Срочные новости раздела
В Измайлово показали необычные иконы советского времени

В Измайлово показали необычные иконы советского времени

На первый взгляд, «Иконы советского периода» — одна из самых странных экспозиций, связанных с иконами и вообще. Но такое часто бывает с теми явлениями, которые только-только начинают осмысляться в обществе. Сложно назвать большинство икон произведениями искусства, сложно оценивать их с точки зрения высокой эстетики. И вообще, их ждала довольно незавидная судьба — их должны были собрать и сжечь. Но не случилось.

Речь идет прежде всего о феномене фолежной иконы, которая была распространена в советские годы по всей стране и более того, имела региональные особенности! Фолежная — причудливое прилагательное, образованное от слова «фольга», которая является одним из основных материалов для изготовление таких образов. Хотя многим покажется, что это все из разряда «слепила из того, что было» — отчасти, так. Но лишь отчасти.

К концу XIX века большую популярность обрели «расхожие» иконы — дешевые иконы массового производства. К началу XX столетия они создавались на иконных фабриках. Но в советские годы все поменялось: произошел глобальный откат на много десятилетий назад: иконы снова стали делать вручную. Причины ясны — иконное дело стало нелегальным, все в стране стали атеистами. Почти все. Иконное дело в сельской местности, в деревнях продолжало существовать, но теперь занятие считалось нелегальным, а потому и изготовление икон приняло вид…архаичный. Да и внешний вид икон трансформировался: откуда в селе благородные камни и металлы? Отсюда и то, что сегодняшняя публика посчитает «странностью»: деревянный киот еще ладно, а вот украшения из пищевой фольги и искусственных цветов и материи от пионерских галстуков..? Сомнительный внешний вид икон — не дурновкусие их создателей, как многим может показаться. Это необходимость и попытка сделать и украсить образы хотя бы с помощью тех материалов, которые были доступны мастерам. Но идея такого обряжения икон не была новой, ее тоже придумали еще в средние века. Уже столетия назад икона была густо украшена пеленами, занавесями, ризами, цветами и всевозможными блестящими и сияющими одеяними и дарами. Разница заключалась в том, что иконы в храмах и у богатых людей украшались драгоценными материалами, а у бедных людей – фольгой, блестками, недорогими сплавами, крашенным деревом и бумагой.

Ученые взялись за этот феномен совсем недавно, в 2020-м году. Дмитрий Доронин, старший научный сотрудник РГГУ, рассказал нам, с чего вообще возник интерес к фолежной иконе в частности и к советской иконе в целом. Во время экспедиции в Нижегородской области он обнаружил, что в одной из часовен не хватает ряда икон, которые ранее там находились. Речь идет об иконах, которые создавал местный художник:

«Один мой коллега сказал, что эти иконы словно Боб Марли нарисовал, — делится с нами Дмитрий Юрьевич, — Они действительно были исполнены в ярких и сочных тонах. Мы тогда удивились: неужели здесь воруют иконы?»

Позже интрига оказалась раскрыта: не воруют, а сжигают. Иконы, вышедшие из использования, если их уже некуда деть, или они могут кому-то мешать, сжигают или пускают по реке (с чем, кстати, связано много легенд), реже — закапывают в землю. Сожжены были и те «украденные» иконы. 

На выставке в Измайлово представлены, в общем-то, спасенные от сожжения фолежные иконы. Чаще всего в ее основу ложится фотографический образ, раскрашенный вручную цветной тушью в яркими анилиновыми красителями. Вокруг образа — фолежные убранства. Материал тонкий, часто рвался, что видно и на некоторых экспонатах на выставке. Но возможности украсить икону дороже попросту не было. Еще одним важным элементом декора фолежных икон стали искусственные цветы. У современного человека скорее всего возникнет кладбищенская ассоциация при виде пластмассовых стеблей и бутонов из цветастых тканей, но многие наверняка вспомнят, что в советское время искусственные цветы были распространены и тогда они воспринимались совсем иначе.

В каждом регионе были свои «секреты» и особенности. В Воронежской области, например, применяли кружевную технику — декор местных икон очень напоминает накрахмаленные кружевные салфетки, но на самом деле это тоже фольга, которую окрасили хитрым способом. Для покраски использовали зубной порошок, смешанный с одеколоном или спиртом. Спирт быстро испарялся, а порошок прилипал в фольге. Белила, в отличие от зубного порошка, со временем могли пожелтеть.

Любопытно, что изготовлением таких икон занимались в основном женщины. Свое «ремесло» им передали монахини. Речь идет о временах после войны, когда многие мужчины не вернулись с фронта. Надо было обеспечивать семью и как-то зарабатывать деньги… И изготовление таких икон в том числе приносило доход.  

Взглянуть на иконы стоит не только в целом, пробежавшись «по верхам» — по сверкающей фольге и пестрым цветам, стоит вглядеться и в детали. Некоторые иконы откроют вам свои тайны. Например, мы на одной из икон обнаружили фрагменты школьной прописи — какой-то ребенок старательно выводил буквы чернилами, а потом страница тетради стала подложкой для иконы. Некоторые иконы содержат в себе подсказки о том, когда они были сделаны — там подложка могла быть сделана из газеты. По событиям, описываемым в заметках, легко установить приблизительное время создания иконы.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Этим интернациональный состав не исчерпывается. Актеры Андреа Баррос, Андре Раваско, Марко Антонио Баррето и Сара Алис — из Бразилии. Художник по свету Клаудио Мендель и художник по костюмам Нур Кедер
подробнее...