Срочные новости раздела
Клопа раздавили на «щастье»

Клопа раздавили на «щастье»

«В могилу меня вкопает советская ваша власть…» Эту фразу героиня пьесы Владимира Маяковского «Клоп» мадам Ренессанс произносит, когда видит, что купленная ею в магазине селедка на целый хвост меньше, чем у лотошника на рынке. В либретто Кима и Дашкевича фраза приобрела более диссидентские акценты: героиня адресует ее милиционеру, отнимающему у нее патент на парикмахерский бизнес. В спектакле Театра Моссовета притеснение нэпманши и вовсе осуществляется на фоне устрашающего, горящего нестерпимым алым цветом серпа и молота, единственного внятного элемента скудной сценографии. «Съезжалися к загсу трамваи, там красная свадьба была, жених был во всей прозодежде, из блузы торчал профбилет» — эта крылатая фраза Маяковского явно окрылила постановщиков и направила их фантазию в нужное цветовое русло. Агрессивным красным цветом залита вся сцена — создатели спектакля метафорично закрывают ее от зрителя жестким пожарным занавесом. Однако догадаться, что пошлый мир Олега Баяна и Пьера Скрипкина должен запылать огнем, не сможет даже тот, кто прекрасно знаком с идеей авторов пьесы и оперы.

Спектакль решен в жанре… нет, вовсе не фолк-оперы, как того хотел композитор. А в жанре циркового пластического фарса. В том, что написал Дашкевич, очень мало разговорных эпизодов. Почти все сцены, диалоги, реплики решены музыкально — не зря автор назвал свое детище оперой. Музыкальная концепция включает самые разнообразные бытовые жанры: марш, танго, фокстрот. Отдельная роль — у «народных жанров»: частушки, цыганочка, блатная песня, страдания, плач. Дашкевич того периода, когда был написан «Клоп» (композитор начал писать его 60 лет назад, звездный период первого спектакля, поставленного Олегом Кудряшовым, пришелся на конец 80-х — начало 90-х годов), сильно тяготел к подобным стилизациям. Знакомы они всем по его знаменитому «Бумбарашу», которого ставили неоднократно и даже экранизировали.

Инструментовка сделана очень симпатично — небольшой ансамбль размещен в ложе. Но с первой сцены что-то пошло не так. Оркестр играет нечто свое, а артисты свое — кривляясь, выкрикивая реплики надсадными голосами, нестройно пытаясь петь хором, беспрерывно двигаясь в гротескной пластике, напоминающей конвульсии и нервный тик. Костюмы выполнены в стилистике «кабаре для бедных» с непременными гигантскими пиджаками. Поскольку речь идет об эпохе НЭПа, присутствуют нарочито безвкусные шляпки с цветами, желтые чулки, клетчатые брюки. Пролетарии и пролетарки характеризуются косынками и брюками, заправленными в сапоги. Кто из них противнее — гегемоны или нэпманы, даже и не определишь. Противны все. Видимо, авторы спектакля решили прибегнуть здесь к приему «черной морали», оставив зрителя без объекта сопереживания.

Впрочем, нет. Сопереживание, вероятно, было запланировано в адрес главных героев — Присыпкина (Михаил Тройник) и Зои (Дарья Балабанова). Во всяком случае, те, кому посчастливилось видеть первую оригинальную версию «Клопа» в постановке Олега Кудряшова более 30 лет тому назад, отчетливо помнят: было сопереживание. Точно было! Потому что персонажи в том спектакле были людьми, а не зомби, как в Театре Моссовета. Может быть, смешными, пародийными, нелепыми, сатирическими, но людьми. В «Щастье» людей нет. Сплошные ожившие мертвецы или заводные куклы. Которых, как назло, заставили петь.

