Срочные новости раздела
В Российской академии художеств исследуют самые добрые сказки

В Российской академии художеств исследуют самые добрые сказки

Выставочный зал на открытии переполнен. Татьяну Шихиреву с долгожданной выставкой поздравляют ученики, друзья и коллеги из Московского союза художников и Российской академии художеств. Самая искренняя эмоция среди первых зрителей — неподдельный восторг. 

Говорят, что выставка — «просто сказочная». Действительно, на своих полотнах Татьяна Сергеевна выстроила собственный мир — и населила его фольклорными, историческими и сказочными (сказочно-добрыми!) персонажами. Работы как будто бы позволяют подглядеть за героями самых добрых сказок в окошко — и увидеть, как они выглядят в своей чудесной жизни.

Коллеги сравнивают панно Татьяны с многоактными спектаклями. Некоторые полотна художница объединяет в пестрые деталями триптихи и полиптихи — и в три или в четыре части укладывает сюжеты, составленные из запечатленных на панно действий. Сюжетом может стать как и жизнь средневековых артистов (полиптих «Балаганчик»), так и христианские сюжеты (полиптих «Праздники Христовы»).

Своих персонажей художница застает врасплох — на городских улицах, в окружении каменных замков, сельских церквей и деревенских избушек, посреди густых лесов и боярских палат. В центре внимания — мелкие и случайные радости: встречи, праздники, разговоры. Точеные фигурки персонажей Татьяна прорисовывает в технике горячего батика.

Граница между двумя мирами — тоже сказочная. Персонажи кочуют с полотен на резные рамы и воплощаются в реальном мире через фантастические деревянные скульптуры и сказочные атрибуты: изящные зеркальца и сундучки. Рамы, наравне с панно — произведения декоративного искусства. Почти все резные наличники делал художник Николай Конончук — супруг Татьяны Шихиревой. Его не стало в 2020 году.

Татьяна Сергеевна работала со своим мужем в творческом тандеме – его она называет своим главным советчиком и соавтором. На открытии выставки она рассказывает:

«Мы прожили вместе почти 50 лет. Он умер в тот год, когда у нас должна была быть золотая свадьба. Мне важно сказать, что если бы не он, то не было бы этого красочного периода, который вы видите здесь, в этом зале — не было бы этих резных храмов, этой динамичной пластики, которая тут присутствует. Он очень любил живопись. С утра до вечера работал: рисовал пейзажи, портреты и натюрморты. Однажды предложил мне помочь сделать рамку. Говорит: «Ну чего ты ищешь наличники, что-то было создано до тебя. Нарисуй эскиз, и я сделаю  раму, которая будет того размера, который тебе  нужен, и с орнаментом, который  нужен. Я сомневалась, что он действительно ее сделает — он не занимался никакой резьбой до этого, как он будет это делать? Но у него было такое большое желание — не только сделать творческую работу, но и мне помочь...»

Атмосфера сказки встречается с историей и сюжетами мировой культуры. Источники вдохновения — в русских сказках (птиц Сирин на картинах — не сосчитать!) и в эстетике допетровской и петровской истории. Татьяна Сергеевна говорит, что обращается к сюжетам и мотивам из мировой культуры и вычленяет из этой сокровищницы то, что сердцу ближе: будь то традиции площадного театра или исторический сюжет о Марине Мнишек. Например, множество образов героев и сюжетов заимствованы из итальянской комедии дель арте. Коломбине, бойкой и остроумной служанке, «отдают» целый зал, в котором размещают целую «модную коллекцию» — вариации ее костюма.

Среди неожиданных источников вдохновения — комедии испанского драматурга Лопе Де Веги. Он часто брал за основу своих пьес народные романсы и анализировал мировой исторический пласт — но при этом призывал актуализировать историю за счет сохранения психологических и социальных смыслов: «Внимай комедии: тебе она / Покажет все, чем ваша жизнь полна». 

