Срочные новости раздела
В старинной усадьбе законсервировали воспоминания: мнимые зеркала, деревянные голландцы, лестница в небо

В старинной усадьбе законсервировали воспоминания: мнимые зеркала, деревянные голландцы, лестница в небо

Старинный дом на Новой Басманной конца XVIII века известен не только, как усадьба Демидова - из династии знаменитых уральских заводчиков, но и как дом князя Михаила Голицына, где некогда располагалась завидная художественная коллекция, которую называли московским Эрмитажем в малом виде. Здание чудом уцелело в пожаре 1812 года, после чего получило название несгораемого.

В разные годы в нем располагались и Сиротский приют, и больница для чернорабочих, и военный госпиталь, и Городская клиническая больница скорой помощи, где до 2015 года можно было, например, сдать кровь.  

В одном из его помещений была домовая церковь Успения Анны праведной при Басманной больнице. Иконы оттуда давным-давно и бесследно исчезли. Теперь стены облицованы белой плиткой, которую специально сохранили для выставки, чтобы законсервировать на время дух больницы. Это тот самый медицинский кабинет, где брали у пациентов кровь.

Теперь там установлены аквариумы Сергея Катрана, в которых вертикально плавают песочные часы, напоминающие поплавки. Автор называет свою инсталляцию комплексом ванн для восстановления кристаллов времени. Аквариумы снабжены небольшими компрессорами, приводящими в движение пробирки и создающие характерный звук. Кристаллы времени восстанавливаются через 1000 часов, после чего могут вновь использоваться по назначению.

Авторы выставки трактуют ее название «Будущее воспоминаний», как свидетельство того, что наши воспоминания и формируют будущее. Иногда невозможно понять, кому они принадлежат, - тебе или другим людям, насколько связаны с впечатлениями от произведений современного искусства. 

В этих стенах история дома и района в целом переплетается с судьбами их обитателей. Многие работы создавались художниками специально для выставки и на удивление гармонично вписались в старинные интерьеры. Так что у авторов проекта есть все основания называть свое детище тотальной инсталляцией.

Начинается путешествие во времени с коллекции хлебов Серафимы Красниковой – художника и актрисы, снимавшейся в «Ненастье» Сергея Урсуляка, в «Зови меня Дрозд» и «Блондинка» Павла Мирзоева, «Психе» Федора Бондарчука, «Герде» Натальи Кудряшовой. Она сама испекла свой «Хлеб воспоминаний» и в день открытия выставки угощала им гостей. Серафима начала новое для себя дело во время пандемии, когда все сидели по домам, и свободного времени появилось чуть больше. Хлебные изделия на закваске получили название «басманы» в соответствии с традицией XV-XVII веков, когда басман выпекался в дворцовых пекарнях. Существуют версии, у которых все-таки нет абсолютного подтверждения, что и названия улицы, где стоит дом Демидова, идет отсюда. 

В былые времена на каждом выпекаемом изделии ставилось клеймо пекаря — басма. Хлебная коллекция Серафимы Красниковой, словно портретная галерея хозяев, прислуги. А угадывается в ней разве что забавная физиономия Петра Великого.  

Рядом в музейной витрине выставлена «Археология ручного труда» Сергея Катрана — коллекция изделий из терракотовой глины, а это фрагменты цепи, гвозди, молотки, топорики. На вид они хрупкие, в хозяйстве бесполезные.    

   Антон Конюхов наносит на холст металлизированные краски, покрывает его лаком, создавая зеркальную поверхность, эффект золочения.  Его «Направленные действия» - мнимое зеркало, заглядывая в которое можно увидеть свое искаженное отражение. Это ты и уже не ты, нечто расплывающееся в пространстве. Рядом - канистры, тоже утратившие свой привычный облик. 

Семен Агроскин создал серию живописных работ «Увидеть и понять». Холст и масло способны создать потрясающую иллюзию. Увидев до посещения выставки фотографию одной из его работ — стол с тарелками, готовый к приему гостей, - можно подумать, что он такой и есть в реальности, и что нечто подобное не раз доводилось видеть где-нибудь на Венецианской биеннале, в старинных замках, приспособленных под современные арт-объекты. Но все оказалось не так, и секрет раскрывать не стоит, лучше сохранить интригу. «В моих работах, как мне кажется, время течет иначе, чем в реальном мире, иногда даже вспять», - говорит Семен Агроскин. Так оно и есть.  

Сохранившийся почти в первозданном виде парадный зал с   колоннами создан примерно в 1830-е годы. Правда, его своды основательно потрескались, но былое величие не угасло. Стены теперь украшают «деревянные голландские портреты» Нестора Энгельке – переработка классической живописи в «топоропись».  Скажем, копия шедевра Франса Халса или других представителей Золотого века голландского искусства  буквально  вырублены топором из соснового щита.   

В соседнем помещении установлен фонтан, отсылающий к брюссельскому «Писающему мальчику». Свое творение Вильгений Мельников назвал «Плоским фонтаном».  Он изготовлен из дутой стали при помощи сварки и специально деформирован экскаватором. Проект посвящен сдвигу времени.

