Срочные новости раздела
Комедия про Блаватскую: неординарная героиня потребовала неординарного подхода

Комедия про Блаватскую: неординарная героиня потребовала неординарного подхода

В фойе театра огромный плакат с древом рода Блаватской (чтобы зрителям было понятнее, кто есть кто на сцене). Внизу подпись: «Несколько ветвей генеалогического древа религиозного философа, оккультиста, спиритуалиста и путешественницы». Последний вид деятельности на фоне всех других звучит неожиданно и даже скромно.

В буфете две дамы рассуждают:

— Непонятная, несчастная и никем не понятая женщина!

— Думаешь? А может, просто решила прославиться?

С этим вопросом и следуем в зал, тем более третий звонок зовет. Мимоходом замечаем  ожидаемую, но неожиданную гостью премьеры Ольгу Остроумову, которая пришла поддержать сына-драматурга. Успеваем подхватить программку, дизайн которой бросается в глаза. Картинка буквально говорит своему зрителю: «О!О!О!О!О! БЛЯМЦ! БЛЯМЦ! БЛЯМЦ». Неординарная героиня требует неординарного подхода. Впрочем, об этом чуть позже. 

Поприветствовать зрителей вышел сам худрук театра и режиссер «Веселой женщины» Михаил Левитин, который представил публике актерский состав и героев, которых вывели на сцен, все же пьеса новая, ее автор — Михаил Левитин-младший. А потому, понимая возможные вопросы, сразу расставляют все точки над i. Прокомментировали и дизайн афиши и программок. В конце августа «Эрмитаж» попрощался со своим художником Евгением Добровинским. Шесть вариантов плаката для грядущей премьеры он успел набросать буквально за два часа до того, как творца настиг обширный инфаркт.

Я воспринял это как хороший знак, возможно, как-то связанный с Блаватской, — комментирует Левитин, содержание оптимистичное, но звучит горько. — Это счастье, что он остался жив в его плакатах и в любви к друзьям. А затем худрук наказал: «Судите строго!» И началось действие.

Первая сцена уже хорошо знакома, ее демонстрировали еще на сборе труппы перед началом сезона в середине августа. В ней как камео участвует сам автор пьесы Михаил Левитин-младший и некая дама (Екатерина Тенета, ее же мы увидим и в роли Блаватской) с собачкой по кличке Изя Левит-царевич, с которой Левитин знакомится во время выгула своего пса. По случайному совпадению она оказывается фанаткой Блаватской, даже ездила по местам Блаватской в Индию, где во время медитации услышала странный звук «блямц». Оказалось, что так медитирующие вместе с ней приземлялись после… левитации. Левитировать пришлось и зрительному залу. И блямцнуть тоже. История с дамой, кстати, тоже взята из жизни. На сборе труппы говорилось о намерениях пригласить ту самую женщину, которая случайно стала прототипом фанатки Блаватской, воплощенной на сцене. И действительно, она посетила прогон спектакля и пришла от постановки в восторг.

Маленькая сценка с собаками поднимает важные вопросы:

— Я написал пьесу о Блаватской.

— Про нее можно столько трагедий написать…

— Но у меня комедия!

— Комедия??! ПРО БЛАВАТСКУЮ?!?!?! — почти на крик срывается дама с Изей Левитом в руках.

Вопрос более чем резонный. Фигура оккультистки хоть и спорная, но по-человечески — печальная. Женского и материнского счастья Блаватская, по большому счету, так и не узнала несмотря на то, что замужем была не раз, единственный сын умер (и то, это, возможно, легенда, так как по официальным сведениям детей у нее не было). Вывести на сцену даму, которая прославилась тем, что создала теософское общество, якобы общалась с мертвыми, левитировала, — смелый поступок. Особенно на фоне нарастающего прямо сейчас театрального тренда на показ на сцене великих ученых. На фоне, например, Ландау и Курчатова, которым посвятят постановки в Ваханговском и на Бронной соответственно, личность Блаватской сильно контрастирует. Так что поступок дерзкий и отважный.

Зрителю представляют тифлисский период жизни Блаватской, который здесь сопровождают декорации Гарри Гуммеля, выполненные в восточном стиле и действительно напоминают грузинский дворик. Особенно резной балкончик.

Комедия на грани фарса — чего стоит одна бабушка Блаватской (Дарья Белоусова), на скорости рассекающая по сцене в инвалидном кресле. Есть и зрелищные элементы — потрясающие зажигательные кавказские танцы имама Шамиля (Хетаг Гасиев). А как лихо выскакивает из гигантской пушки юная циркачка Блаватская (Мария Глянц)!

