Срочные новости раздела
На Роттердамском фестивале показали фильмы, испугавшие политиков и церковь

На Роттердамском фестивале показали фильмы, испугавшие политиков и церковь

При этом вне зависимости от статуса авторов все картины участвуют в общем зрительском голосовании. Его результаты обновляются каждый день. Пока лидирует «Зеленая граница» 75-летнего польского режиссера Агнешки Холланд, которая давно живет в Праге. Ее картина создана в копродукции Польши, Чехии, Бельгии, Франции и других стран. 84-летний итальянский мэтр Марко Беллоккьо приехал с фильмом «Похищенный» (Италия—Франция—Германия) и оказался всего лишь на 22-м месте в зрительском рейтинге. Хотя его картина на порядок выше некоторых опусов, вырвавшихся вперед.

Оба фильма — о хрупкости человеческой жизни, насилии со стороны государства или церкви. Холланд и Беллоккьо вступили в тот почтенный возраст, когда нечего бояться. Их кино напугало сильных мира сего, спровоцировало скандалы.

Агнешка Холланд с 2021 года возглавляет Европейскую киноакадемию, сменив на президентском посту Вима Вендерса. Она работала с Вайдой и Кеслёвским, достигла многого в профессии, но настолько демократична, что в толпе ее не отличить от волонтеров — роттердамских пенсионеров. В Европе их часто привлекают к работе. Это у нас на фестивалях работают студенты. «Я рада быть в Голландии (Holland). Мое имя — Агнешка Холланд (Holland)», — так обратилась автор «Зеленой границы» к зрителям. А они после показа приветствовали ее стоя. Впервые такое довелось увидеть за 20 лет пребывания на фестивале.

«Зеленая граница», уже получившая спецприз Венецианского фестиваля, вызвала недовольство польских политиков, поскольку нелицеприятно показывает недавние события на белорусско-польской границе, где концентрация мигрантов из Сирии и Афганистана превысила все нормы. О фильме жестко высказался президент Польши Анджей Дуда.

Большая семья из Сирии с маленькими детьми летит в Минск. Их попутчица — учительница из Афганистана. Они мечтают попасть в Европу. Для этого надо только перейти границу. И тут начинается ад. Беженцев обирают и избивают по обе стороны границы. Им продают бутылку воды за 50 евро и по сигналу отправляют, а потом многократно возвращают с территории одной страны в соседнюю. Пограничники приподнимают колючую проволоку, выталкивают страдальцев в Польшу, а потом назад, и так сутками. К ним относятся как к представителям низшей расы, поскольку они цветные. Часто совсем молодые люди испытывают наслаждение от возможности унизить другого. Польский пограничник (его сыграл Томаш Влосок) ждет рождения ребенка, заботится о беременной жене, которая увидит в его телефоне видео, где муж жестоко обходится со стариками, детьми, беременными женщинами…

Сочувствия и помощи беженцы могут ждать только от волонтеров, но и у них мало возможностей, чтобы самим не загреметь на скамью подсудимых. Волонтеры могут только принести сухую одежду, спальные мешки, лекарства, еду. Неравнодушную героиню Юлию сыграла великолепная польская актриса Майя Осташевска, известная по фильмам «Катынь» Анджея Вайды, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, «Пианист» Романа Полански, «Тело» и «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовска, «Одиночество в сети» Витольда Адамека. Во время ковида умер муж Юлии, и она полна решимости спасать людей, пока другие предпочитают делать вид, что ничего не происходит. Сирийские беженцы надеются на счастливый исход и теряют самых близких. Европа — не рай на земле, но от неравнодушия людей все-таки кое-что зависит.

Картина черно-белая, за исключением нескольких кадров. Она — как хроника, беспощадное свидетельство времени. В финале Холланд показывает украинско-польскую границу, где в феврале 2022 года тоже выстроились очереди, но отношение к людям совсем другое, потому что они белые.

«Похищенный» Марко Беллоккьо, растревоживший церковь, и не только в Италии, тоже основан на реальных событиях, которыми заинтересовался в свое время Стивен Спилберг, но фильм так и не снял. Это история священника Эдгардо Мартара, которого ребенком в 1850-е забрали у еврейских родителей и отдали под опеку папы Пия IX. А он, желая добра, проявляет жестокость, чувствует себя всесильным, забывая о том, что любая власть конечна. Поскольку в раннем детстве еврейского ребенка тайно и самовольно крестила служанка, то теперь из него хотят сделать настоящего католика — и сделают это. Мальчик так напуган, что видит сон, в котором освобождает Иисуса, и тот сходит с креста. Став взрослым, он будет языком рисовать крест на полу церкви, а умирающей матери-еврейке скажет о необходимости выбора в пользу католичества.

