Срочные новости раздела
В РАМТ поставили спектакль по воспоминаниям Виктора Розова

В РАМТ поставили спектакль по воспоминаниям Виктора Розова

Его имя навеки связано не только с историей РАМТ, где были поставлены многие пьесы, программно изменившие направление театра, но и с фильмом «Летят журавли» Михаила Калатозова. Это единственная отечественная картина, награжденная (в 1958 году) «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.

Когда Розов писал сценарий, в частности сцену проводов Бориса на фронт, он вспоминал звуки оркестра в Кисловодске (в спектакле мы поймем почему) и как его самого провожали со 2-й Звенигородской улицы в Москве 10 июля 1941 года. Тогда Краснопресненская дивизия народного ополчения лавой плыла по ночному городу…

Многие фрагменты воспоминаний почти буквально воспроизведены в спектакле. Например, как любимая девушка, стоя перед зеркалом, поправляла волосы, когда Розов ей объявил об уходе в армию. Она беспечно спросит: «Да? Какого числа?..» И разговор перешел на другие темы.

Поставил спектакль режиссер-дебютант и актер РАМТ Алексей Мишаков, которого благословила на выбор великолепного литературного материала руководитель постановки Марина Брусникина. Сыграли в нем совсем еще молодые актеры: Данила Голофаст, Максим Заболотний, Семен Шестаков, Марк Нестер, Полина Каленова, Мария Денисова, Варвара Пахомова, Александр Трачевский. Все они поступили в труппу РАМТ в 2024 году после окончания ГИТИС, Щукинского института, Школы-студии МХАТ, ВТУ им. Щепкина… Кто-то из них успел сняться в кино, немного поработать в других театрах, в основном в студенческие годы. Сейчас они заняты в нескольких спектаклях РАМТ, но для многих именно «Удивление перед жизнью» — это возможность сыграть главную роль. Хотя как таковой ее здесь ни у кого нет. Есть общий хор, не соло. Здесь важны голоса всех персонажей — соседей, товарищей Розова. А он — один из них.

Виктора Розова сыграл недавний выпускник мастерской Юрия Бутусова Семен Шестаков, на которого обратили внимание еще в дипломных спектаклях гитисовского курса. В нем есть что-то от его героя, но не физиономического свойства. Александр Трачевский проявил себя не только как актер, но и как аранжировщик вокальных номеров. Его музыка прозвучала наряду с произведениями Чайковского и Штрауса.

Про Виктора Розова худрук РАМТ Алексей Бородин как-то сказал: «Человек как будто неконфликтный, он был очень жестким в плане нравственных понятий. Характеры его героев были многогранны, но Розов всегда знал, на чьей он стороне».

В создании спектакля помогал его сын, режиссер Сергей Розов, который многое знает об отце, чем не всегда отличаются наследники великих, и это помогло погружению в материал.

Виктор Розов был актером, и теперь молодые и современные ребята РАМТ, три девушки и пять юношей, играют актеров Театра революции, которых война застала на гастролях в Кисловодске. Она показалась им чем-то необычным, приключением, и первая реакция была странной, даже радостной. Они пошли в кафе-мороженое отмечать событие… Розов потом попытался понять этот феномен, почему они так восприняли надвигающуюся трагедию.

В выходящих во внутренний двор окнах появляются прекрасные девушки, легкие и беззаботные. Они спускаются к зрителям, устраивают чаплиновскую клоунаду, примеряя пальто, висящее на перекладине. Художник Лилия Баишева минималистично подошла к решению пространства: одежда на вешалке, деревянные помосты под ногами — только самое необходимое и легко поддающееся трансформации. Здесь больше срабатывает магия стен, окружающих театральную площадку.

Получив ранение в своем единственном бою, потеряв почти всех товарищей, Розов оказался в госпитале, расположенном в церкви во Владимире. Туда его доставили истекающим кровью, везли шесть суток. Ему готовы были ампутировать ногу, но в итоге ее удалось спасти. Мы видим происходящее в госпитале, куда доставляют солдат без рук и ног, которые не хотят жить… Но как не верить в жизнь, когда ты спасен, и тебя врачи приглашают не на перевязку, а на скромное торжество по случаю Нового года.

«Я не умер! Хотя, как я узнал позднее, по дежурству передавали: «Розов сегодня умрет, вы его перенесите туда…» — эти строки воспоминаний прозвучали со сцены, как гимн жизни. Доктор исполнила желание своего пациента — и напекла ему пирогов, и сварила компот. Звали ее Мария Ивановна Козлова (ее сыграла чудесная и очень талантливая Полина Каленова). А Розов разделил пиршество с товарищами — даже кому-то из зрителей достанется половинка пирожка.

