Срочные новости раздела
Легендарная  «Мадмуазель Нитуш»  Вахтанговского отмечает юбилей

Легендарная «Мадмуазель Нитуш» Вахтанговского отмечает юбилей

Факты из истории легендарного спектакля

* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в 1943 году в Омске, где театр находился в эвакуации, а выпустили уже в Москве в 1944-ом. Режиссёр - худрук театра Рубен Симонов. 

Вторая версия появилась в 2004 году, постановку осуществил режиссёр и педагог театрального института им. Б. В. Щукина Владимир Иванов.

В первом составе вышли никому неизвестные артисты, вчерашние студенты - Нонна Гришаева (Дениса), Александр Олешко (Селестен, он же Флоридор), Мария Аронова (мать-начальница монастырского пансиона), Алексей Завьялов (лейтенант Шамплатро). Команду молодых укрепили опытными артистами - Владимиром Симоновым (брат близнец начальницы пансиона), Лидией Вележевой (опереточная примадонна Коринн), Павлом Любимцевым (директор театра).

На каждом показе вместе с артистами-вахтанговцами участвуют 20 студентов-щукинцев – 12 юношей и 8 девушек. Они вводятся в спектакль на 2 курсе и играют год-полтора, после чего на их место заступает новый курс. Постановщик спектакля Владимир Иванов уверен, что такое знакомство с прославленной сценой для студентов – важная практика и мощная профессиональная прививка. 

* За 20 лет существования второй « «Мадемуазель Нитуш» сыграно 500 представлений в Москве и в 14 городах России. 

*Спектакль стал лауреатом театральной премии газеты «Московский комсомолец», а также премий «Чайка» и «Звезда Театрала».

*За 20 лет роль начальницы пансиона без замены играет только Мария Аронова – единственная, сыгравшая уже более 500 спектаклей.

* Из двадцати шести музыкальных номеров режиссёр Иванов оставил меньше половины. Роль матери-начальницы увеличил, благодаря чему теперь она проходит через все три акта, хотя в первоисточнике появлялась на сцене лишь дважды — в первом и в последнем актах. Она и её брат-близнец превратят любовную историю Денизы и Селестена/Флоридора в каскад и феерию, что в свою очередь позволит изменить жанр оперетты на оперетту-буфф. 

Сюжет оперетты Флоримона Эрве у нас хорошо известен по музыкальному фильму Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки» (1976 г.) с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом, Людмилой Гурченко, Сергеем Захаровым, Ией Нинидзе, Ириной Губановаой. Скромный учитель в монастырском пансионе Селестен ведет двойную жизнь, сочиняет фривольные оперетки, и эту его тайну раскрывает воспитанница того же пансиона Дениза, сама  мечтающая  о театре. В коллизию театрально-монастырских страстей вовлечены примадонна Коринн (постоянно устраивает сцены Флоридору), начальница пансиона и ее брат-близнец полковник, красавец лейтенант Шамплатро (влюбился в Денису), директор театра, а также отважные  гвардейцы и благочестивые воспитанницы пансиона. 

Но дело не только в том, кто кого обманул и каким образом, кто кого полюбил, а кто потерпел поражение на любовном фронте, кто прославился, а кто звезданулся и проиграл. И даже не в том насколько слажено на сцене работает ансамбль. Секрет «Мадемуазель Нитуш» в импровизации, которая как воздух, как питательная среда делает эту забавную историю искрометной и радостной. 

А что такое импровизация? В переводе с древнегреческого - это неожиданность. Именно неожиданности, которых никто не ждал, во многом делают спектакль неповторимым, создают особый его флёр. Вот только одно - уметь импровизировать на сцене умеют считанные единицы. Это вахтанговская школа, которой овладевают немногие.

В «Нитуш» тон по части импровизации изначально задавали два супер профессионала — Мария Аронова и Владимир Симонов. Если Аронова королева импровизации, то Владимир Симонов - король. Король утверждает, что все их импровизационные шалости шли от королевы. В, общем, ищите женщину.