Успех «Похищенного» во многом связан с исполнителем главной роли — трогательным юным актером Эниа Сала. Фильм Беллоккьо напоминает старинное живописное полотно. Удивительно, что в свои немалые годы режиссер способен создавать столь масштабное кино. Он не собирался снимать антикатолическую картину, а хотел исследовать соотношение веры и церковных догматов, о чем говорил в Роттердаме. Его собственные симпатии — на стороне ребенка, оказавшегося заложником религиозного насилия.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Научную конференцию открыл генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн. Он объяснил, что монета, хотя и маленькая, раскрывает все сложности и парадоксы эпохи, а также отражает
подробнее...

- В Shanghai Poly Grand Theatre, где мы начинаем наш тур, полный аншлаг, - рассказывает Кирилл Крок. - На входе установлены огромные медиа экраны, на них транслируются сцены из «Онегина» и портреты
подробнее...

«С 2023 года впервые совместно с МИД России мы реализуем комплекс культурных акций в зарубежных странах, направленных на популяризацию русского языка за рубежом. Проект включает лекции,
подробнее...

События «Игры престолов» и первого сезона «Дома дракона» разделяют двести лет. Второй сезон «Дома дракона» начинается ровно там, где закончился первый. Поэтому если кто-то упустил нить повествования,
подробнее...

Недавно стало известно, что в Латвийском национальном театре отменили спектакль Дмитрия Крымова «Записки сумасшедшего», в котором актриса должна была исполнить главную роль. Причина оказалась проста:
подробнее...

Общая логика наполнения залов помогает проследить, как развивались различные формы и техники графики, и как это искусство трансформировалась за три века. На выставке покажут 481 рисунок — в
подробнее...

Сергей Урсуляк, начинавший с полнометражного кино - «Русский  регтайм», «Летние люди», Долгое прощание», в последние годы снимает в основном сериалы. Он любит кино с замахом, работает с большой и
подробнее...

Но атмосфера в зрительном зале кажется вполне семейной. Особенность театральной школы Олега Табакова в том, что студенты все время учебы живут в школе-пансионе. В театральную школу поступают после 9 и
подробнее...

  Переезд иконописного шедевра первой трети XV века приурочили к празднику Троицы, который в этом году отмечается 23 июня. В позапрошлом году икона покинула Третьяковскую галерею и отравилась в лавру
подробнее...

Вышедшая недавно книга Прилепина будет читаться в старших классах в рамках изучения «Прозы второй половины XX – начала XXI века», где педагогам рекомендованы восемь авторов с правом выбирать, чье имя
подробнее...

XXII церемония награждения победителей премии «Гвоздь сезона» прошла с шиком, свойственным Большому. Изюминкой, которая сразу бросилась в глаза, стал оркестр, который был расположен нестандартно — над
подробнее...

Лента Бакура Бакурадзе повествует о двух друзьях – Гиви и Леване. Они не виделись тридцать лет и нашли друг друга в социальной сети. У кинорежиссера Гиви проблемы в семье, перемены в жизни, в отличие
подробнее...

В этом году усилиями художественного руководителя программы и председателя приза «Бенуа» Светланы Захаровой балетный «Оскар» сохранил свой международный статус. Несмотря на сложную международную
подробнее...

Культура «по понятиям» давно уже стала частью культуры массовой и даже элитарной вопреки утверждениям авторов проектов типа «Слово пацана» — мол, все это антипример. Тем не менее из антигероев
подробнее...

Впервые этот фестиваль прошел в Вологде в 1991 году. Параллельно с драматическими театрами свои спектакли показывают и театры кукол - их шесть. Не обойдётся Вологда и без Пушкина, чьё 225-летие
подробнее...

Изначально «Пермские ворота» собирались перенести в другое место. Ведь арт-объект успел стать одной из достопримечательностей города и одним из символов культурной революции, которая разворачивалась в
подробнее...

«Состоялся концерт «Отцовский край – родной Донбасс», в котором наряду с коллегами из республиканских учреждений культуры выступили артисты ансамбля песни и танца «Донбасс», – рассказали в
подробнее...

В рамках Дней культуры России Азербайджанский государственный симфонический оркестр исполнил знаменитые произведения великих российских композиторов. Дирижировал заслуженный артист Российской
подробнее...