Срочные новости раздела
Историю блокады Ленинграда расскажут живые голоса ее свидетелей

Историю блокады Ленинграда расскажут живые голоса ее свидетелей

Петербург помнит свою историю. К 80-летию снятия блокады на улицах боялись флаги и плакаты, напоминающие о тех девятистах днях, что Ленинград был в оккупации, был городом-признаком – на грани жизни и смерти. Эту болезненную историю рассказывают как живую человеческую драму, через пять судеб реальных людей – мальчика, потерявшего всех родных, воспитательницы детского сада, юного ученого, который придумывал способы спастись от дизентерии и выращивал одуванчики и крапиву для пропитания жителей, и его возлюбленной художницы, помогавшей эвакуировать картины из Эрмитажа. А еще скрипача, который холодными пальцами продолжал играть и участвовал в легендарном концерте – премьере Ленинградской симфонии Шостаковича, партитуру которой чудом забросили в блокадный город военным самолетом. Вместе с пятью персонажами – а это с одной стороны вполне конкретные люди, с другой – собирательные образы – зритель проходит драму, которую пережили или не пережили миллионы людей. Экспозиция решена как тотальная инсталляция, где мы вместе с героями преодолеваем путь от начала до конца блокады.

В начале казалось, что, несмотря на блокаду, жизнь еще может быть нормальной. Люди ходили в кино. Первый зал, откуда начинается экспозиция, превращен как раз в кинозал, где висят афиши фильмов, что показывали в 1941: «Конек Горбунок», «Антон Иванович сердится», «Фронтовые подруги». Вместе с тем там показывали небольшие фильмы-инструкции о том, как тушить зажигательные бомбы - их надо засыпать песком, залить водой или использовать огнетушитель. Каждый ребенок освоил эту науку в первые дни блокады. В этот момент зритель знакомится с героями истории, которая переплетает их судьбы. Это судьбы сплетение – уже художественный вымысел, но очень образный. Все пятеро в итоге откажутся в одной комнате и будут спасать друг друга, но выживут не все.

Выставка ведет нас по длинному историческому коридору, где есть предметы, сохранившие память о тех странных временах, есть реплики и атмосферные инсталляции, что передают климат в блокадном городе. Это дорога, где смерть, голод и разруха становятся будничными. Где одной матери приходится выбирать с помощью монетки, какому из двух детей отдать паек, а значит, сохранить жизни, а какому умереть. А другая всю беременность шьет для своего дитя, расшивая цветочки, чтобы родить его холодной зимой и потерять спустя 24 дня.

Где люди готовы есть что угодно, будь то дохлый воробей, кошка, борщевик или одуванчики. Где мальчик может отнять у старушки последний кусок хлеба, а когда его поймают, ляжет лицом в снег и будет есть, пока его бьют прибежавшие на крик старушки женщины. Но где, вопреки всему, любят, женятся, сострадают, играют музыку и читают книги. Где невеста в платье, перешитом из ночной сорочки, а банкетный стол нарисован на тарелках как настоящий. Где проводят выставки и есть люди, меняющие хлеб на билеты в театр, а есть те, кто готов отдать последнее, будь то рояль, картина Айвазовского или драгоценности - за ложку муки. Где в Эрмитаже водят экскурсии по пустым залам, рассказывая о картинах так, как будто они все еще на стенах.

«Этот проект, как ребенок, рождался 9 месяцев. Мы долго думали над формулой подачи, учитывая то, что не все предметы было возможно привезти из музеев. Однако у нас есть уникальные экспонаты. Как, например, детское платье, сшитое из бинтов», – рассказывает директор «Манежа» Анна Ялова.

Выставка разбита на семь разделов и заканчивается как раз симфонией Шостаковича, которую представили с помощью той самой партитуры рядом с инструментами. Инсталляция, конечно, не передает весь масштаб легендарного концерта в Ленинградской филармонии, но оставляет впечатление ожившей истории.

Есть на выставки даже живые сорняки, которые растут рядом с рецептами, придуманными блокадниками: суп из борщевика, салат из крапивы или одуванчиков. В процессе подготовки несколько одуванчиков даже зацвели.

