Срочные новости раздела
Музей музыки осовременил «Евгения Онегина» с помощью искусственного интеллекта

Музей музыки осовременил «Евгения Онегина» с помощью искусственного интеллекта

«Евгений Онегин» — вечно актуальное произведение как в литературной версии, которую мы, как нам кажется, знаем досконально еще со школьной скамьи, так и в музыкальном воплощении Чайковского. Музею музыки, который продолжает праздновать юбилей А.С. Пушкина, однако, есть чем удивить.

В центре внимания выставки — отреставрированный автограф оперы, написанный рукой Чайковского. Его показывают впервые. Он представляет собой большую толстую книжицу, внутри которой — оркестровая партия с подстрочным переложением для исполнения музыки на фортепиано. На страницах — пометки, оставленные самим Чайковским, а также его коллегами, которые принимали участие в работе над оперой — издателя Петра Юргенсона, первого дирижера оперы Николая Рубинштейна.

Но не автографом единым привлекают нас обратить внимание на оперу. В представлении большинства людей все, что связано с академической музыкой, — довольно консервативно. Но Музей музыки старается идти в ногу со временем, хоть и в рамках своей темы, и предлагает посетителям прикоснуться к искусственному интеллекту через призму оперы Чайковского «Евгений Онегин». Например, прямо на выставке можно увидеть, как бы вы выглядели, если бы были Евгением Онегиным или Татьяной Лариной. Нейросеть делает ваше фото и быстро рисует парадный портрет в полный рост. Результат трудов можно получить, отсканировав QR-код. Испытано на себе

Еще одна фишка выставки — письмо Онегину. Специально для выставки создали Telegram-бота, где можно написать любовное признание. Ответ для вас сгенерирует нейросеть. Правда, искусственный интеллект окажется намного добрее, чем Евгений Онегин, который в ответ на трогательное письмо Татьяны решил ее пожурить. Мы провели собственный эксперимент и вот какой диалог получился: 

— Хочу признаться в любви своему «Онегину», который сейчас очень далеко. И будет далеко еще очень долго. Мы увидимся, наверное, зимой. Но все равно люблю! Несмотря на расстояние!

— Я упорно ищу среди лиц моих слушателей такое же, как у тебя, — которое будет свидетельствовать о характере, похожем на твой, — и мои поиски напрасны. Так, день ото дня я все больше горжусь тобой, поскольку получаю всё новые доказательства того, что во всём мире нет никого, подобного тебе. Люблю тебя все больше и больше с каждым днём. Ты такая сильная, стойкая, уверенная в себе! Сегодня ты сделала мне величайший комплимент, на который только может надеяться мужчина. Если я тот самый «настоящий мужчина», то ты, безусловно, та самая «настоящая» женщина.

Нейросеть, конечно, любить не умеет, но красиво признаваться в чувствах — вполне!

Но все же выставка призвана не только развлечь своего гостя, но и рассказать о том, какой путь проделал «Онегин» от текста Пушкина, до музыкального воплощения Чайковского.

Здесь рассказывают историю, которая умещается в нескольких тематических разделах. Первый — история создания романа, история постановок оперы. Здесь показывают, как работал над романом Пушкин, как реагировали на него первые читатели, а также расскажут, почему важно поддерживать добрые отношения с однокурсниками. То, что сюжет Чайковскому подсказала певица Елизавета Лавровская — известный факт. Но мало кто говорит о том, что их связывало с Чайковским: вместе они учились в консерватории. Вывод: дружите с однокурсниками. Может, именно они подскажут вам идею, которая перевернет вашу жизнь.

Второй раздел посвящен образам центральных персонажей — Онегина, Татьяны и Ленского, об их сценических воплощениях. Здесь расскажут не только о том, почему опера Чайковского, в отличие от романа Пушкина, не подходит под определение «энциклопедии русской жизни», но и о фан-клубах Лемешева, «лемешисток», и Козловского, «козловитянок», которые почитали исполнительский талант певцов и порой спорили между собой — кто лучше. На выставке можно послушать их голоса. Михаил Брызгалов, директор Музея музыки, назвал их голоса «национальным достоянием и эталонным звуком».

От образов — к действию. Следующие разделы посвящены сценическим воплощениям оперы. Здесь можно обнаружить интересные афиши, уголок во дворе дома Лариных с креслом-качалкой и яблоками в корзинке (которыми можно угоститься). Есть интерактивная зона, где вас обучат делать полонезный шаг — главное движение полонеза, танца, которым традиционно открывают все балы. Чтобы посетить быстрый мастер-класс, нужно встать на определенную точку в выставочном зале (она помечена на полу), сработает датчик и заиграет Полонез из оперы «Евгений Онегин», на экране перед вами появится обучающее видео. Вот такой экспресс-урок танцев.

