Срочные новости раздела
Знаменитую пьесу Александра Гельмана поставили теперь и в театре Марка Розовского

Знаменитую пьесу Александра Гельмана поставили теперь и в театре Марка Розовского

Конечно, своим успехом мхатовская постановка обязана в первую очередь не затронутым «постельным» темам, а худруку Олегу Ефремову и исполнителям двух главных и единственных ролей — Татьяне Дорониной и Олегу Табакову. В Сети можно найти разные цифры, но историю «мелкого обманщика» и «проститутки» ставили в России и за границей потом еще раз сорок. Сделал это в конце осени 2024 года в качестве режиссера-постановщика и заслуженный артист России Юрий Голубцов (при руководстве Марка Розовского). Причем Гельман приехал в театр «У Никитских ворот» на премьеру, разместившись в третьем ряду Старой сцены, а в конце скромно поклонился публике.

Перезагрузка театрального хита прошлых лет — огромный риск, но, как я писал недавно по поводу ленкомовского «Гамлета» 2024 года: если считать, что «раньше было лучше», то нужно в театрах вешать белый экран, ставить видеопроектор и крутить записи спектаклей с Высоцким и Табаковым. Или — мириться с реакцией зрителей, примерно такой (цитирую подслушанный в кулуарах разговор): «В первой половине они (Владимир Давиденко и Наталья Баронина) проигрывали тем составам».

Кстати, особенно было интересно, будет ли совпадать актер-кавалер из нового каста с описанием в первоисточнике: «лысый плотный мужчина сорока пяти лет, несколько неопрятно одетый: старые джинсы, мятая вельветовая курточка зеленого цвета, рубашка без галстука».

К счастью, Давиденко (известного друзьям театра Розовского в том числе по роли Портоса в перезагрузке «Трех мушкетеров») густой шевелюры лишать не стали и не гримировали соответствующим образом, но зато он был достаточно «помятым», чтобы воплощать на сцене забулдыгу «мейд ин ЮЭСЭСА». Но, кстати, сорок лет назад лысым перед зрителями не показывался и сам Табаков — он же не Куценко, сияющий затылок которого стал фишкой одного из вариантов «Скамейки».

Что касается Барониной, которая в жизни на 12 лет старше своего партнера по спектаклю, то она, несомненно, светловолосая дама и прекрасно сыграла нескладность, простоватость и тоску немолодой женщины по любви и — простите за детализацию — физической близости.

Конечно, у Гельмана героине 37 лет, но образцовая литература стала явно быстрее сваливаться за горизонт эпической дистанции. И в XIX веке, если верить интернетам, 34-летнего Карамзина называли человеком, приблизившимся к «возрасту угасания», а если копать глубже, «старикану» кардиналу Ришелье к моменту Великой осады было 42 года.

Пространственным фоном встречи двух одиноких сердец (одному из которых быть одиноким не мешал штамп в паспорте) у Александра Гельмана выступил городской парк с музыкой, где «крутились карусели, торговали киоски, трещали стрелковые тиры». Перемещая героев вместо средоточия дозволенных при социализме увеселений в тихий уголок парка, автор намеренно помещает Мужчину и Женщину в искусственно ограниченную, как тюремная камера, среду. Где спичечка, газета, которую можно почитать или постелить куда-то, чтобы не испачкать одежду, тканевый носовой платок вдруг начинают обладать повышенной ценностью, совершенно непонятной в нашей действительности, включающей смартфоны и пачку одноразовых платочков за 15 рублей.

Старая сцена театра «У Никитских ворот» — зал очень небольшой, так что остальной мир дан только как звук, а физически присутствуют только скамейка и Двое. Но этого вполне достаточно, и как раз камерность и нужна.

Также хорошо, что у Розовского не стали осовременивать «Скамейку». Оставив как есть непонятные реалии для родившихся в 90-е и позже: «огромную» зарплату в 350 рублей и барскую широту трат того, кто ее получает. Проблему раннего закрытия магазинов, воспетую еще Венедиктом Ерофеевым («в шесть работа кончается, а в девять уже гастроном закрыт. Вот и крутись как знаешь!»), бытовые неурядицы тружениц чулочной фабрики (ну где сейчас чулки производят в фабричных масштабах?). И, наконец, всенародный трепет перед советской «триадой» потребительского идеала: «Квартира. Дача. Машина».

Гельман, конечно, не первым дерзнул проговорить, что народ, даже советский, — это далеко не совокупность героев и творцов истории, а совокупность «маленьких», а оттого ранимых и хрупких перед катком этой самой истории людей. По-настоящему жаждущих только любви — в любые эпохи.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...

На ярмарке помимо торга всегда было место развлечениям. В балаганах выступали артисты, необычные  женщины с усами, безрукие гимнасты, кто угодно, лишь бы привлечь и удивить публику. Сохранившиеся
подробнее...

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

Называть «Бумеры и Зумеры» даже мелкокалиберным альбомом - значит немного преувеличивать. Это скорее мэшап звезд разных эпох, джем под драм-машину - в общем, рисунок, который не претендует на звание
подробнее...

В просторном зале «Яблоко» в галерее искусств Российской Академии художеств ощущается небольшое волнение — гости церемонии, радуясь встрече, обнимаются, жмут друг другу руки. Лишних или случайных
подробнее...

— Как возникла история, уходящая в советское детство?— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

Куинси Джонс хорошо знает, что такое работа до седьмого пота в условиях расовой сегрегации, но своими впечатляющими успехами во многом обязан еще и тем, что вытащил несколько счастливых билетов. У
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

Российская академия художеств получила в дар необычный бюст — Владимира Путина, автором работы является австрийский скульптор Александр Лаабмайр, который сделал портрет президента России исходя из
подробнее...