Срочные новости раздела
В Москве показали картины внука Васнецова: «суровый стиль» певца ленинградского пейзажа

В Москве показали картины внука Васнецова: «суровый стиль» певца ленинградского пейзажа

Андрей Васнецов хорошо известен в профессиональной среде. Участник Великой Отечественной, лауреат всех мыслимых госпремий, монументалист. На художника он учился уже после войны (на момент ее начала юноше исполнилось семнадцать). Зато учителя Васнецову достались великие: Александр Александрович Дейнека, Андрей Дмитриевич Гончаров, Петр Петрович Соколов-Скаля. Что, собственно, предопределило судьбу: Васнецов стал одним из основоположников «сурового стиля» советской реалистической живописи, опирающегося на опыт мастеров 1920-х годов — того же Дейнеки, Петра Кончаловского и других.

Конечно же, Андрей Владимирович не мог не оказаться в тени великого деда: можно не сомневаться, что по крайней мере 1% посетителей залов в прилегающем к Арбату Денежном переулке приходят просто «на Васнецова», рассчитывая увидеть «Богатырей» или «Витязя на распутье». Но советский Васнецов — самобытный художник, заслуживающий внимания независимо от родовой принадлежности. Кстати, его фигура подтверждает наивно научную теорию о том, что гений (склонность к определенному виду искусства передается через поколение. Отец Андрея Васнецова был биологом, а точнее — ихтиологом, специалистом по рыбам. И только внук вернулся на путь, проложенный великим предшественником.

Применительно к картинам Васнецова часто употребляется эпитет «метафизические». Если пояснить это определение на примерах, то получится, что герои, атрибуты и локации его полотен находятся как бы в Ленинграде или в конкретной квартире/доме — и одновременно нигде.

Что я имею в виду? Важнейший пласт творчества Андрея Васнецова — натюрморты. У него их много, причем основной цвет — сумеречно-серый, а «лампочный» желтый или светящийся красный используется, чтобы вывести из полумрака важные детали. «Натюрморт со ступкой», «Пачка чая», «Натюрморт с книгами», «Натюрморт с лимонами и кастрюлей на круглом столе» - отличительной чертой этих работ является невозможность атрибутировать предметы, там они как люди без лиц, с пустыми овалами вместо лица.

На обложках книг нет заголовков или хотя бы орнаментированных букв, бутылки — без этикеток, пачка чая — это абстрактный прямоугольный параллелепипед, а не конкретный продукт отечественной фабрики со слоном на упаковке.

Какое время на картине? 1970-е или 1870-е — невозможно установить даже по форме бутылок, они не ясно советские и не дореволюционные, они — воплощение лексического значения слова «бутылка» в смысле «стеклянный сосуд для жидкости».

Такой же ничейный, вневременной у Андрея Васнецова и Питер. Это в названии он город Ленина, но находится нигде. Если изучить детально картины 70-х годов: 

«Калитка. Белая ночь», «Ленинград. Рыбаки на мосту», «Мост в Ленинграде», то нет моментального узнавания, как на открытках или сувенирных чашках с «Медным всадником», Казанским или Исаакиевским соборами.

Нет, это ни на йоту не конкретно советский отрезок существования СПб, не сам Питер, который можно научиться срисовывать с фотографии или с натуры за год, а некая тень Града небесного. Хотя, может быть, коренные петербуржцы поправят меня, сказав, что понимают, какой именно мост, обжитый рыболовами, здесь изображен и где он находится.

Остается сказать о самой мощной картине — «Затмение». Согласно каталогам, она создавалась в 2003-2004 годах, то есть за несколько лет до смерти художника. Есть версия, что фигуры людей в лодке — это сам Андрей Васнецов и его сын Федор. А над ними — мандельштамовское черное солнце:

Эта ночь непоправима,

А у вас еще светло.

У ворот Ерусалима

Солнце черное взошло.

