Срочные новости раздела
Тайны Нового общества художников раскрыли в Музее русского импрессионизма

Тайны Нового общества художников раскрыли в Музее русского импрессионизма

Новое общество художников основано по инициативе Дмитрия Кардовского в 1904 году (отсчет ведут с момента принятия устава). Цель общества — поддерживать молодых художников, выпускников художественных учебных заведений и прежде всего Императорской Академии художеств. И им это вполне удавалось. В период с 1903-го по 1917 год в десяти выставках НОХ приняли участие более двухсот авторов (не только молодых, но и мэтров). Музей повторяет опыт эклектичных выставок Нового общества художников и объединяет работы мирискусников Бенуа и Головина, символистов Милоти и Крымова, неоклассиков Щуко и Фомина, академиков Нерадовского и Лансере в одной экспозиции.

При подготовке всех остальных проектов мы так или иначе сталкивались с мастерами, которые участвовали в выставках Нового общества, — комментирует искусствовед Ольга Юркина, — и захотелось разобраться, что это было за объединение, чем оно отличалось от всех остальных творческих союзов, которых тогда в нашей стране было много. Конечно, особое внимание привлекала к себе творческая чета Кардовских.

И действительно, «размытое творческое лицо» ноховцев бросается в глаза. В свое время их обвиняли в отсутствии эстетической основы, но именно своей пестротой и любопытно объединение. Как такие разные художники смогли найти что-то общее?

В начале прошлого столетия в воздухе витал дух поэзии. Ею и пропитана экспозиция. Названия разделов повторяют названия поэтических сборников и стихотворений. И это не фантазия создателей выставки. Все дело в том, что основатели Нового общества художников, супруги Кардовские, поселились в Царском селе по соседству с поэтической семьей Николая Гумилева и Анны Ахматовой и стали дружить. Сама атмосфера времени, пропитанная избыточной утонченностью, рождала то, что составило наследие десяти выставок Нового общества не без влияния модной поэзии.

Пройдемся по залам экспозиции и обнаружим, что поэтические отсылки в названиях разделов где-то очевидны, как, например, северянинское «Это было у моря…» — обнаруживаем там работы внука Ивана Айвазовского Михаила Латри. А вот чего ожидать в разделе «Камень» — интрига. Может, горы и скалы, к образу которых любили обращаться символисты, особенно Бальмонт? Не догадаетесь, но в разделе «Камень» (сборник Осипа Мандельштама) представлены работы архитекторов. Они тоже принимали участие в выставках НОХ. Здесь показывают графику архитектуры модерна. Национально-романтический дух работ Щусева соседствует с современной тогда интерпретацией европейского средневековья в работах Льва Ильина.

В разделе «Цветотравы», название которому дал сборник Валентина Кривича (на самом деле его звали Валентин Анненский, а его отец — знаменитый поэт Иннокентий Анненский), сразу цепляешься за работу Петра Кончаловского «Цветы в высокой вазе». Она явно вдохновлена Ван Гогом, которого, как оказалось, Кончаловский уважал настолько, что отправился в путешествие по его местам. 

За многими картинами стоят любопытные истории. Глядя на работу Елены Киселевой «В парке», задаешься вопросом: почему девушки одеты в платья, которые явно не соответствуют времени создания картины (1908 год)? На них пышные платья, отсылающие к Николаевской эпохе (Николая, конечно же, Первого), пышные наряды с кринолином. Две красавицы на скамейке в парке — сестры художницы. Они обнаружили на чердаке дома под Воронежем бабушкин сундук с нарядами, немедленно приняли решение в них облачиться и отправиться на прогулку. 

Приключенческая и захватывающая история стоит за работой «Кони» Николая Пирогова. У нее необычный ракурс — коня мы видим в упряжке, но с позиции извозчика, даже скорее глазами того, кто запрыгнул на повозку сбоку. Остались воспоминания, что художник рисковал своей жизнью, желая запечатлеть коня в движении. Он выбегал на середину улицы под несущуюся на него повозку или карету, фиксировал облик животного. В этот момент все прохожие глазели на отчаянного художника, затаив дыхание. Но в последний момент Пирогов отскакивал в сторону и оставался невредим. На вопрос, зачем же он так рискует, художник отвечал, что ему важно увидеть именно такое зрелище и под таким ракурсом. Он «фотографировал» глазами.  