У Розова есть воспоминания о Козловой, которые в спектакль не вошли, но интересны в ретроспекции роли. В 1946-м почтальон принес письмо, адресованное его умершему отцу, в котором Мария Ивановна интересовалась судьбой сына: жив ли он, чем занимается… Так Розов узнал, что, пока он лежал в госпитале, отец вел с врачом переписку.

Спектакль получился искренним, порывистым, каким только может быть у тех, кто начинает. Им не всегда хватает мастерства, твердой режиссерской руки, но обаяние молодости, жажда играть восполняют издержки неопытности. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Секция «Неделя критики» существует в рамках Каннского кинофестиваля с 1962 года и создана Ассоциацией французских кинокритиков. Она нацелена на открытие новых имен и тенденций. Будучи составной частью
подробнее...

В этом году организаторы конкурса преподнесли гостям и зрителям уникальный подарок – на сцене театра оперы и балета имени Э. Сапаева начались гастроли Мариинского театра. Так же в конкурсные дни свой
подробнее...

Из досье МК: Симфония № 7 или Ленинградская симфония была создана Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в самое сложное для России время, в 1941 году (есть версии, что композитор начал её писать ещё до
подробнее...

В 2010 году Панахи приговорили к тюремному заключению за нелояльность к власти. Затем его отправили его под домашний арест. Вопреки запрету он продолжал работать дома, снимая камерные картины в
подробнее...

Это очень демократичная секция, и на ее просмотры пускают даже тех, кто не смог забронировать билеты. Их катастрофически не хватает, поскольку желающих посмотреть студенческие работы много. И
подробнее...

В разгар ковида Никитин дал большое интервью «МК», пообещав прекрасное далеко уже нынешнему поколению:— «Города из алюминия, ноосфера, прорыв в космос...» нас ждут не в конце века, а уже в середине.
подробнее...

Уже не выходят фестивальные журналы, резко прервалась публикация рейтинга критиков ведущих мировых изданий. Финальные премьеры больше не получат оценки в баллах, оставив пальму первенства «Двум
подробнее...

В любые времена человеку было свойственно спасаться. Все же потребность в безопасности — одна из базовых. В этом смысле эскапизм, который сегодня часто называют «трендом», — далеко не современная
подробнее...

Легендарный пейзаж в данном случае не метафора, а тысячелетний свиток "Панорама рек и гор" мастера Ван Симэня, жившего во времена династии Сун (960-1279 гг.), и чудом сохранившийся: ведь твёрдые
подробнее...

- Это был человек неимоверного масштаба, таланта, и хореографического и режиссерского. И при этом интересный как личность, - сказал ведущий солист и педагог Большого Ян Годовский на прощании с великим
подробнее...

24 мая вечером должно состояться закрытие 78-го Каннского кинофестиваля и вручение призов. Однако с утра в городе  отключили свет. Нет электричества не только в Каннах, но и в его окрестностях. С утра
подробнее...

Спектакль про барона Тузенбаха, сестер Прозоровых, встретившихся в конце войны с представителями советских войск, с их подлинными историями у режиссера вырос действительно из «Трех сестер» Чехова и
подробнее...

В день юбилея классика «МК» вспоминает его литературные дебюты на наших — с небольшими уточнениями — страницах.Дело в том, что в 1919 году будущий «Московский комсомолец» назывался «Юным коммунаром»,
подробнее...

На первый взгляд, «Иконы советского периода» — одна из самых странных экспозиций, связанных с иконами и вообще. Но такое часто бывает с теми явлениями, которые только-только начинают осмысляться в
подробнее...

Праздничный вечер начался со слов, которые сразу же всех обнадежили:  «13 мы считаем счастливым числом, ведь 13 октября родился Алексей Козлов», — с улыбкой заявила Анна Королева, преемница
подробнее...

Свой спектакль Федор Малышев, активно заявляющий о себе как интересный, со своим почерком режиссер, начинает неожиданно, как будто не фронтовую летопись солдата Теркина, а чеховских «Трех сестер »
подробнее...

Кто-то скажет, что это чисто политическое решение жюри под руководством актрисы и президента Европейской киноакадемии Жюльет Бинош, акт поддержки опального режиссера, который 15 лет прорывался через
подробнее...

«ЖЗ» вернулся таким, каким он был четыре года назад: последний из выложенных журналов — «Нева» за декабрь 2021 года.Впрочем, администрация в шапке сайта разместила предупреждение: «В настоящий момент
подробнее...