«Все еще достоин» — известная фразочка из мира мемов, применима к этому эпохальному произведению. Возле него стоит остановиться минут на двадцать, чтобы понять: Андрей Владимирович Васнецов был достоин того, чтобы носить прославленную фамилию. В «Затмении» он как никогда настоящий и преодолевший при жизни границы земного существование живописец.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Научную конференцию открыл генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн. Он объяснил, что монета, хотя и маленькая, раскрывает все сложности и парадоксы эпохи, а также отражает
подробнее...

- В Shanghai Poly Grand Theatre, где мы начинаем наш тур, полный аншлаг, - рассказывает Кирилл Крок. - На входе установлены огромные медиа экраны, на них транслируются сцены из «Онегина» и портреты
подробнее...

«С 2023 года впервые совместно с МИД России мы реализуем комплекс культурных акций в зарубежных странах, направленных на популяризацию русского языка за рубежом. Проект включает лекции,
подробнее...

События «Игры престолов» и первого сезона «Дома дракона» разделяют двести лет. Второй сезон «Дома дракона» начинается ровно там, где закончился первый. Поэтому если кто-то упустил нить повествования,
подробнее...

Недавно стало известно, что в Латвийском национальном театре отменили спектакль Дмитрия Крымова «Записки сумасшедшего», в котором актриса должна была исполнить главную роль. Причина оказалась проста:
подробнее...

Общая логика наполнения залов помогает проследить, как развивались различные формы и техники графики, и как это искусство трансформировалась за три века. На выставке покажут 481 рисунок — в
подробнее...

Сергей Урсуляк, начинавший с полнометражного кино - «Русский  регтайм», «Летние люди», Долгое прощание», в последние годы снимает в основном сериалы. Он любит кино с замахом, работает с большой и
подробнее...

Но атмосфера в зрительном зале кажется вполне семейной. Особенность театральной школы Олега Табакова в том, что студенты все время учебы живут в школе-пансионе. В театральную школу поступают после 9 и
подробнее...

  Переезд иконописного шедевра первой трети XV века приурочили к празднику Троицы, который в этом году отмечается 23 июня. В позапрошлом году икона покинула Третьяковскую галерею и отравилась в лавру
подробнее...

Вышедшая недавно книга Прилепина будет читаться в старших классах в рамках изучения «Прозы второй половины XX – начала XXI века», где педагогам рекомендованы восемь авторов с правом выбирать, чье имя
подробнее...

XXII церемония награждения победителей премии «Гвоздь сезона» прошла с шиком, свойственным Большому. Изюминкой, которая сразу бросилась в глаза, стал оркестр, который был расположен нестандартно — над
подробнее...

Лента Бакура Бакурадзе повествует о двух друзьях – Гиви и Леване. Они не виделись тридцать лет и нашли друг друга в социальной сети. У кинорежиссера Гиви проблемы в семье, перемены в жизни, в отличие
подробнее...

Культура «по понятиям» давно уже стала частью культуры массовой и даже элитарной вопреки утверждениям авторов проектов типа «Слово пацана» — мол, все это антипример. Тем не менее из антигероев
подробнее...

В этом году усилиями художественного руководителя программы и председателя приза «Бенуа» Светланы Захаровой балетный «Оскар» сохранил свой международный статус. Несмотря на сложную международную
подробнее...

Впервые этот фестиваль прошел в Вологде в 1991 году. Параллельно с драматическими театрами свои спектакли показывают и театры кукол - их шесть. Не обойдётся Вологда и без Пушкина, чьё 225-летие
подробнее...

Изначально «Пермские ворота» собирались перенести в другое место. Ведь арт-объект успел стать одной из достопримечательностей города и одним из символов культурной революции, которая разворачивалась в
подробнее...

«Состоялся концерт «Отцовский край – родной Донбасс», в котором наряду с коллегами из республиканских учреждений культуры выступили артисты ансамбля песни и танца «Донбасс», – рассказали в
подробнее...

В рамках Дней культуры России Азербайджанский государственный симфонический оркестр исполнил знаменитые произведения великих российских композиторов. Дирижировал заслуженный артист Российской
подробнее...