- Между нами не то что состязание, но сильные пикировки бывали. И не по принципу сказал-ответил, чтобы рассмешить публику, а целые сцены, - говорит мне Владимир Симонов. - . Причем, мы шли по тексту, но воздушные проёмы заполняли импровизацией. Что в пьесе написано, а что напридумывали — всё смешалось. Поэтому есть варианты спектакля театра Вахтангова, а есть наши с ней собственные 

Однажды в первом акте перед самым выходом на сцену Аронова обнаружила, что у неё сломались передние накладные зубы, то есть капа буквально надвое развалилась. Эти зубы - удивительная находка актрисы и художника-гримёра Ольги Калявиной, во многом решившая образ. Для острохарактерной актрисы, которая идёт от внешнего к внутреннему,  грим -  70 процентов успеха роли после работы с режиссером. И вот эти самые зубы перед выходом на сцену ломаются, чем не преминул воспользоваться брат-близнец:. «Что-что? Я не понял. Повтори», - попросил он. От такой просьбы  сестрица полковника впадает в ступор, но надо же выходить из положения.  

- Я держу разломившуюся капу языком и губами и повторяю свой текст, - вспоминает актриса. - Это, с одной стороны, мучительно, а с другой, сама еле сдерживаюсь, чтоб не засмеяться. В общем зубы добавили сцене больше комического эффекта.

С этими зубами в «Нитуш» на сцене все время что-то происходило и происходит. Во втором акте героиня Ароновой врывается в театр и начинает петь. В самый эмоциональный момент ее арии, когда в голосе уже появляется дражемент, зубы у неё вообще чуть ли не выпали. И это на глазах у почтенной публики. Что делает Аронова? Она останавливается, держит паузу и сообщает залу: «Чуть зубы не выпали», после чего как ни в чем не бывало продолжила арию.  Публика зашлась от восторга, а  режиссёр тут же закрепил такую находку. 

Но для артистов на главных ролях - Флоридора и Денизы, которые ведут основную сюжетную линию — такое поведение партнеров ни что иное как  вызов. Им никак нельзя отставать от опытных товарищей. И  на одном из спектаклей Александр Олешко, то ещё шутник,  вместо сочинений своего героя неожиданно для всех вдруг запел шлягер из репертуара… Филиппа Киркорова. И когда Дениза с испугом в глазах наивно спросила учителя: «Разве это уже написано?» — «К сожалению, девочка моя, это будет написано», — с прискорбием сообщил он. Зал рухнул. А на просьбу Денизы дать ей «один маленький бокальчик шампанского», он, в связи с введением понятия возрастные ограничения добавил: «Вы же ещё девочка. 18+».

— Зрители «на ура» принимают нашу игру и с радостью на неё откликаются, - рассказывает мне Александр Олешко. Помню, что когда у меня появился телевизионный проект «Минута славы», то гвардейцы (а это студенты) тут же придумали репризу. После моей фразы: «Ну, хорошо, будем считать удачной эту мою маленькую попытку», студенты неожиданно для меня хором грянули «… эту мою маленькую минуту славы».

Что и говорить, актёры ловко вплетают актуальность в старинный сюжет. Вот мать-начальница сидит читает газету. Вслух: «Денег нет (пауза), но вы держитесь». После этой фразы долго не могли продолжать спектакль - так в жилу пришлась эта теперь уже историческая цитата от государственного лица. А после введения против России  санкций из-за присоединения к ней Крыма полковник скажет капризной примадонне Коринн «Поедешь в тур. В Сыктывкар. В Улан-Удэ. Всё, как ты мечтала». 

А вот и примадонна Коринн - Лидия Вележева. Первому появлению на сцене своей героине актриса добавила одну лишь фразу: «И снова - здравствуйте», на которую зал бурно отреагировал, а  фразу стали повторять другие персонажи. 

- Много было нештатных ситуаций, но мы их обращали только на пользу спектакля, - вспоминает Лидия Вележева. - Помню, должна быть моя сцена, а на сцене остались лежать цветы - их забыли от предыдущей сцены, он не должен лежать в моей сцене. Мы за кулисами с режиссером быстро соображаем что делать, что делать? И нас осенило - Басков! На  спектакль как раз пришёл Коля Басков! Я выхожу, поднимаю цветы и пою  «Щарманку» из его репертуара. Без объявления, во французской оперетке, но зал все понял и поддержал меня. На поклонах Коля вынес на сцену огромный букет. 

Такие штрихи, детали с учётом чувства меры и вкуса только добавляют спектаклю красок, энергии, дыхания времени, но….Импровизация - штука коварная, с ней надо уметь обращаться. И учится обращаться. Когда Виктор Добронравов только ввелся на роль учителя музыки, ему, как выпускнику театрального института, тоже хотелось шутить и быть смешным. Но мать-начальница на первых же репетициях сказала ему: «Витюша, у  тебя есть свои репризы, шутки, но не забывай, что всё-таки ты ведешь сюжет».