Присыпкин—Тройник, конечно, не виноват, что не поет. Не всех природа наделяет вокальными данными — иначе все бы стали солистами Большого театра. Виноват режиссер, поручающий непоющему артисту такую роль. И вот начинает артист изо всех сил подменять пение… чем? Ясное дело — криком и воплями. А еще — истеричными конвульсиями гопника, распальцовками и не вполне приличными жестами. Как будто уголовник изображает перед «начальником» неизлечимое психическое заболевание. И здесь уже не до жанра — нет ни страданий, ни романсов, ни куплетов, ни частушек. Впрочем, страдания есть. У зрителей с ушами. Дарья Балабанова, играющая Зою, не лишена слуха. Но, увы, этим ее оперные данные ограничиваются. Бесконечный субтон и полушепот, при помощи которого бедная артистка борется с нотами, в слишком большом количестве понаписанными композитором, быстро надоедают. И как-то невольно встаешь на сторону Присыпкина, который предпочитает Зое Эльзевиру в исполнении очень неплохо поющей Глафиры Лебедевой. Действительно, товарищи! За что боролись? За что убили государя императора? Ведь не за то, чтобы слушать этот, извините, «петит истуар».

И вот на фоне таких, можно сказать, классовых противоречий самыми обаятельными героями вышли те, кто имел более или менее человеческий облик и немного голоса: например, секретарь товарища Лассальченко (Дмитрий Подадаев). И пусть в ноты он попадал не всегда, но их у него было немного, и в общем контексте он воспринимался на ура. А вот Антон Амосов в роли Олега Баяна был прямо-таки на месте. Слегка напомнил образ министра-администратора из «Обыкновенного чуда», но это не самая плохая ассоциация, которая может возникнуть при просмотре «музыкального спектакля».

Осталась и неразрешенная интрига. В финале, когда бедный Присыпкин изошелся в крике и судорогах, окончательно опустился железный занавес. А на нем появились лица. Чьи они? — гадала публика. Может быть, жертв ГУЛАГа, большевистского террора или коллективизации? Не желая оставаться в неизвестности, наиболее продвинутые зрители приняли решение считать их просто «светлыми лицами», которых «Щастье» точно обошло. Но на самом деле очень бы хотелось, чтобы постановочное счастье настигло фолк-оперу «Клоп» Дашкевича—Кима—Маяковского. Потому что материал великолепен, свеж и актуален. Классика!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Незадолго до нового года Виктор Глазунов сообщил, что заболел. Позже выяснилось, что артист находился в больнице после инсульта.«Когда это выяснилось, — с горечью рассказывает Марк Розовский, — Мы
подробнее...

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Если только лишь взять да послушать песни Максима, его композиции — это удовольствие, каких мало. То, что он сделал в кино, в мюзиклах — просто шедевры. И «Три мушкетера», и «Мэри Поппинс», и
подробнее...

2 января, когда Москва погрузилась в новогоднюю дрему и коллеги рассеялись по домам и дачам, в Музее русского лубка и наивного искусства открылась персональная выставка Валентины Теличкиной. В иное
подробнее...

- Женя, когда узнала о своем онкологическом диагнозе, говорила только одно: «Я словно во сне. Я не верю, что это происходит со мной», - рассказывает Николай Скорик. – Она удивительным была человеком –
подробнее...

Раньше я никогда это не смотрел, плевался, ругался, брезговал. Потому что вот так смеяться, как там — гы-гы-гы — ну просто себя не уважать, да, ниже своего достоинства. А тут включил все же
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Легендарный композитор, несмотря на почтенный возраст, находится в отличной форме и по-прежнему активно работает. Недавно Александр Сергеевич побывал в редакции «МК» и рассказал нам о своей жизни. На
подробнее...

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки,
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Так прокомментировали в столичном Ленкоме слух о том, что народная артистка Александра Захарова, дочь бывшего худрука популярного театра Марка Захарова, покинула труппу.Она по-прежнему числится в
подробнее...

На Малой сцене и не только, как говорится, картина маслом из далёких времён: и без того небольшое пространство третьего этажа заставлено немыслимыми приборами в виде больших колёс, разумеется,
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

- Но это был тот редкий случай, когда Женя стала любимицей Татьяны Васильевны Дорониной, - рассказала «МК» Ирина Корчевникова, которая в то время работала в театре заместителем директора. – За два
подробнее...