Но все же один из ракурсов, с которого предлагают взглянуть на эту историю, — это с позиции ребенка, Сергея Юльевича Витте (Алексей Сошин), которого на сцене Блаватская называет исключительно премьер-министром. А если постановка действительно воплощает детский взгляд на жизнь этой удивительной женщины, то это многое объясняет. 

На все вопросы, с которыми заходили в зал, однозначных ответов не нашлось. Да и нужно ли? Как сказал сам Левитин: «Спектакль не о человеке, все же театр не «Жизнь замечательных людей». Мы ищем своих героев. И тут дело не в самой Блаватской, а в существовании таких людей, как Блаватская…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Театральный сезон Вахтанговский театр открывает сравнительно поздно, на что есть объективные причины: часть труппы недавно вернулась из Китая, куда ездили на гастроли со спектаклем «Война и мир».
подробнее...

В моем понимании прогрессивная музыка — именно та, в которой есть интересная музыкальная составляющая и которая не имеет границ как географических, так и музыкальных. Поэтому и звучало максимальное
подробнее...

Патриарх Московского и Всея Руси выступал в Екатерининском дворце на Исаакиевской площади, 6. В ожидании патриарха, прохаживаясь по узким коридорам Законодательного собрания с ковровыми дорожками из
подробнее...

Для балетов, оформленных выдающимся театральным художником Симоном Висаладзе, важно погрузиться в историю. Ведь никакой другой театральный художник не придавал такое значение даже мельчайшим
подробнее...

Он был снят в 83-м, в самом что ни на есть застойном году. Уже нет Брежнева, но есть Андропов, застой продолжается. И тут революция на киноэкране. «Пацаны» — это именно революция, не меньше. Это
подробнее...

Название, прямо скажем, с душком, но если исходить из того, что рок должен как-никак провоцировать, то в целом это работает на имидж группы, от которой можно ждать чего угодно. Кинчев как автор редко
подробнее...

Чтобы читатели «ЗД» лучше поняли весь драматизм и масштаб тектонического рок-сдвига, достаточно представить, как группа «Ария» вдруг объявила бы, что вместо канонического Артура Беркута, скажем,
подробнее...

Самая популярная точка Форума - Малый Атриум, где обосновался Искусственный Интеллект и все, что с ним связано. Собственно, утро второго дня Форума с него и началось. Руководитель этого направления
подробнее...

Выступая, Владимир Машков был настроен очень решительно. Впрочем, как всегда:— Слушая полтора часа все, о чем мы здесь говорили, я еще раз отвечу на вопрос что сегодня самое важное в культуре — что
подробнее...

На фоне закатного солнца и здания Северного речного вокзала — сцена, на которой уже расположились музыканты со своими инструментами — это оркестр под руководством музыкального руководителя театра
подробнее...

Любовные треугольники, перемещающиеся с героями через эпохи, — давно испытанный праймтаймовый жанр. Подобные сериалы не очень просты в исполнении, но когда на площадке у знаменитого режиссера есть
подробнее...

Принцип организации выставочного пространства — два кольца и «шайба» в центре, которые катают своих посетителей на машине времени. Форма круга, кольца — это архитектура самого «Зотова», а еще, по
подробнее...

«Театр начинается с вешалки» — старая поговорка, которая стала чрезвычайно актуальна в стенах Театра Пушкина в этом сезоне. Первое, что бросается в глаза (а точнее, в уши), — новый звонок, которым
подробнее...

Важное событие, которое выходит «за пределы театра» во всех смыслах, — в этом году на фасад знаменитого здания на Садовом кольце наконец-то вернутся легендарные часы, которые представляют собой
подробнее...

Ричард Мелвилл Холл, более известный как Moby, стоит перед двадцатитысячной толпой и пытается скромничать: «Я понял, что лучший способ гастролировать — это взять акустическую гитару, съесть кусок
подробнее...

Альбом под мистически-религиозным названием «Перевоплотиться» полон условно равнодушных песен с настроением меланхоличной лености и привычной хандры до такой степени, что невольно хочется принять
подробнее...

Песня называется Übers Meer, что значит «Через море», и была опубликована еще в прошлом ноябре на четвертом сольном альбоме Линдеманна Zunge. Негодуя по поводу «неслыханного» вранья (на его взгляд,
подробнее...

Участие в "круглом столе" приняли артист Эдгард Запашный, гендиректор «Росгосцирка» Сергей Беляков, директор симферопольского цирка Борис Тезиков, представители цирковых компаний и директора цирков из
подробнее...