Срочные новости раздела
Ковры высокого полета: декоративное переложили на живописный язык

Ковры высокого полета: декоративное переложили на живописный язык

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация изменилась: текстиль вышел за рамки украшательства в 1970-х, а последние несколько лет стал одной из самых актуальных форм концептуального искусства. Неудивительно, что живописцы стараются не отставать от тренда и размышлять «вокруг» текстильной философии.

Проект «О коврах» готовился учениками известной художницы Аси Феоктистовой месяцами. Многие авторы занимаются у нее с момента появления мастерской четыре года назад и учатся не столько технике, столько концептуальному и проектному мышлению. Эту выставку «ткали» более десяти авторов, и каждый нашел свой подход к пониманию ковра как философской парадигмы и ткани как медиума. В конце концов, холст – это тоже ткань. Для премьеры проекта выбрали самое подходящее место – галерею Евгения Шутко, которая специализируется на современных художественных гобеленах и коврах.

На входе в уютное помещение на Новинском бульваре встречает портрет загадочной дамы кисти Натальи Яшкиной под названием «За закрытыми дверями», как бы намекая на контекст, где открываются иные эстетические свойства декоративного и домашнего. Девушка с голубым лицом и копной малиновых волос написана в затейливом обрамлении, будто это зеркало, а мы в его отражении увидели образ из прошлого или будущего. На ум приходят тысячи портретов известных живописцев, изображавших женщин в зеркальном преломлении – от Эдгара Дега до Пабло Пикассо. Тайная суть вещей с порога приоткрывается в нетривиальном контексте.

В трех залах можно найти самые разные интерпретации декоративных элементов. Так, Ира Чи пишет на своем «ковре» структуру собственной души в семь слоев, используя оптику психосинтеза итальянского психолога и гуманиста, ученика Фрейда Роберто Ассаджоли, разработавшего теорию о гармоничном саморазвитии. В личностный ковер она вплетает архетипы и символ женского начала – в самый центр.

Татьяна Сальникова плетет свой «ковер» в ритме танца, фигуры балерин становятся его узорами, пластика тела приобретает орнаментальность. Светлана Полянцева свои узоры создает из элементов прялок и резных сундуков, тем самым напоминая о ценности ручного труда, за которым стоят не только усилия и время, но и душевность и теплота, чего не сыскать в фабричной «вязке». В центре картины – почти супрематическое колесо времени из белых и красных штрихов, которое создает эффект движения на статичном фоне из элементов рукотворного быта.

Александр Милов – единственный, кто использовал натуральный ковер в качестве основы для живописного высказывания. В него он врезал зеркало и «глазки» бинокля, а еще покрыл рисунками в стиле граффити, соединив советский, знакомый с детства, бабушкин интерьер и современное декоративное, что можно встретить на любой улице. Тем самым, автор превращает ковер в соучастника и героя. Ассоциация с ковром-самолетом добавляет сказочного контекста его работе.

Рядом с этим красным ковром – еще один, но уже совершенно красный. Карина Еганян объясняет свой сюжет просто: «Когда я думаю о ковре, я закрываю глаза и вижу красный». Понятно, откуда может быть эта ассоциация – «бабушкин» ковер того же цвета. Но яркое, насыщенное одним многословным цветом, видение Карины окружено живописной рамкой из абстрактных мазков серого, оранжевого и бурого. Что подчеркивает психологию красного, который занимает особое место в истории искусства и наполнен сложным символизмом.

Самый узорчатый и масштабный «ковер» написала Катя Кочубей: произведение состоит из пяти частей, где будто бы вышита детская потешка: «Ласточка-Паласочка, где была? У Бога! Что делала? Полотно ткала…» Слова написаны неразрывно и соединяются в чистый орнамент, который оплетает и наслаиваются на фотографию бабушки и малышки. Получилось ностальгическое и эффектное произведение, которое задевает потаенные чертоги памяти.

Ася Феоктистова, инициировавшая проект, создала свой ковер из обрывков старых холстов, которые копились в ее мастерской 10 лет. Так она, словно из слайдов воспоминаний, собрала огромный гобелен высотой больше трех метров с жизнеутверждающим названием «Начало весеннего Возрождения». Жизнь, и правда, плетется из лоскутов событий и мыслей, так же и этот проект «О коврах» сложен из мыслеформ разных личностей.

Ярким событием на фоне асиного ковра стала «Рождественская сказка» – литературно-музыкальный спектакль, во время которого актер Дмитрий Столбцов читал стихи русских поэтов под сюиту №1 Иоганна Себастьяна Баха, исполненную на виолончели Никитой Кочергиным. Начал чтец со строк из Николая Гумилева и Бориса Рыжего, а закончил рассказом «Неразменный рубль» Николая Лескова, герою которого, мальчику Миколке, снится, будто он попал на ярмарку с монетой, и она снова и снова появляется у него в кармане, если тратишь ее бескорыстно. Но пропадает, если проявить эгоизм. Мораль эта в чем-то резонирует идее проекта, который сплетает разные движения души с добрым, гармоничным, очень человечным посылом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...

«Экспозиция по-своему уникальна как для меня, так и для России — в ней очень гармонично соединены классическая живопись и современные технологии. Я постарался показать, что технологии могут помогать
подробнее...

Во время экскурсии от праправнука писателя Владимира Ильича Толстого и хранителя мемориального фонда Госмузея Льва Николаевича Толстого Натальи Зубковой были раскрыты три главные «загадки» старинного
подробнее...

Сам по себе сюжет фильма никак не назовешь слишком выигрышным. Зрителям показывают историю про героя Великой Отечественной, ставшего инвалидом и после этого отправившегося к себе в родную деревню,
подробнее...