В экспозиции – более 600 предметов, подлинных и копийных, из которых складывает щемящий сюжет – о людях, которые сохраняли себя в самые сложные времена.

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Научную конференцию открыл генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн. Он объяснил, что монета, хотя и маленькая, раскрывает все сложности и парадоксы эпохи, а также отражает
подробнее...

- В Shanghai Poly Grand Theatre, где мы начинаем наш тур, полный аншлаг, - рассказывает Кирилл Крок. - На входе установлены огромные медиа экраны, на них транслируются сцены из «Онегина» и портреты
подробнее...

«С 2023 года впервые совместно с МИД России мы реализуем комплекс культурных акций в зарубежных странах, направленных на популяризацию русского языка за рубежом. Проект включает лекции,
подробнее...

События «Игры престолов» и первого сезона «Дома дракона» разделяют двести лет. Второй сезон «Дома дракона» начинается ровно там, где закончился первый. Поэтому если кто-то упустил нить повествования,
подробнее...

Недавно стало известно, что в Латвийском национальном театре отменили спектакль Дмитрия Крымова «Записки сумасшедшего», в котором актриса должна была исполнить главную роль. Причина оказалась проста:
подробнее...

Общая логика наполнения залов помогает проследить, как развивались различные формы и техники графики, и как это искусство трансформировалась за три века. На выставке покажут 481 рисунок — в
подробнее...

Сергей Урсуляк, начинавший с полнометражного кино - «Русский  регтайм», «Летние люди», Долгое прощание», в последние годы снимает в основном сериалы. Он любит кино с замахом, работает с большой и
подробнее...

Но атмосфера в зрительном зале кажется вполне семейной. Особенность театральной школы Олега Табакова в том, что студенты все время учебы живут в школе-пансионе. В театральную школу поступают после 9 и
подробнее...

  Переезд иконописного шедевра первой трети XV века приурочили к празднику Троицы, который в этом году отмечается 23 июня. В позапрошлом году икона покинула Третьяковскую галерею и отравилась в лавру
подробнее...

Вышедшая недавно книга Прилепина будет читаться в старших классах в рамках изучения «Прозы второй половины XX – начала XXI века», где педагогам рекомендованы восемь авторов с правом выбирать, чье имя
подробнее...

XXII церемония награждения победителей премии «Гвоздь сезона» прошла с шиком, свойственным Большому. Изюминкой, которая сразу бросилась в глаза, стал оркестр, который был расположен нестандартно — над
подробнее...

Лента Бакура Бакурадзе повествует о двух друзьях – Гиви и Леване. Они не виделись тридцать лет и нашли друг друга в социальной сети. У кинорежиссера Гиви проблемы в семье, перемены в жизни, в отличие
подробнее...

В этом году усилиями художественного руководителя программы и председателя приза «Бенуа» Светланы Захаровой балетный «Оскар» сохранил свой международный статус. Несмотря на сложную международную
подробнее...

Культура «по понятиям» давно уже стала частью культуры массовой и даже элитарной вопреки утверждениям авторов проектов типа «Слово пацана» — мол, все это антипример. Тем не менее из антигероев
подробнее...

Впервые этот фестиваль прошел в Вологде в 1991 году. Параллельно с драматическими театрами свои спектакли показывают и театры кукол - их шесть. Не обойдётся Вологда и без Пушкина, чьё 225-летие
подробнее...

Изначально «Пермские ворота» собирались перенести в другое место. Ведь арт-объект успел стать одной из достопримечательностей города и одним из символов культурной революции, которая разворачивалась в
подробнее...

«Состоялся концерт «Отцовский край – родной Донбасс», в котором наряду с коллегами из республиканских учреждений культуры выступили артисты ансамбля песни и танца «Донбасс», – рассказали в
подробнее...

В рамках Дней культуры России Азербайджанский государственный симфонический оркестр исполнил знаменитые произведения великих российских композиторов. Дирижировал заслуженный артист Российской
подробнее...