Далеко не все художники, чьи работы представлены на выставке, знакомы широкой публике. Здесь и нет цели завлечь зрителя громкими именами. Восприимчивому посетителю откроется много нового.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Секция «Неделя критики» существует в рамках Каннского кинофестиваля с 1962 года и создана Ассоциацией французских кинокритиков. Она нацелена на открытие новых имен и тенденций. Будучи составной частью
подробнее...

Из досье МК: Симфония № 7 или Ленинградская симфония была создана Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в самое сложное для России время, в 1941 году (есть версии, что композитор начал её писать ещё до
подробнее...

В 2010 году Панахи приговорили к тюремному заключению за нелояльность к власти. Затем его отправили его под домашний арест. Вопреки запрету он продолжал работать дома, снимая камерные картины в
подробнее...

Это очень демократичная секция, и на ее просмотры пускают даже тех, кто не смог забронировать билеты. Их катастрофически не хватает, поскольку желающих посмотреть студенческие работы много. И
подробнее...

В разгар ковида Никитин дал большое интервью «МК», пообещав прекрасное далеко уже нынешнему поколению:— «Города из алюминия, ноосфера, прорыв в космос...» нас ждут не в конце века, а уже в середине.
подробнее...

Уже не выходят фестивальные журналы, резко прервалась публикация рейтинга критиков ведущих мировых изданий. Финальные премьеры больше не получат оценки в баллах, оставив пальму первенства «Двум
подробнее...

Легендарный пейзаж в данном случае не метафора, а тысячелетний свиток "Панорама рек и гор" мастера Ван Симэня, жившего во времена династии Сун (960-1279 гг.), и чудом сохранившийся: ведь твёрдые
подробнее...

- Это был человек неимоверного масштаба, таланта, и хореографического и режиссерского. И при этом интересный как личность, - сказал ведущий солист и педагог Большого Ян Годовский на прощании с великим
подробнее...

24 мая вечером должно состояться закрытие 78-го Каннского кинофестиваля и вручение призов. Однако с утра в городе  отключили свет. Нет электричества не только в Каннах, но и в его окрестностях. С утра
подробнее...

В день юбилея классика «МК» вспоминает его литературные дебюты на наших — с небольшими уточнениями — страницах.Дело в том, что в 1919 году будущий «Московский комсомолец» назывался «Юным коммунаром»,
подробнее...

Спектакль про барона Тузенбаха, сестер Прозоровых, встретившихся в конце войны с представителями советских войск, с их подлинными историями у режиссера вырос действительно из «Трех сестер» Чехова и
подробнее...

На первый взгляд, «Иконы советского периода» — одна из самых странных экспозиций, связанных с иконами и вообще. Но такое часто бывает с теми явлениями, которые только-только начинают осмысляться в
подробнее...

«ЖЗ» вернулся таким, каким он был четыре года назад: последний из выложенных журналов — «Нева» за декабрь 2021 года.Впрочем, администрация в шапке сайта разместила предупреждение: «В настоящий момент
подробнее...

Кто-то скажет, что это чисто политическое решение жюри под руководством актрисы и президента Европейской киноакадемии Жюльет Бинош, акт поддержки опального режиссера, который 15 лет прорывался через
подробнее...

Приглашают туда и членов основного жюри, которые обедают, оставляют автографы в книге почетных гостей. Их можно сфотографировать, но они отделены от других приглашенных гостей, в данном случае
подробнее...

Виктор Зуйков известен среди киношников как специалист, способный выполнить едва ли не любое пожелание режиссера или продюсера по зоологической части. Он может научить «играть» перед объективом камеры
подробнее...

Альбом из двадцати треков общей продолжительностью в полтора часа по нынешним временам является весьма сильным заявлением. В данном случае речь идет о сборнике хитов и раритетов и выглядит это как
подробнее...

Награду ему вручили в дни 78-го Каннского кинофестиваля на импровизированной церемонии напротив Дворца Фестивалей. Поскольку премия независимая и никаких мощных спонсорских вливаний у нее нет, критики
подробнее...