Герои панно Татьяны Шихиревой — иногда грустные, иногда смешные — вполне соответствуют этому правилу, потому что в своих эмоциях и позах они узнаваемы. Несмотря на точность исторического костюма и богатую «базу» культурных отсылок, они хранят в себе мощнейший посыл добра и жизнеутверждающего позитива и не кажутся напыщенными или тягостными. Искусствоведы говорят, что такой простоте и легкой идеализации способствует «галантный стиль». Но может быть, это просто доброе сердце?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Театральный сезон Вахтанговский театр открывает сравнительно поздно, на что есть объективные причины: часть труппы недавно вернулась из Китая, куда ездили на гастроли со спектаклем «Война и мир».
подробнее...

В моем понимании прогрессивная музыка — именно та, в которой есть интересная музыкальная составляющая и которая не имеет границ как географических, так и музыкальных. Поэтому и звучало максимальное
подробнее...

Патриарх Московского и Всея Руси выступал в Екатерининском дворце на Исаакиевской площади, 6. В ожидании патриарха, прохаживаясь по узким коридорам Законодательного собрания с ковровыми дорожками из
подробнее...

Для балетов, оформленных выдающимся театральным художником Симоном Висаладзе, важно погрузиться в историю. Ведь никакой другой театральный художник не придавал такое значение даже мельчайшим
подробнее...

Он был снят в 83-м, в самом что ни на есть застойном году. Уже нет Брежнева, но есть Андропов, застой продолжается. И тут революция на киноэкране. «Пацаны» — это именно революция, не меньше. Это
подробнее...

Название, прямо скажем, с душком, но если исходить из того, что рок должен как-никак провоцировать, то в целом это работает на имидж группы, от которой можно ждать чего угодно. Кинчев как автор редко
подробнее...

Чтобы читатели «ЗД» лучше поняли весь драматизм и масштаб тектонического рок-сдвига, достаточно представить, как группа «Ария» вдруг объявила бы, что вместо канонического Артура Беркута, скажем,
подробнее...

Самая популярная точка Форума - Малый Атриум, где обосновался Искусственный Интеллект и все, что с ним связано. Собственно, утро второго дня Форума с него и началось. Руководитель этого направления
подробнее...

Выступая, Владимир Машков был настроен очень решительно. Впрочем, как всегда:— Слушая полтора часа все, о чем мы здесь говорили, я еще раз отвечу на вопрос что сегодня самое важное в культуре — что
подробнее...

На фоне закатного солнца и здания Северного речного вокзала — сцена, на которой уже расположились музыканты со своими инструментами — это оркестр под руководством музыкального руководителя театра
подробнее...

Любовные треугольники, перемещающиеся с героями через эпохи, — давно испытанный праймтаймовый жанр. Подобные сериалы не очень просты в исполнении, но когда на площадке у знаменитого режиссера есть
подробнее...

Принцип организации выставочного пространства — два кольца и «шайба» в центре, которые катают своих посетителей на машине времени. Форма круга, кольца — это архитектура самого «Зотова», а еще, по
подробнее...

«Театр начинается с вешалки» — старая поговорка, которая стала чрезвычайно актуальна в стенах Театра Пушкина в этом сезоне. Первое, что бросается в глаза (а точнее, в уши), — новый звонок, которым
подробнее...

Важное событие, которое выходит «за пределы театра» во всех смыслах, — в этом году на фасад знаменитого здания на Садовом кольце наконец-то вернутся легендарные часы, которые представляют собой
подробнее...

Ричард Мелвилл Холл, более известный как Moby, стоит перед двадцатитысячной толпой и пытается скромничать: «Я понял, что лучший способ гастролировать — это взять акустическую гитару, съесть кусок
подробнее...

Альбом под мистически-религиозным названием «Перевоплотиться» полон условно равнодушных песен с настроением меланхоличной лености и привычной хандры до такой степени, что невольно хочется принять
подробнее...

Песня называется Übers Meer, что значит «Через море», и была опубликована еще в прошлом ноябре на четвертом сольном альбоме Линдеманна Zunge. Негодуя по поводу «неслыханного» вранья (на его взгляд,
подробнее...

Участие в "круглом столе" приняли артист Эдгард Запашный, гендиректор «Росгосцирка» Сергей Беляков, директор симферопольского цирка Борис Тезиков, представители цирковых компаний и директора цирков из
подробнее...