чудаковатое растение, выросшее на тропинке близ посадок, на которые явно потрачено много сил и времени.

Любопытна картина «Сбор урожая» Катерины Фехер: облака и рожь на ней словно написаны под осознанным или бессознательным влиянием Николая Рериха. Завораживает «Внутренний двор» Анастасии Нестеровой, где заводская проходная экспрессивно написана на контрасте фиолетового и желтого и, несмотря на безлюдность, кажется какой-то родной. Сурово и авангардно смотрится картина пермячки Марии Колывановой: на холсте, повторяющем заводскую стену, на которой висят натуральные каски с портретами рабочих. Это и абстракция, и инсталляция, и реализм. Авангардна и работа Алексея Чепашова: на черном-черном холсте черная с золотыми отблесками клеть, из которой виднеются каски рабочих. Они спускаются в шахту — как в бездну. Бездна выписана черным так, словно по ней течет нефть, а клеть вылеплена пальцами так, что видны отпечатки автора. То есть природное и рукотворное отражено в технике — довольно свежо и тонко. Всматриваешься в детали, творческие решения, в сюжеты и... отдыхаешь. В общем, приятно посмотреть, как другие работают.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Тот закон, который у нас есть, нужно максимально приводить в соответствие с указом президента и в соответствие с требованиями времени. Поэтому создаем рабочую группу», - заявила Ямпольская, обозначив
подробнее...

На звание «Лучший фильм» в этом году претендовали пять картин: победивший в итоге «Снегирь», «1993» Александра Велединского, «Вызов» Клима Шипенко, «По щучьему велению» Александра Войтинского,
подробнее...

Пьеса, написанная в 2002 году, до российской сцены добралась через пять лет - и пионером здесь выступил РАМТ. Зато для театра спектакль стал фирменной «визитной карточкой» на целое десятилетие, с 7
подробнее...

Именно десять  лет назад эта премия родилась  как ответ  на то, что театральная книга стала уходить на второй план,  что означало одно  - следующим поколениям, интересующимся историей театра,
подробнее...

По ученику всегда видно его мастера. Во всяком случае, если не знать имя режиссера, то по первой же мизансцене этого спектакля можно безошибочно угадать — «В Москве» ставил ученик Петра Фоменко.
подробнее...

Петербург помнит свою историю. К 80-летию снятия блокады на улицах боялись флаги и плакаты, напоминающие о тех девятистах днях, что Ленинград был в оккупации, был городом-признаком – на грани жизни и
подробнее...

Помимо двух актов «Ночи игуаны» был и третий — стихийный, по окончании спектакля, когда сердобольные зрительницы, долго ждавшие своего часа, начали выносить дары — зефир, конфеты, собственную стряпню.
подробнее...

Тома Селиванова сняла драматическое роуд-муви, участниками которого стали кинорежиссер Дина  и немецкий музыкант Йохан.  Они едут по  местам, где в годы сталинских репрессий находились лагеря.
подробнее...

«Шубин Александр Игоревич. 15.01.1996 — 06.05.2023. С октября 2014 г. участник СВО. Погиб 6 мая 2023 г. в результате теракта», — гласит текст, однако слово «теракт» написано с двумя «р», на что сразу
подробнее...

Андрей Васнецов хорошо известен в профессиональной среде. Участник Великой Отечественной, лауреат всех мыслимых госпремий, монументалист. На художника он учился уже после войны (на момент ее начала
подробнее...

— Известный факт: Высоцкий приезжал в Казахстан. Когда это случилось?— Владимир Семенович был в республике три раза. Первый — в январе и феврале 1963 года, на съемках художественного фильма «Штрафной
подробнее...

Одной из главных интриг каждого сезона всегда были названия масок, под которыми скрываются звезды музыки, кино, телевидения, спорта и интернет-пространства. И именно этот секрет создатели шоу на днях
подробнее...

— Татьяна Тимофеевна, давайте начнем с общего вопроса, что вообще такое антиутопия?— В утопии показывается мир лучший, чем тот, в котором живет нынешний читатель, где решены все конфликты и проблемы,
подробнее...

После смерти Густава Климта семья еврейских промышленников, заказавших портрет, забрала работу из мастерской. В 1925 году полотно показывалось в венской галерее. Сохранилось черно-белое фото с
подробнее...

Первое последствие законотворчества — большое переименование работ в мадридском Прадо. Корректировке подвергнут работы Франциско Гойи и Диего Веласкеса. Например, в коллекции Прадо есть работа Гойи,
подробнее...

На входе в павильон нас встречает виновник торжества, опирающийся на тоненькую трость. В сенях долго стоять не приходится, перед гостями выбор: в какой зал войти сначала. Четкого маршрута здесь нет –
подробнее...

На выставке Вэйвэя представлено 120 знаковых работ разных лет: живопись, LEGO, скульптура, инсталляции, фотографии, видео-арт. Все строится на рефлексии, осколках прошлой жизни, воспоминаниях детства,
подробнее...

1. Платье из бинтовК началу блокады в Ленинграде осталось около трехсот тысяч детей дошкольного возраста, несмотря на то что первыми эвакуировали именно малышей. У родителей почти не было возможности
подробнее...