   

 Идея «Тайной вечери» родилась у Феликса Буха на берегу моря во время отдыха в Болгарии, где он собирал гальку/ Сделана она из природного камня, фанеры и цементной смеси. В течение пяти лет создавался скульптурный цикл по библейским сюжетам.

Саша Кокачева построила камин-химеру из поролона. Получилась точная копию настоящего, лишенная своего предназначения.  Копия, по словам художницы, стала симулякром. Наросты на камине избыточны, они словно поднявшееся тесто, которому тесно в кастрюле. «Прошлое трансформируется, а не исчезает» - таков посыл инсталляции.

«Персональное пространство» Анны Желудь создано из металлических прутьев и составлено из весьма условных предметов, точнее их очертаний. Они вроде бы есть, но в тоже время их нет - кровать, на которой невозможно спать, стул, на который не сесть. Материальная среда переходит в область идей, формируя, как скажет автор, новую вещественность. 

«Облако и веретено. Посвящение Коста Хетагурову» Леонида Тишкова навеяно поездкой художника в Северную Осетию, стихотворением осетинского классика «Безумный пастух». Облако выполнено из овечьей шерсти и напоминает ядерный зонт, спускающийся к обугленному веретену.  Это один из самых эффектных объектов выставки. 

Ольга и Олег Татаринцевы почти ничего не изменили в пространстве, создавая инсталляцию «Пока кто-то знает».  Старые двери прислонили к стене. Так они, наверное, хранились последние десятилетия.  В соседней комнате - старый стул у окна с наброшенным пальто, книги – маленькая копия вышеупомянутых дверей. Они тоже стоят на земле, из которой однажды в старом доме выросли одуванчики. Такое ощущение, что кто-то здесь был еще недавно, но на смену пришло царство пустоты.  

Создатели проекта напоминают в своем вербальном обращении, что прошлое в пространствах особняка Демидова проступает через отсутствие. В безлюдных комнатах стены хранят отпечатки ушедшего и ушедших. Следы обитателей разных эпох, покинувших дом, приют и больницу, пустота предстают как способ восстановления памяти и связи с утраченной историей. 

Из зала в зал идешь, словно по деревянному тротуару.  Он временно настелен для посетителей. Можно рассмотреть отделку разных эпох – от камня до досок. Стены обнажены и прекрасны в патине времени, немного подчищенной и облагороженной. Удивительно, что старый дом не сохранил запахов, от которых порой невозможно избавиться.   

Эпохи смешались, чувство времени утрачено. Путешествуя по залам, можно увидеть предметы и совсем недавней реальности. Два старых лифта   Татьяна Баданина превратила в арт-объекты. Их двери открыты, и можно заглянуть в шахту. В нее как кинопленка уходит лестница, если так можно назвать эту световую конструкцию. «Кадры» сопровождаются титрами: «Вера», «Надежда», «Молитва», «Покаяние», «Благоразумие». Световая инсталляция «Лестница в небо» - своего рода духовное восхождение к совершенству. Однажды Татьяна Баданина написала: «Я делаю небо».  Лестница в небо тоже существует.

В конце апреля особняк закроют на реставрацию. Сколько она продлится, и что будет по ее окончании, можно только гадать. Нынешнее переходное состояние придает дому неповторимую ускользающую красоту. Находясь там, постоянно думаешь об иллюзорности всего земного.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Незадолго до нового года Виктор Глазунов сообщил, что заболел. Позже выяснилось, что артист находился в больнице после инсульта.«Когда это выяснилось, — с горечью рассказывает Марк Розовский, — Мы
подробнее...

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Если только лишь взять да послушать песни Максима, его композиции — это удовольствие, каких мало. То, что он сделал в кино, в мюзиклах — просто шедевры. И «Три мушкетера», и «Мэри Поппинс», и
подробнее...

2 января, когда Москва погрузилась в новогоднюю дрему и коллеги рассеялись по домам и дачам, в Музее русского лубка и наивного искусства открылась персональная выставка Валентины Теличкиной. В иное
подробнее...

- Женя, когда узнала о своем онкологическом диагнозе, говорила только одно: «Я словно во сне. Я не верю, что это происходит со мной», - рассказывает Николай Скорик. – Она удивительным была человеком –
подробнее...

Раньше я никогда это не смотрел, плевался, ругался, брезговал. Потому что вот так смеяться, как там — гы-гы-гы — ну просто себя не уважать, да, ниже своего достоинства. А тут включил все же
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Легендарный композитор, несмотря на почтенный возраст, находится в отличной форме и по-прежнему активно работает. Недавно Александр Сергеевич побывал в редакции «МК» и рассказал нам о своей жизни. На
подробнее...

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки,
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Так прокомментировали в столичном Ленкоме слух о том, что народная артистка Александра Захарова, дочь бывшего худрука популярного театра Марка Захарова, покинула труппу.Она по-прежнему числится в
подробнее...

На Малой сцене и не только, как говорится, картина маслом из далёких времён: и без того небольшое пространство третьего этажа заставлено немыслимыми приборами в виде больших колёс, разумеется,
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

- Но это был тот редкий случай, когда Женя стала любимицей Татьяны Васильевны Дорониной, - рассказала «МК» Ирина Корчевникова, которая в то время работала в театре заместителем директора. – За два
подробнее...