В этом же зале расскажут и о нескольких версиях финала «Онегина». У самого Чайковского было два варианта. А сейчас известно пять финалов в различных постановках. Тайну заключительной сцены оперы здесь можно попробовать разгадать с помощью большого интерактивного экрана, где предлагают ознакомиться с тем, как завершил свой роман Пушкин, а затем посмотреть несколько воплощений финала «Евгения Онегина» на сценах разных театров — все отличаются друг от друга. А вот с чем согласиться (или поспорить), здесь предлагают выбрать самостоятельно. Все же финал — открытый.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Театральный сезон Вахтанговский театр открывает сравнительно поздно, на что есть объективные причины: часть труппы недавно вернулась из Китая, куда ездили на гастроли со спектаклем «Война и мир».
подробнее...

В моем понимании прогрессивная музыка — именно та, в которой есть интересная музыкальная составляющая и которая не имеет границ как географических, так и музыкальных. Поэтому и звучало максимальное
подробнее...

Патриарх Московского и Всея Руси выступал в Екатерининском дворце на Исаакиевской площади, 6. В ожидании патриарха, прохаживаясь по узким коридорам Законодательного собрания с ковровыми дорожками из
подробнее...

Для балетов, оформленных выдающимся театральным художником Симоном Висаладзе, важно погрузиться в историю. Ведь никакой другой театральный художник не придавал такое значение даже мельчайшим
подробнее...

Он был снят в 83-м, в самом что ни на есть застойном году. Уже нет Брежнева, но есть Андропов, застой продолжается. И тут революция на киноэкране. «Пацаны» — это именно революция, не меньше. Это
подробнее...

Название, прямо скажем, с душком, но если исходить из того, что рок должен как-никак провоцировать, то в целом это работает на имидж группы, от которой можно ждать чего угодно. Кинчев как автор редко
подробнее...

Чтобы читатели «ЗД» лучше поняли весь драматизм и масштаб тектонического рок-сдвига, достаточно представить, как группа «Ария» вдруг объявила бы, что вместо канонического Артура Беркута, скажем,
подробнее...

Самая популярная точка Форума - Малый Атриум, где обосновался Искусственный Интеллект и все, что с ним связано. Собственно, утро второго дня Форума с него и началось. Руководитель этого направления
подробнее...

Выступая, Владимир Машков был настроен очень решительно. Впрочем, как всегда:— Слушая полтора часа все, о чем мы здесь говорили, я еще раз отвечу на вопрос что сегодня самое важное в культуре — что
подробнее...

На фоне закатного солнца и здания Северного речного вокзала — сцена, на которой уже расположились музыканты со своими инструментами — это оркестр под руководством музыкального руководителя театра
подробнее...

Любовные треугольники, перемещающиеся с героями через эпохи, — давно испытанный праймтаймовый жанр. Подобные сериалы не очень просты в исполнении, но когда на площадке у знаменитого режиссера есть
подробнее...

Принцип организации выставочного пространства — два кольца и «шайба» в центре, которые катают своих посетителей на машине времени. Форма круга, кольца — это архитектура самого «Зотова», а еще, по
подробнее...

«Театр начинается с вешалки» — старая поговорка, которая стала чрезвычайно актуальна в стенах Театра Пушкина в этом сезоне. Первое, что бросается в глаза (а точнее, в уши), — новый звонок, которым
подробнее...

Важное событие, которое выходит «за пределы театра» во всех смыслах, — в этом году на фасад знаменитого здания на Садовом кольце наконец-то вернутся легендарные часы, которые представляют собой
подробнее...

Ричард Мелвилл Холл, более известный как Moby, стоит перед двадцатитысячной толпой и пытается скромничать: «Я понял, что лучший способ гастролировать — это взять акустическую гитару, съесть кусок
подробнее...

Альбом под мистически-религиозным названием «Перевоплотиться» полон условно равнодушных песен с настроением меланхоличной лености и привычной хандры до такой степени, что невольно хочется принять
подробнее...

Песня называется Übers Meer, что значит «Через море», и была опубликована еще в прошлом ноябре на четвертом сольном альбоме Линдеманна Zunge. Негодуя по поводу «неслыханного» вранья (на его взгляд,
подробнее...

Участие в "круглом столе" приняли артист Эдгард Запашный, гендиректор «Росгосцирка» Сергей Беляков, директор симферопольского цирка Борис Тезиков, представители цирковых компаний и директора цирков из
подробнее...