Молодой артист сделал выводы и довольно быстро стал достойным партнером королевы комедии и импровизации. Их дуэт временами напоминал дуэль, допускавшую как незапланированные шутки, так и активную работу с залом. Виктор Добронравов вспомнил как в третьем акте минут десять показывал интермедию без слов — как его герой попал в монастырь.

- Как я мучился, как преодолевал все препятствия и т.д. Зритель свое отхохотал, и тут Маша решила добить меня: «Я не поняла, можно сначала?» — «А вы, госпожа начальница, не боитесь, что метро закроется?», — спросил я тогда. Ведь спектакль длинный, и время приближалось к одиннадцати. Зал просто рухнул, а мы — вместе с ним. Потом взяли себя в руки и пошли дальше.

Самое интересное, что экземпляра пьесы с бесчисленными изменениями, где зафиксирован счет импровизационных побед и поражений, в репертуарной конторе театра попросту нет. И если в легенде Вахтанговского — в «Принцессе Турандот» — импровизации масок заложены в комедии Карло Гоцци и в самой постановке Евгения Вахтангова как прием, и интермедии проходили строжайший отбор, то в «Мадмуазель Нитуш»… Есть и неудачи, и промахи. Владимир Иванов признаёт, что импровизации в «Нитуш» часто не имеют берегов, оборачиваясь головной болью режиссера.

— У жанра комедия-буфф, как у медали, две стороны. Он действительно допускает элементы импровизации, и первое время артисты, надо сказать, осторожно обращались с рисунком своих ролей, - объясняет Владимир Иванов. - Но когда у актера появляется свобода, тогда вступает в силу игровая стихия. 

Игра в игру? Игра в игре? Умеет ли её вести новое поколение артистов, в основном теоретически и по рассказам старших товарищей знакомое с импровизационным  способом существования на примере — «Принцессы Турандот», или других вахтанговских шедевров. Ведь их ещё в театральной школе учили, что Вахтангов говорил: «Актёр непременно должен быть импровизатором. В этом и есть его талант». Да, импровизация — это минное поле, по которому без умения нельзя ходить — подорвешься. 

— Когда я однажды, стоя за кулисами, услышал со сцены от какого то гвардейца : «Таганка, все ночи полные огня», мне захотелось крикнуть: «Вон из театра!»В этом случае между понятиями «импровизация» и актерский «беспредел» хочется поставить знак равенства. А всем, кажется, что и они  могут, как Аронова, Симонов, Олешко, Гришаева. 

Сколько же студентов и молодых артистов прошли через эту весёлую оперетку - одни стали известными, блистают теперь в кино, другие пропали с горизонта в неизвестном направлении. Да, в «Нитуш» можно ввести кого угодно, и на какую угодно роль - что правда, то правда. Как и правда то, что нельзя заменить в спектакле только Марию Аронову с ее смешными заячьими зубами, корпулентной фигурой и шпагатом, которым она венчает первый акт. Вот так легко, распевная куплеты берет и садится. 

А Владимир Симонов давно выработал свод своих правил и уверен, что во-первых, на сцене импровизация происходит по щелчку, а не как домашняя заготовочка, во-вторых, импровизируя важно не перебрать в своих экспериментах на сцене и нужно оставаться в канве режиссёрского рисунка. «Главное тут соблюдать «золотой коридорчик» между тем, что есть и твоим. Это состояние, когда без вина ты пьян, и от одной ситуации пьянеешь и играешь на сцене буквально во все».

Ну и напоследок: 31 декабря 2024 года, в день рождения «Мадемуазель Нитуш» на сцену выйдут - Мария Аронова, Виктор Добронравов, Полина Рафеева, Анна Антонова, Карен Овеян, Валерий Ушаков, Вера Новикова и, конечно же, 20 никому неизвестных студентов, для которых «Нитуш» , как показала ее история, может стать счастливым стартапом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация
подробнее...

«Экспозиция по-своему уникальна как для меня, так и для России — в ней очень гармонично соединены классическая живопись и современные технологии. Я постарался показать, что технологии могут помогать
подробнее...

Во время экскурсии от праправнука писателя Владимира Ильича Толстого и хранителя мемориального фонда Госмузея Льва Николаевича Толстого Натальи Зубковой были раскрыты три главные «загадки» старинного
подробнее...