Срочные новости раздела
Артисты из Китая своим танцем оживили древний пейзаж

Артисты из Китая своим танцем оживили древний пейзаж

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

В 1113 году в Китае в период правления императора Хуэйцзуна появился этот чудесный свиток. Его создал студент Художественной академии Ван Симэн. Академия, учрежденная императором Хуэйцзуном, кстати, показана и в спектакле «Поэтический танец». Художнику тогда было около 18 лет. Уникальный 11-метровый свиток — шедевр традиционной китайской пейзажной живописи, с 1000-летней историей. Свиток, на котором изображен пейзаж, тщательно охраняется. Его даже не всем показывают. Хранится он в Дворцовом музее, в одном из залов которого и начинается спектакль…

Перед нами совсем не балет и даже не танец как таковой. Это пластический театр. И показывается зрителю не какое-то абстрактное действо, навеянное древним пейзажем. Спектакль имеет сюжет, в котором рассказывается сама история шедевра китайской живописи и как именно он создавался.

А история такая: ученый — искусствовед и сотрудник музея, изучает древнюю картину 18-летнего художника. И вдохновляется этим пейзажем настолько, что фактически в него проваливается, отправляясь в некое путешествие сквозь пространство и время, где встречается с молодым художником.

В спектакле семь глав, в которых рассказывается процесс создания картины от добывания в горах камня для получения минералов для красок (глава «В поисках камня») до созерцания написанной картины (глава «Живая живопись»). Ученый наконец узнает, как писалась картина: как создавались древние краски, как сушился шелк. И все это танцуется. Что конкретно изображается, зритель узнает с помощью титров на панелях-экранах над сценой.

Ученый настолько погружается в картину, что практически сливается с ее автором. Музейщик танцует с древним художником, при этом используются какие-то поддержки. Так что действие разворачивается практически в двух временных пластах. Старое время и новое наложены друг на друга так, что придают спектаклю некую двуплановость и объемность текста.

Сначала танцуют «печати» (глава «Обращение к печатям»). Видимо, свиток закреплен и запечатан. Соответственно, военизированный мужской танец пяти танцовщиков в синих кимоно — агрессивный, энергичный и быстрый. Кажется, что это защитники свитка. Хореография тут в стиле восточных единоборств.

Но в основном в спектакле все проходит плавно и не спеша: танцовщицы в красивых разрисованных картинками платьях сушат шелк (глава «Набивка шелка»), создают зеленый цвет из порошка купороса (глава «Растирание туши»). Все эти сцены танцуются, но практически без танца, за счет пластики и поз. А зритель, чтоб не запутаться, следит за названием глав на титрах.

Бесконечность жеста, его внутренняя и информационная насыщенность, богатая и красивая пластика движений, с помощью которой создаются поэтичные фрески, — отличительная черта хореографии этого спектакля с четко явленным национальным колоритом.

Танцуют практически только солисты. Кордебалет как таковой выстраивается в позы, но позы очень выразительные. И этот прием наложения танца солистов и статики кордебалета выстраивает некий контрапункт и дает пластическому спектаклю драматургическое напряжение.

Отдельная сцена — освящение кисти художника и танцы вокруг этой кисти, которую он держит в руках (глава «Создание кисти»). Слышно и видно, как плещется вода. Вода в спектакле не только ради красоты — шелк, на котором нарисована картина, необходимо промыть и просушить. И чуть ли не все стадии процесса изготовления картины на шелке показываются одна за другой.

Музыка с вплетенными национальными элементами, своеобразная, медитативно-эпическая, иногда тревожная, иногда волнующая, обволакивает слушателя.

Танцовщики много работают с аксессуарами. Например, активно задействованы в танце рукава их шелковых китайских халатов наподобие кимоно (ног мы практически не видим). Рукава складываются в некие фигуры, и в результате создаются танцевальные красочные композиции.

В китайских танцах и китайской танцевальной технике есть секрет, связанный с военными искусствами и единоборствами: танцовщики как будто не отрываются от земли, а сразу делают любое движение, что характерно для современных китайских танцев. Перевороты, кульбиты у солистов в невероятно красивых туалетах — все это очень сложная оригинальная и малодоступная европейскому танцу техника.

— Танцуя, мы используем такой вид одной из техник, как «циюнь» (живая мысль), — говорит мне исполнитель роли художника Чжан Хань. — Кроме того, в этом танце есть определенная техника, которая похожа на технику «циси» (техника дыхания, а также означает идею и стиль сочинения). Также мы используем элементы, которые у нас применяются в традиционном китайском «тайцзицюань» (китайская боевая техника; один из видов «ушу»). Это искусство считается частично боевым и частично гимнастикой.

В спектакле задействованы специальные технологии — сцена крутится в любую сторону. Используется своеобразная технологичная «накладная» сцена — она вращается. С ее помощью здесь все крутится, вертится и медленно плывет. И все эти конструкции тоже делают спектакль многоплановым, — уточняет мой собеседник.

Надо сказать, что главное в «Поэтическом танце» — медитативное восприятие действительности, погружение внутрь себя, своих эмоций. Спектакль показал нам другой тип художественного восприятия. Его нельзя смотреть, в него надо погружаться…

В финале — всё возвращается в музей, где современные китайцы в джинсах и футболках рассматривают длинную витрину, в которой лежит тщательно охраняемый, развернутый свиток с бесценным пейзажем. А над ними наконец высвечивается сама картина. Пейзаж, изображенный на одиннадцатиметровом свитке, — это панорама красивейших китайских гор на фоне озер с преобладанием зеленого и голубого цветов. Тона в основном пастельные. Приглушенные, отличающиеся нежностью и легкостью, создающие ощущение умиротворения. От времени картина кажется немного размытой. Потом все замирают и погружаются в темноту. А на экранах высвечивается последняя фраза, суть которой — бесконечность внутренних состояний человека.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

— Вы рано пришли в профессию, в 14 лет, бедным мальчиком.. Кем вы мечтали стать? Сразу хотели фотографом или были другие варианты?— В 14 лет ты не знаешь, кем хочешь быть. Я мечтал о разных
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Тем более что на мансардном этаже бывшего доходного дома Любощинских на Зубовском бульваре действительно удалось создать соответствующую атмосферу. Из фанеры собрали «декорацию» североевропейского
подробнее...

Этим интернациональный состав не исчерпывается. Актеры Андреа Баррос, Андре Раваско, Марко Антонио Баррето и Сара Алис — из Бразилии. Художник по свету Клаудио Мендель и художник по костюмам Нур Кедер
подробнее...