Срочные новости раздела
«Тоска по родине!»: у дедушки пресс-секретаря Нацкомитета республиканцев Элизабет Пипко нашлись русские корни

«Тоска по родине!»: у дедушки пресс-секретаря Нацкомитета республиканцев Элизабет Пипко нашлись русские корни

ДОСЬЕ МК

Марк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым художником, которого выставляли в Третьяковской Галерее. Эмигрировал в Нью-Йорк в 1974 году — жил и работал там до своей смерти в 2017 году. Марк Владимирович известен в том числе как портретист. Во время жизни в СССР рисовал генсеков и простых советских граждан, а после эмиграции ему позировали, например, премьер-министр Израиля Голда Меир и лауреат Нобелевской премии мира и журналист Эли Визель, а также великий виолончелист Мстислав Ростропович. 

В год начала Великой Отечественной Марка Владимировича вместе с семьей эвакуировали в Казань, а в конце войны Клионские переехали в Ленинград. Четырнадцатилетний мальчишка из семьи евреев, имеющий склонность к рисованию и все «прелести» своего времени - голод, лишения, смерти близких... В портретах художника прежде всего поражают глаза его современников: кажется, в них отражается  авторский отпечаток потери. Номинант Нобелевской премии мира, один из самых известных исследователей темы Холокоста, журналист Эли Визель говорил, что Марка Клионский для всего в этом мире находил собственное лицо, это лицо изображалось на картине или портрете — «и только оно позволяло нам увидеть неудобную тайну истины».

Спустя двадцать лет, в 1961-ом мастер приступил к созданию серии офортов «Чтобы не забывали» — о гонениях на евреев в годы Великой Отечественной. Холокост становится основой сюжетов его картин, для которых оказались важны и собственные воспоминания Марка Клионского о жизни евреев в эвакуации. 

Интересна дальнейшая судьба офортов: в День независимости Израиля их увеличенные копии в свое время носили по Пятой Авеню в Нью-Йорке, во время праздничных демонстраций. А другой его оригинальный офорт — «Все для фронта» — как обнаружилось, хранится в фонде Ангарского городского музея. 

В поисках творческой свободы 1974-ом году художник перебрался в США. Покидая СССР, часть работ он увез с собой, а часть оставил коллегам. И хотя в Америке  Клионский был достаточно успешен, активно экспериментировал с формой, но тосковал — по СССР, Ленинграду, а героев из страны Советов все продолжал  изображать на своих картинах. За несколько лет до Перестройки создал триптих «Россия беременна» — коллаж из узнаваемых образов и лиц, объединенных одной, пока не ощутимой страной, но уже предсказанной художником судьбой страны, постигшей ее трагедии. Настоящее – в череде лиц, как будто бы переписанных с советских плакатов – не американских, “поп-артовых”. А память для него там, где на красном фоне застывают искалеченные тени прошлого.  

Марка Клионского называли человеком, который создал в Америке неореализм и одним из самых талантливых портретистов. Портрет Ростроповича художник лично презентовал Русскому Музею — презентация в городе на Неве состоялась ровно в день его эмиграции, только двадцать лет спустя. Голда Меир, премьер-министр Израиля, позировала художнику всего лишь полтора часа — Клионский успел создать один из самых известных ее портретов.  

В США художник много занимался «еврейской» темой, которая в официальном искусстве СССР много лет была под запретом. Картины «Еврейский мальчик», «В ожидании транспорта», «Ушла» в том числе и о непростой жизни тех, кого  затронул так называемый «пятый пункт» советского паспорта. 

Его картина «В ожидании транспорта» – не столько программное полотно, передающее  трагедию  американских мигрантов, сколько игра слов и образов, которая строится на интерпретации элементов коллажа. В центре – беременная женщина в белом. А за ее спиной – тени на красном фоне, тревожные и напряженные лица  тех, чьи имена по разным причинам оказались стёрты в истории. Так на картине проявляется авторский почерк – взгляд в будущее, который строится на осмыслении трагедий прошлого и настоящего. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...

На ярмарке помимо торга всегда было место развлечениям. В балаганах выступали артисты, необычные  женщины с усами, безрукие гимнасты, кто угодно, лишь бы привлечь и удивить публику. Сохранившиеся
подробнее...

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

Называть «Бумеры и Зумеры» даже мелкокалиберным альбомом - значит немного преувеличивать. Это скорее мэшап звезд разных эпох, джем под драм-машину - в общем, рисунок, который не претендует на звание
подробнее...

В просторном зале «Яблоко» в галерее искусств Российской Академии художеств ощущается небольшое волнение — гости церемонии, радуясь встрече, обнимаются, жмут друг другу руки. Лишних или случайных
подробнее...

— Как возникла история, уходящая в советское детство?— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Куинси Джонс хорошо знает, что такое работа до седьмого пота в условиях расовой сегрегации, но своими впечатляющими успехами во многом обязан еще и тем, что вытащил несколько счастливых билетов. У
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

Российская академия художеств получила в дар необычный бюст — Владимира Путина, автором работы является австрийский скульптор Александр Лаабмайр, который сделал портрет президента России исходя из
подробнее...