«Мы единственная выжившая на постсоветском пространстве газетная премия, отмечающая заслуги людей театра», — говорит Марина Райкина. Люди театра не остаются в долгу — самым упоминаемым в речах после Константина Богомолова стало имя основательницы и вдохновителя проекта.
«Мы действительно двадцать девять лет держим эту премию, держим очень бережно, — подтверждает Павел Гусев. — Наша премия без официоза, чиновников, здесь нет официальных лиц, которые бы указывали, кого и за что нам поощрять, а кого не надо».
Павел Николаевич напомнил, что премиальная тарелка Императорского фарфорового завода каждый раз выполняется в оригинальном дизайне.
«Я знаю, что у многих сидящих в зале уже сервизы есть. Стремитесь к сервизам», — шутит главный редактор. Зал отвечает смехом и аплодисментами.
Репутацию «самой короткой премии в мире» нам удалось сохранить и на этот раз — награждение заняло примерно минут двадцать пять, но тринадцатиминутный рекорд по завещанной Чеховым немногословности побит не был.
Молодым везде у нас дорога — поэтому возрастная номинация «Начинающие» открывает церемонию. За лучшую женскую роль второго плана премию получила Анна Патокина (Елена Медведева, «Слава. Молодость», Театр на Бронной).
«Спасибо Константину Юрьевичу», — сказала юная актриса, задав «тренд» церемонии на краткость и деловой темп, произнеся примерно слов десять. Ее коллегу по спектаклю — Никиту Худякова — отметили за лучшую мужскую роль в этом же спектакле. Ольга Бодрова, дочь легендарного актера и режиссера, сыгравшая Агафью Тихоновну Купердягину в спектакле «Совершенно невероятное событие» Мастерской Петра Фоменко, поняла, в какую сторону двигаться — ее реплика была суперсжатой: «Спасибо. Очень приятно».
В устах Федора Малышева («Лучший спектакль большой формы» — «Пугачев», Мастерская Петра Фоменко) и эта телеграфная фраза ужалась до «Спасибо».
«Кто-нибудь засек время?» — спрашивает Райкина у собравшихся (смех).
Списки победителей опубликованы — поэтому здесь перечисляются на все, но парадокс премии в том, что «Полумэтрами» у нас становятся звезды театра, кино, сериалов, например Игорь Верник или Лера Горин.
Сразу три актрисы Театра на Бронной, Мастерской Фоменко и МХТ Чехова — Катерина Васильева, Мадлен Джабраилова и Александра Ребенок — попали в номинацию «Лучшая женская роль второго плана» коллективно. Получив заветную награду, последняя из них отреагировала с юмором:
— Намек понят — буду обращать внимание на возрастные роли.
— Она сыграла бабушку, миллионершу, — поясняет Марина Райкина.
Кстати, Верник, исполнивший главную роль в спектакле «Маскарад с закрытыми глазами» МХТ им. Чехова, на традиции махнул рукой и выступил почти с полноценной речью. «У меня их уже три. Хочу поблагодарить за первую тарелку Владимира Львовича Машкова. За вторую — Сергея Женовача. А за третью — Константина Юрьевича (театральная пауза) Хабенского». (Смех, аплодисменты, потому что ожидаемо было «Богомолов».)
Отдельно нужно упомянуть о призе главного редактора — он достался женскому актерскому составу фронтовой постановки Театра Всеволода Шиловского «Не покидай меня» — Виктории Пархоменко, Евгении Ядрец, Арине Коренец и Юлии Латышевой.
«Уходишь с такого спектакля и гордишься тем, что живешь в этой стране, которая побеждала и будет побеждать!» — так обосновал свой выбор Павел Николаевич. В ответ Всеволод Николаевич Шиловский вспомнил, как тринадцатилетние пацаны стояли в очереди у военкоматов.
— Заразить этим его величество зрителя чрезвычайно трудно в наше время, когда слово «патриотизм» почти матерное. А наши люди ни разу его не произносили, они в нем живут.
Учитывая, что 2024-й — Пушкинский год, логичным было появление в лауреатских списках нескольких обращений к классику, в том числе в «Других номинациях» («Черная речка. Кукольная дуэль», театр из Мытищ «Петрушкина слобода» — «Лучший спектакль к 225-летию Пушкина»; «Моцарт и Сальери. Версия», Театр Терезы Дуровой — приз за музыкальное оформление Илье Мовчану, а также «Лучшая работа художника», доставшаяся «Полумэтру» Максиму Обрезкову за оформление «Повестей Пушкина» Вахтанговского театра).
«Повести...» были замечены и на уровне «Мэтров», а если быть точным — «Лучшая мужская роль второго плана» Александра Рыщенкова.
Ветерана сцены Веру Майорову приветствовали самыми долгими овациями («Лучшая женская роль» Джульетты в постановке «Одна и один» Театра на Бронной).
— Артист без режиссера мало что может сделать, это все режиссер, — с дрожью в голосе сказала Вера Владимировна.
Появление партнера Майоровой по спектаклю Александра Викторовича Збруева («Лучшая мужская роль» — Ромео) ждали с нетерпением, но он не смог приехать из-за проблем со здоровьем. Получить приз за него вышел Константин Богомолов.
Великолепный актер, режиссер, воспитатель нового поколения артистов и с недавних пор глава Союза театральных деятелей России Владимир Машков вышел получать награду за «Атом солнца» в Театре Олега Табакова. От чествования мэтр уклонился, подчеркнув, что «Атом солнца» делали молодые ребята-режиссеры, а он выступил «только лишь» художественным руководителем.
— Я жду тридцатой, юбилейной премии. Ее мы сделаем вместе и надеемся, что к тарелочке добавится еще чашечка.
Заметим также, что Константин Богомолов, дважды выходивший к микрофону как победитель в номинации «Лучший спектакль большой формы» («Дачники на Бали. Или «Асса» 30 лет спустя») и получая приз за Збруева, удостоился признания и как автор социально значимого проекта «Голоса страны».
Ну и заключительный аккорд праздника — групповой снимок на память.
Смотрите фотогалерею по теме